Вздох из глубины сердца

27.04.2018 12:40
255
Вздох из глубины сердца

До премьеры оперы "Царская невеста" остаются считанные часы.  Мы предлагаем читателя нашего сайта познакомиться с краткой историей создания оперы

ВЗДОХ ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЦА

   В 1898 году Николай Андреевич Римский-Корсаков начал работу над "Царской невестой". Он мечтал создать оперу, в которой мог бы показать и настоящую вокальную кантилену, и богатство и драматические возможности традиционных оперных форм. Позже, в "Летописи моей музыкальной жизни", он написал: "Весною 1898 года я приступил к осуществлению давнишнего своего намерения - написать оперу на «Царскую невесту» Мея. Стиль оперы должен был быть певучий по преимуществу, арии и монологи предполагались развитые, насколько позволяли драматические положения; голосовые ансамбли имелись в виду настоящие, законченные. Ввиду этого в тексте Мея должны были быть сделаны известные добавления и изменения. Эти добавления и изменения взялся сделать по моей просьбе И.Ф. Тюменев, знаток литературы и старины, бывший мой ученик, с которым я сблизился вновь за последнее время. Лето 1898 года протекло быстро за сочинением «Царской невесты». В течение лета вся опера была сочинена, и полтора действия было инструментовано".

   "Сочинение ансамблей вызывало во мне особый интерес новых для меня приёмов, и я полагаю, что по певучести и изяществу самостоятельного голосоведения со времён Глинки подобных оперных ансамблей ещё не было. Песню Любаши в действии я решил оставить совсем без сопровождения, за исключением промежуточных аккордов между куплетами, что немало устрашало певиц, боявшихся удалиться от тональности. Но боязнь их оказалась напрасной; все певицы оставались, к удивлению своему, всегда в тоне, а я говорил им, что песня эта у меня заговорённая. При сочинении «Царской невесты» я не воспользовался, против обыкновения, ни одной народной темой, за исключением мелодии песни «Слава», которая требовалась самим сюжетом. В сцене, когда Малюта Скуратов объявляет волю царя Ивана, избравшего себе в жёны Марфу, я ввёл тему Грозного из «Псковитянки», соединив ее контрапунктически с темою песни «Слава»".

В тот же год, 24 ноября, опера была закончена.

   Ещё в процессе работы было решено, что премьера пройдёт в Мамонтовской опере, существовавшей при финансовой поддержке Саввы Мамонтова. Партию Марфы Римский-Корсаков писал в расчёте на голос и талант блистательной Надежды Забелы-Врубель, жены художника Михаила Врубеля. Голос у неё был "ни с чем несравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся. И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело" (Михаил Гнесин).

   У Мамонтова, однако, возникли серьёзные финансовые проблемы, и он перестал участвовать в деятельности Частной оперы. 22 октября 1899 года в бывшей Мамонтовской опере, которая называлась теперь Московским товариществом частной русской оперы, состоялось первое представление "Царской невесты". Дирижировал Михаил Ипполитов-Иванов, режиссёром был Василий Шкафер, принятый в оперу Мамонтова, как солист, но скоро интересно проявившийся в режиссуре; художником спектакля был Михаил Врубель. Марфу исполнила, как и мечтал Римский-Корсаков, Надежда Забела-Врубель. В "Летописи" композитор написал просто: " Опера прошла с успехом. Забела - Марфа пела прекрасно, высокие ноты в её ариях звучали чудесно". Позже выдающийся музыкальный критик Борис Асафьев написал об опере проникновенные строки: "Я не знаю лучшего определения мелодического стиля «Царской невесты», чем «напевность». Тут именно мелос как высказывание душевной жизни - вот когда хочется «напеть» своё чувство. Почти все лучшие мелодии «Царской невесты» возникают как вздох из глубины сердца…"

 

 

Другие новости все новости


Премьера, которую нельзя пропустить
22
Янв
2019

Премьера, которую нельзя пропустить
22.01.2019

Балет А. Адана «Жизель» - удивительная история о бессмертной любви, вероломном предательстве и прощении, дарующим...

«Созвездие талантов»
21
Янв
2019

«Созвездие талантов»
21.01.2019

26 и 27 января солисты Астраханского театра Оперы и Балета приглашают на новую концертную...

1 февраля  впервые в Астрахани будет исполнена «Домашняя симфония» Рихарда Штрауса
21
Янв
2019

1 февраля  впервые в Астрахани будет исполнена «Домашняя симфония» Рихарда Штрауса
21.01.2019

Софья Гуляк и симфонический оркестр Астраханского театра Оперы и Балета под управлением маэстро Валерия Воронина...

Сохраним историю!
18
Янв
2019

Сохраним историю!
18.01.2019

Уважаемые астраханцы, примите участие в открытии нового художественного пространства «Аркадия»

Театр ждет своих зрителей
18
Янв
2019

Театр ждет своих зрителей
18.01.2019

Новогодние каникулы завершены: приглашаем на премьеру оперы «Трубадур»