Вздох из глубины сердца

27.04.2018 12:40
204
Вздох из глубины сердца

До премьеры оперы "Царская невеста" остаются считанные часы.  Мы предлагаем читателя нашего сайта познакомиться с краткой историей создания оперы

ВЗДОХ ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЦА

   В 1898 году Николай Андреевич Римский-Корсаков начал работу над "Царской невестой". Он мечтал создать оперу, в которой мог бы показать и настоящую вокальную кантилену, и богатство и драматические возможности традиционных оперных форм. Позже, в "Летописи моей музыкальной жизни", он написал: "Весною 1898 года я приступил к осуществлению давнишнего своего намерения - написать оперу на «Царскую невесту» Мея. Стиль оперы должен был быть певучий по преимуществу, арии и монологи предполагались развитые, насколько позволяли драматические положения; голосовые ансамбли имелись в виду настоящие, законченные. Ввиду этого в тексте Мея должны были быть сделаны известные добавления и изменения. Эти добавления и изменения взялся сделать по моей просьбе И.Ф. Тюменев, знаток литературы и старины, бывший мой ученик, с которым я сблизился вновь за последнее время. Лето 1898 года протекло быстро за сочинением «Царской невесты». В течение лета вся опера была сочинена, и полтора действия было инструментовано".

   "Сочинение ансамблей вызывало во мне особый интерес новых для меня приёмов, и я полагаю, что по певучести и изяществу самостоятельного голосоведения со времён Глинки подобных оперных ансамблей ещё не было. Песню Любаши в действии я решил оставить совсем без сопровождения, за исключением промежуточных аккордов между куплетами, что немало устрашало певиц, боявшихся удалиться от тональности. Но боязнь их оказалась напрасной; все певицы оставались, к удивлению своему, всегда в тоне, а я говорил им, что песня эта у меня заговорённая. При сочинении «Царской невесты» я не воспользовался, против обыкновения, ни одной народной темой, за исключением мелодии песни «Слава», которая требовалась самим сюжетом. В сцене, когда Малюта Скуратов объявляет волю царя Ивана, избравшего себе в жёны Марфу, я ввёл тему Грозного из «Псковитянки», соединив ее контрапунктически с темою песни «Слава»".

В тот же год, 24 ноября, опера была закончена.

   Ещё в процессе работы было решено, что премьера пройдёт в Мамонтовской опере, существовавшей при финансовой поддержке Саввы Мамонтова. Партию Марфы Римский-Корсаков писал в расчёте на голос и талант блистательной Надежды Забелы-Врубель, жены художника Михаила Врубеля. Голос у неё был "ни с чем несравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся. И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело" (Михаил Гнесин).

   У Мамонтова, однако, возникли серьёзные финансовые проблемы, и он перестал участвовать в деятельности Частной оперы. 22 октября 1899 года в бывшей Мамонтовской опере, которая называлась теперь Московским товариществом частной русской оперы, состоялось первое представление "Царской невесты". Дирижировал Михаил Ипполитов-Иванов, режиссёром был Василий Шкафер, принятый в оперу Мамонтова, как солист, но скоро интересно проявившийся в режиссуре; художником спектакля был Михаил Врубель. Марфу исполнила, как и мечтал Римский-Корсаков, Надежда Забела-Врубель. В "Летописи" композитор написал просто: " Опера прошла с успехом. Забела - Марфа пела прекрасно, высокие ноты в её ариях звучали чудесно". Позже выдающийся музыкальный критик Борис Асафьев написал об опере проникновенные строки: "Я не знаю лучшего определения мелодического стиля «Царской невесты», чем «напевность». Тут именно мелос как высказывание душевной жизни - вот когда хочется «напеть» своё чувство. Почти все лучшие мелодии «Царской невесты» возникают как вздох из глубины сердца…"

 

 

Другие новости все новости


Для маленьких душ и сердец
19
Сен
2018

Для маленьких душ и сердец
19.09.2018

В центре помощи детям «Улитка» состоялся показ благотворительного спектакля «Золотой цыпленок»

Каспийский медиафорум - 2018
19
Сен
2018

Каспийский медиафорум - 2018
19.09.2018

Впервые главное медиасобытие пройдет в Астраханском театре Оперы и Балета

Великая "Тоска"
18
Сен
2018

Великая "Тоска"
18.09.2018

Главные герои знаменитой оперы «Тоска» Дж. Пуччини предстанут перед зрителями 20 сентября

Поздравляем с творческой победой
18
Сен
2018

Поздравляем с творческой победой
18.09.2018

Солистка Астраханского театра Оперы и Балета Ирина Бокарева стала лауреатом VI Международного фестиваля «Ars...

В Москве открывается Третий фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку»
17
Сен
2018

В Москве открывается Третий фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку»
17.09.2018

26 сентября в рамках фестиваля Астраханский театр Оперы и Балета представит на Новой...