Премьера оперы "Царская невеста"

Премьера оперы "Царская невеста"

Большой зал
Выберите желаемое время и нажмите кнопку «Купить билет»
Воскресенье, 10 Июнь 18:00 Купить билет

Опера Николая Андреевича Римского-Корсакова "Царская невеста" - шедевр русской и мировой оперной классики. Музыка изумительной, космической красоты покорит вас с первых звуков.
Эту оперу нельзя назвать исторической, но в её основе лежит реальное событие: Иван Грозный на смотре невест выбрал себе третью жену, 19-летнюю красавицу Марфу Собакину. Через 15 дней после венчания молодая царица скончалась; Грозный был убеждён, что её отравили.
«Царская невеста» – одна из самых драматических русских опер. В центре событий - опричник Григорий Грязной, страстно полюбивший Марфу Собакину. Но Марфа просватана за Ивана Лыкова, они любят друг друга. А Грязного любит красавица Любаша. В довершение всего Марфа становится царской невестой…

Спектакль Астраханского оперного театра «Царская невеста» - о человеческих чувствах и человеческих отношениях, которые не изменились со времён Шекспира, о вечности страдания и счастья, о губительной силе необузданных страстей и о держащей всех в страхе тирании царя-деспота. Все герои оперы – заложники страшного государственного устройства, в котором опричнине позволены бесчинство, грабёж, насилие. 

Атмосфера спектакля, как и оперы, пронизана тревогой от незримого присутствия царя, от ощущения, что Грозный где-то рядом, что всякий неверный шаг опасен и может стать роковым. В любой момент каждый может стать жертвой доноса верных царских холопов или произвола опричников.

В сводчатые подвалы, характерные для архитектуры всех старинных кремлей и палат, только сквозь редкие окна пробивается свет. На потёртой штукатурке возникают и растворяются тени людей. Их отбрасывают опричники и герои драмы, попавшие в эти подвалы, но они живут и самостоятельно, то убегая от своих объектов, то оставаясь, когда сцена пустеет… И хотя на стенах нет преступных улик, но они словно пропитаны информацией страшных пыток, издевательств, убийств; они становятся «говорящими» свидетелями событий не только нынешних, но и минувших. Ещё ужаснее подвал царских покоев, пространство которого, сжимаясь, задавливает всякого, искажает тени, которым уже почти нет места в удушающей атмосфере.

Единственная картина под открытым небом – улица в Александровской слободе. Именно в этой сцене единственный раз появляется Иван Грозный. В ремарке сказано: "Государь останавливает коня и молча пристально смотрит на Марфу. Она не узнаёт царя, но пугается и застывает на месте, чувствуя его проницательный взгляд". В оркестре звучит зловещий лейтмотив Грозного. В спектакле Астраханского театра Грозный не появляется как реальный человек. Огромная тень коня с всадником вырастает на стене, кажется, что копыта коня взлетают над домами, и Марфа уже здесь словно растоптана этими копытами…

Пространство сцены изменяется вместе с эмоциональным состоянием героев. Когда Любаша видит Марфу и понимает, что эту красавицу Григорий не сможет разлюбить, стены улицы замыкаются в тупик, оставляющий Любаше только один выход – к Бомелию за колдовским зельем. С незамутнённо-чистым образом юной Марфы, светло и нежно любящей Ивана Лыкова, ассоциируется цветущий яблоневый сад. В финале, когда Марфа трагично и бессмысленно гибнет жертвой людских страстей и царского произвола, подвал осеняется этим садом: он по-прежнему цветёт, и только самая прекрасная хрупкая молодая яблоня - осыпается…

Постановщики спектакля - дирижёр Валерий Воронин, режиссёр Константин Балакин, художник Елена Вершинина, художник по свету Ирина Вторникова - прекрасно известны не только астраханской публике. Все они являются многократными номинантами самой престижной российской театральной награды - Национальной театральной премии "Золотая Маска", а также лауреатами Всероссийской профессиональной премии «Грани Театра масс» за спектакли на открытом воздухе из цикла "Русские оперы в Астраханском кремле".

Минимальный возраст: 12+
-