Загадка русской Жизели

25.05.2018 12:40
101
Загадка русской Жизели

В преддверии премьеры балета "Жизель", которая состоится 26 и 27 мая, мы продолжаем рубрику "Загадка русской Жизели...", где рассказываем вам о русских балеринах - известных исполнительницах партии Жизель.

История шестая:

Свою Жизель в 1910 году представила публике другая выдающаяся русская балерина – Тамара Карсавина (1885–1978), которая покоряла красотой, женственностью, искренностью переживаний. В ней была «благородная скромность при безупречной классичности поз и танцев». Она трогала тихой, безмятежной радостью в первом акте и спокойной, почти молитвенной одухотворенностью во втором.

                                      

«Карсавина – большой художник и это она доказала в сцене сумасшествия Жизели, – писал рецензент газеты «Наше время». – Покоряющая сила Карсавиной – в простоте, искренности, в правдивости переживаний, без малейшего штриха подчеркивания, нажима… В хороводе виллис Карсавина – символ беззвучного стона страданий». В 1949 году из рук президента Франции Венсана Ориоля Тамара Карсавина получила гран-при «Жизель», что было признанием французами ее Жизели одной из лучших».

История седьмая:

Случались в истории исполнения партии Жизели в России, конечно, курьезы и неудачи. Одно из провальных выступлений связано с именем Матильды Кшесинской (1872–1971). Впервые партию Жизели, в которой блистали Павлова и Карсавина, Кшесинская решилась исполнить в 44 года, чтобы танцевать с молодым солистом – талантливым артистом и красавцем Петром Владимировым, – в которого она влюбилась. Возможно, это было одно из самых сильных ее увлечений после Наследника. С появлением нового партнера с двадцатилетней разницей в возрасте она будто обрела вторую творческую молодость. Нечто подобное, как известно, случилось с английской примой Марго Фонтейн, когда ее партнером стал танцовщик Рудольф Нуреев – моложе ее на 19 лет.

                                          

Роли лирико-романтического плана не были близки темпераментной индивидуальности Кшесинской. И Матильда Феликсовна впервые потерпела неудачу. Думаю, она могла бы с блеском танцевать в «Жизели» повелительницу виллис Мирту, но выступать в роли второго плана прима не хотела. И чтобы хоть как-то сгладить неприятный осадок, балерина решила станцевать свой

коронный балет – «Эсмеральду». Говорили, что в тот незабываемый вечер она танцевала как никогда.

История восьмая:

«Плачущим духом» назвал балетный критик Аким Волынский Жизель Ольги Спесивцевой (1895–1991).

Восемнадцатилетняя балерина вступила на сцену Мариинского театра в сложный период безвременья, неудовлетворенности прошлым и растерянности перед будущим. «Тело есть темница, в нее заключили душу» – эту фразу Гёте юная Спесивцева выписала в записную книжку, решив, что именно в этом заключается ее задача балерины – танцем освободить душу, дать ей простор и свободу. С той поры и на всю жизнь танец стал для нее не профессией, а насущной потребностью, радостью и проклятием Судьбы одновременно.

                                            

Свою Жизель Ольга Спесивцева подготовила в 1919 году с Агриппиной Вагановой.

«Героиня Спесивцевой любит, и это грозит ей тяжкой карой, – писал балетовед Юрий Слонимский. – Она борется за любовь, и этим обречена на гибель. Глаза Спесивцевой, широко раскрытые в начале первого акта, закрывались к его финалу. По сцене блуждало одинокое, сломленное потрясением существо… Во втором акте Спесивцева танцевала, полузакрыв глаза, словно не смела взглянуть на происходящее вокруг. И красота ее героини нарастала, по мере того как усиливалась борьба Жизели за счастье, только не свое, а чужое».

Жизель Спесивцевой, построенная на контрастах, стала одним из образцов, на который впоследствии равнялось не одно поколение балерин.

Еще две ученицы Вагановой – Галина Уланова и Марина Семёнова – впервые танцевали в «Жизели» в марте 1932-го и в апреле 1934-го, соответственно. Между их Жизелями существует некое духовное родство. Недаром они возникли почти одновременно.

История девятая:

Галина Уланова (1910–1998) открыла новую страницу в интерпретации старинного балета. Бережно сохраняя обаяние классики, она по-своему осмыслила философскую концепцию «Жизели». Уланова отказалась от двуплановости романтического балета, от противопоставления реальности и мечты, жизни и загробной тени. Для нее второй акт – это иное бытие Жизели, продолжение «жизни человеческого духа». Это поэтический рассказ о силе женской любви, побеждающей саму смерть. Уланова первой наполнила образ Жизели ощущением огромной духовной силы.

В танце Улановой было «упоение жизнью, которая дана всего до рассвета – печальное блаженство, торжественная и сладостная танцевальная элегия».

                                        

Внутренний спор Марины Семёновой (1908–2010) с «традиционной» Жизелью начался со спора о существе поэтического. Жизель в ее исполнении – это драма обманутого доверия, внезапного крушения мира, воздвигнутого доверчивой окрыленной любовью душой. Жизель Семёновой погибала потрясенная нежданностью обмана и страшной несправедливостью этого обмана.

В 1956 году Уланова приняла участие в гастролях Большого театра в Лондоне, которые стали триумфальными. О них написаны горы статей у нас и за рубежом. И, конечно, самых высочайших похвал была удостоена в них Галина Уланова, выступавшая в нескольких спектаклях театра, в том числе и в «Жизели». Прием, оказанный ее Жизели публикой, был фантастическим. После того, как спектакль заканчивался, наступала тишина – мертвая, звенящая, пугающая. И вдруг зал взрывался громом аплодисментов.

После этих гастролей Галину Уланову назвали лучшей Жизелью в мире.

В 1960-м году Уланова завершила исполнительскую карьеру и начала педагогическую деятельность в качестве балетмейстера-репетитора Большого театра. И начала она ее с Жизели.

                                                                                                                       ***************

Русская Жизель… Ее особенная, проникновенная жизнь на отечественной сцене никогда не прерывалась. Вот имена некоторых талантливых балерин последних десятилетий: Елена Люком, Ирина Колпакова, Марина Кондратьева, Наталия Бессмертнова, Наталья Ледовская, Галина Мезенцева, Юлия Махалина, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Светлана Захарова, Анна Никулина («Жизель Никулиной, в отличие от большинства современных Жизелей, не наивная простушка, она сродни пушкинской Татьяне, она «мечтою взращена»)...

По-настоящему воплотить классический образ – это не означает только бережно усвоить, освоить и воспроизвести лучшие традиции, связанные с его исполнением. Необходимо создать его заново, увидеть и раскрыть в нем нечто свое, живое, дотоле неведомое.

Поэтому пожелаем успеха в постановке своей «Жизели» и открытии новых Жизелей молодому балету Астрахани: хореографу Константину Уральскому и артистам созданного им балетного театра.

 

Благодарим за предоставленные материалы статьи Заслуженного работника культуры РФ В.С. Модестова

Другие новости все новости


Браво, «Кармен»
20
Июн
2018

Браво, «Кармен»
20.06.2018

Спектакль Красноярского театра оперы и балета посетили студенты Астраханского государственного университета

Сегодня открываются гастроли Красноярского театра  оперы и балета им. Д. Хворостовского
19
Июн
2018

Сегодня открываются гастроли Красноярского театра оперы и балета им. Д. Хворостовского
19.06.2018

В преддверии гастролей красноярские постановщики встретились с ведущими региональными СМИ

«Три века русского романса»
19
Июн
2018

«Три века русского романса»
19.06.2018

Солистка Астраханского театра Оперы и Балета Яна Паклянова приглашает на вечер романса

Пламенная Кармен на Большой сцене Астраханского театра Оперы и Балета
18
Июн
2018

Пламенная Кармен на Большой сцене Астраханского театра Оперы и Балета
18.06.2018

На сцене прозвучат сразу два шедевра мировой классики — музыка Жоржа Бизе и Родиона Щедрина

Мы не прощаемся, а говорим: "До свидания!"
18
Июн
2018

Мы не прощаемся, а говорим: "До свидания!"
18.06.2018

22-ой театральный сезон Астраханского театра Оперы и Балета завершён

Стартует вторая смена «Театральных каникул»
18
Июн
2018

Стартует вторая смена «Театральных каникул»
18.06.2018

Юные артисты познакомятся с волшебным миром театра