АСТРАХАНЬ ПОТРЯСЕНА!

12.10.2012 00:00
117
АСТРАХАНЬ ПОТРЯСЕНА!
Интернет переполнен впечатлениями, восторженными и оттого предельно краткими. Они сливаются в один восхищённый общий отзыв:
«Состоялось событие российского масштаба, поздравляем!

Эффектно! Мощно! Профессионально! Потрясающая постановка! Мы все окунулись в реальную историю, она вновь прошла рядом с нами, и мы стали её участниками! Фантастическое зрелище! Безупречная режиссура, блистательное исполнение! Астрахани есть, чем гордиться! Браво нашему театру оперы и балета за колоссальные впечатления! Вы молодцы! Спасибо! Брависсимо!!!» 


Огромную Соборную площадь Астраханского Кремля сплошь уставили стульями, около полутора тысяч. Оставшееся пространство заняли те, кому не хватило мест, но кто готов был стоять весь спектакль, и таких оказалось около трёх тысяч! Гульбище вдоль всего Троицкого собора также плотно заполнили люди: далековато, но зато на возвышении, - отличный зрительный охват всего места действия. 


12.jpg


А размах места действия на самом деле был огромен: нижнее и верхнее гульбища Успенского собора, величественная соборная лестница и нижняя площадка перед ней, Лобное место; пространство на возвышении под Лобным местом. И, наконец, вся просторная лужайка с её берёзками и кустарником вправо от Лобного места вплоть до здания консистории!


Спектакль должен был начаться в шесть. Без пяти шесть начался – дождь. Он ничуть не смутил зрителей: они тепло оделись, зная, что придётся больше двух часов провести под ночным осенним небом, и теперь беспечно раскрыли зонты, ожидая начала спектакля. Но у оркестра, разместившегося перед соборной лестницей, на уровне зрителей, зонтов быть не могло. Не могло быть и навеса, который просто перекрыл бы зрителям всю картину. Это люди могут самоотверженно играть, петь, работать под дождём. А инструменты оркестра – инструменты нет, не могут.


Невозможно передать, что пережили постановщики, артисты, весь коллектив театра в те 15-20 минут, пока шёл дождь. Проект, который готовился с такой творческой отдачей, который был сопряжён с огромным множеством всевозможных сложностей, связанных с тем, что приходилось осваивать пространство, совершенно не приспособленное для оперного спектакля; проект, который в силу множества причин мог состояться только один раз и только в этот вечер - грозил сорваться из-за банального дождя!..
Но дождь кончился. И началось – чудо. Чудо перемещения во времени.
Казалось бы, опера – самый нереалистический из всех театральных жанров. Но здесь, у стен собора, на парадной лестнице, видевшей и шествия духовенства, и поступь Петра Великого, и народные бунты, которыми так богата история Астрахани, - здесь сценическое действо, эмоционально накалённое великой музыкой Мусоргского, смотрелось так реально, что действительно казалось: мы перешагнули времена. (Впечатление в твиттере: «Я не особый любитель оперы, но у меня пробегали мурашки»). Сама музыка была, казалось, не составляющей частью спектакля, но самим пространством, воздухом, которого не замечаешь, но которым жадно дышишь.


IMG_1.jpg


Колоссальная сцена коронации Годунова: стрельцы сдерживают народные толпы, рвущиеся увидеть нового государя; вниз по соборной лестнице величественной рекой стекает торжественная процессия: митрополит, священники, иконы, хоругви, библия… Грянули колокола:
те, что прописаны в оркестровой партитуре, и те пять сияющих, только что отлитых в Воронеже колоколов, которые специально к спектаклю приобрёл театр, и колокола Пречистенской колокольни… Господи, как же это действительно торжественно и величественно, какой душевный восторг! Не зря говорят, что колокольный звон очищает пространство вокруг себя. В эти минуты - какой астраханец не подумал, с ощущением вот тех самых мурашек, что вот так же, на этой же лестнице, встречали Петра I?!


Четырёхактную оперу Мусоргского по понятным причинам пришлось сократить до одного двухчасового действия. (Поэтому, в частности, две сложнейшие арии Бориса, у Мусоргского разделённые другими сценами, шли подряд, - непростая задача для любого солиста самого высокого уровня. Сергей Белоусов блестяще справился и с этой задачей, и с трагическим образом Бориса в целом). И поскольку сам композитор назвал свою оперу «народной драмой», театр, при всех вынужденных сокращениях, сохранил прежде всего народные сцены. Народ в опере – это хор. Хор в «Борисе Годунове» – главное действующее лицо. В данном случае – талантливо действующее, а не только поющее. Превосходно поющее, а не только действующее. Мощное чувство погружения в иную реальность было у зрителей в первую очередь благодаря именно хору.


IMG_4.jpg


Польский акт. Скромное здание консистории (бывшее художественное училище), стоящее в отдалении и в темноте ночи почти не различимое, вдруг вспыхнуло дворцом, преобразившись до неузнаваемости благодаря одному только свету. Из дверей появились и в горделивом полонезе прошли по зелёной траве, по лужайке у Лобного места, танцующие пары. И – вот оно, волшебство театра: мы переносимся не только во времени, но и в пространстве, мы забыли, что знаем эту лужайку с детства, мы уже в саду сандомирского воеводы Мнишека… 


IMG_5.jpg


Торжество Самозванца, его въезд в Москву - драматичнейший момент русской истории. В спектакле он вызвал особое оживление зрителей, несколько даже не того характера, которого хотели достичь постановщики.
Самозванец появился верхом. На белом коне. За ним ещё двое верховых.
И зрителям очень хотелось зааплодировать, хотя они и сдерживали себя, понимая, что подобная реакция идёт вразрез с идеей оперы. Но выезд был так эффектен, и так не привыкла пока Астрахань к появлению на сцене (пусть даже на сцене условной) живых коней, и такую достоверность придали эти прогарцевавшие по траве кони происходящему…


Можно сказать, что в спектакле, помимо действующих лиц, прописанных композитором, было ещё одно действующее лицо, определившее весь образ спектакля: Колокол. Огромный белоснежный Колокол на Лобном месте, вписавшийся в архитектурный ансамбль так органично, словно он всегда был его частью. Но Колокол отнюдь не был только символом, только деталью декорации. Он поворачивался вокруг своей оси и неожиданно превращался в огромную звонницу с колоколами внутри неё. В эту звонницу ушёл, как уходят к надёжным друзьям, обиженный мальчишками Юродивый. Колокол и Юродивый – они стали как бы единым целым. Слово юродивого всегда было на Руси словом мудрого пророчества и смелого обличения, и никто, даже царь, не смел поднять на юродивого руку. К колоколам же относились, как к живым людям, их освящали, давали им имена. Звон колокола уподобляли живому голосу, а его ударную часть назвали языком. Судьбы колоколов были схожи с судьбой народа. За непослушание и призыв к бунту колокол могли наказать плетьми, вырвать язык, отправить в ссылку. Или убить, сбросив с колокольни. Юродивый ударил в колокола, и Годунов, понял, что это погребальный звон по нему, Борису… Нельзя поднять руку на Юродивого, но можно наказать колокол. И его наказывают плетьми, сбрасывают с колокольни, и он раскалывается на две части…
Толпа радостно устремляется за Самозванцем на белом коне, и только Юродивый у погибшего колокола горестно итожит: «Печаль на Руси… Печаль безысходная…» А по огромному верхнему Колоколу, повернувшемуся своей белоснежной стороной, сочится широкая полоса крови…


6.jpg


Сказать, что огромная Соборная площадь Астраханского Кремля в финале спектакля взорвалась аплодисментами и криками «Браво!!!» - не сказать ничего.


10.jpg


Хочется отдельно и подробно перечислить всех, кто сделал этот замечательный спектакль.
Музыкальный руководитель и дирижёр Валерий Воронин
Режиссёр-постановщик Константин Балакин
Художник-постановщик Елена Вершинина
Художник по костюмам Ольга Девкина
Хормейстер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Галина Дунчева
Художник по свету Ирина Вторникова
Режиссёр по пластике Анна Дмитриенко


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Борис Годунов Сергей Белоусов 
Фёдор Юрий Капицын
Ксения - лауреат международных и всероссийских конкурсов Евгения Старцева 
Мамка Ксении -лауреат международных конкурсов Зинаида Дюжова 
Шуйский Иван Максимейко 
Щелкалов Александр Малышко 
Пимен Алексей Фролов 
Самозванец - лауреат международного и всероссийского конкурсов  Александр Диянов
Марина Мнишек - лауреат международного и всероссийского конкурсов  Марина Васильева
Варлаам - лауреат международного и всероссийского конкурсов Максим Палий  
Мисаил - лауреат международного конкурса Алексей Мартиросян 
Шинкарка - дипломант международных конкурсов  Наталья Зашмарина  
Юродивый - лауреат международного конкурса Роман Корен  
Никитич Заур Давыдов
Митюха Алексей Фролов
Боярин Хрущов Андрей Гончаров 


А, кроме того, огромную работу сделали артисты мимического ансамбля театра, детский хор ДШИ № 3 им.М.П.Максаковой (руководитель Ирина Катюжанская), дирижёры и ассистенты дирижёра, хормейстеры, концертмейстеры, ассистенты и помощники режиссёра, осветители, звукооператоры, гримёры, костюмеры, монтировщики, администраторы, менеджеры – буквально весь коллектив Астраханского государственного театра Оперы и Балета, возглавляемый директором Михаилом Астаниным.

И, может быть, лучшая зрительская оценка спектакля – запись в твиттере:
«Молодцы!!! Ждём ваших новых премьер!!!»

Руководитель
литературно-драматургической части

Наталья Туриева


Другие новости все новости


Новая система продажи билетов
23
Июн
2017

Новая система продажи билетов
23.06.2017

Теперь приобрести билеты без комиссионного сбора можно на нашем сайте

Ежегодное итоговое собрание
20
Июн
2017

Ежегодное итоговое собрание
20.06.2017

В театре Оперы и Балета прошло ежегодное итоговое собрание

Подводим итоги
19
Июн
2017

Подводим итоги
19.06.2017

Богатый на события 21-ый театральный сезон

Театральный сезон завершен
18
Июн
2017

Театральный сезон завершен
18.06.2017

Сегодня состоялся заключительный гала-концерт «Закрытие театрального сезона»

Завершающий гала-концерт
18
Июн
2017

Завершающий гала-концерт
18.06.2017

Сегодня в 18:00 пройдет закрытие XXI театрального сезона

Закрытие театрального сезона
17
Июн
2017

Закрытие театрального сезона
17.06.2017

Сегодня состоится второй гала-концерт