Интервью с постановщиками

14.06.2012 00:00
112
Интервью с постановщиками

Валерий Воронин, музыкальный руководитель и дирижёр

Стихия человеческого чувства

 

- Мировой оперный репертуар неисчерпаем. Почему театр обратился именно к «Пиковой даме»?

45464564.jpgСегодня особенно важно осознавать, наследниками какой великой культуры мы являемся, сколько созидательной энергии и высоких нравственных ориентиров даёт нам литература, поэзия, музыка.

У нас есть все возможности, чтобы Астрахань стала культурным «центром притяжения» для всего прикаспийского региона, для всей России, чтобы в ней закипела настоящая, бурная творческая жизнь.

Астраханский театр, основанный в 1995 году, сегодня пишет новую историю. И мы не боимся ставить перед собой серьезные, амбициозные творческие задачи.  Великая опера Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» как нельзя лучше доказывает, что классика всегда современна. 

- Вас не смущает, что столь сложные задачи ставятся  перед молодым, ещё формирующимся коллективом?

 

- Если не ставить сложных задач, не ставить, прежде всего, перед самим собой, то и коллектив не будет расти. Не обращаться к серьёзным операм, потому что хор пока не такой, как в Большом, или солисты не такие, как в Мариинке – значит, поставить крест на профессиональном развитии. Необходим постоянный поиск самостоятельных творческих решений и твёрдое стремление к поставленным целям. Если бояться смотреть выше собственной головы, делать только то, что мы уже можем – будет рутина, топтание на месте, замкнутый круг. В такой театр никогда не придут новые талантливые артисты,  в спектаклях не будет живого дыхания, и, значит, у зрителей будет сводить скулы от скуки.

 

- Что значит для Вас опера «Пиковая дама»?

 

- Эта опера таит в себе магическую притягательную силу, волнует, будоражит, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь. Меня многие спрашивают, почему именно «Пиковую даму» мы выбрали для первой постановки в новом театре. Отвечу. Во-первых, мы открываем новый оперный дом в России, и очевидно, что для его первой премьеры должно быть выбрано произведение из отечественного репертуара. Во-вторых, в «Пиковой даме» ярко выражена присущая русской душе способность безоглядно устремляться к неосуществимой, химерической цели, страстность, затмевающая рассудок.

У профессионалов не может быть любимых или нелюбимых композиторов, но к музыке Чайковского у меня особое отношение. В опере идеально выстроена музыкальная драматургия. В симфоническом звучании у Чайковского нет  ничего лишнего ни в форме, ни в музыке, ни в оркестровке. Это стихия человеческого чувства, с потрясающей силой выраженная в звуках.  Вот почему Чайковский остаётся актуальным, какие бы внешние изменения ни происходили вокруг нас.


Константин Балакин, режиссёр-постановщик

 Навязчивая идея «Пиковой дамы»

-  Что для Вас самое главное в «Пиковой даме»?

456456456.jpg- То, что это «Пиковая дама»!  Эта опера Чайковского стоит особняком среди всех опер вообще.  Прикосновение к ней  вызывает  трепет и ощущение чего-то невероятно важного, настолько она попадает  в глубину эмоционально-душевного восприятия. У классики, как известно,  нет обложки. Она меняется во времени, поэтому не следует относиться к ней,  как к чему-то застывшему и неприкосновенному. На мой взгляд, «Пиковая дама» провоцирует на эксперимент, предоставляя широкий диапазон постановочных решений. Искренность, глубина чувств и непостижимость – вот что для меня самое главное  в  её лихорадочном музыкальном  потоке. Сама «Пиковая дама» - воплощённая в звуках навязчивая идея.  

- Это не первая Ваша работа над этим произведением?

Да, был спектакль в Ростове-на-Дону, до этого в Волгограде, но сегодня не хочется повторяться, выходить в тираж. Здесь новый театр, новая «Пиковая дама».

- И каким образом стала рождаться новая история?

На этот раз я решил обдать «Пиковую даму» холодом.  Пучину страстей Чайковского захотелось рассмотреть под увеличительным стеклом. Возможно, поэтому возникли ассоциации с картинами  Рене Магритта:  падающие с неба «германы»; влюблённые в платках, закрывающих их лица; комната,  заполненная распустившейся красной  розой;  скульптурные элементы в человеческих фигурах... Вроде бы обобщённые  образы, но за каждым обобщением у Магритта  всегда стоит индивидуальность. Так за фигурой человека в котелке мы видим одного из толпы. И этот один противостоит толпе или даже пейзажу, в котором он размещён.   Из сюрреалистического сочетания не сочетаемого возникает парадоксальная игра на грани страстности и отстранённости, новая, простите за тавтологию, нереальная реальность.            

Ещё в картинах  Магритта  есть хичкоковский саспенс: напряжение и тревога, переходящие в страх. На первый взгляд всё спокойно, гармонично, но не покидает ощущение, что в любой  момент может произойти катастрофа. Такое колоссальное психологическое  напряжение, свойственное и Чайковскому, и Магритту привело меня к сценографическому  решению нашего спектакля.

-  Как бы Вы сами обозначили образное  решение Ваших декораций?

Здесь не будет парадного Петербурга. Это будет город, убивающий своим холодом и безразличием. Искренние человеческие чувства здесь обречены. Важной эмоциональной краской внешней формы спектакля является занавес с изображённым на нём небом. Словно лавина он обрушивается между картинами страха и страсти, напоминая зрителям о нереальности всего происходящего.

-  Расскажите о главных персонажах Вашего спектакля. Какие они?

Все привыкли к образу старухи-графини, ковыляющей по Летнему саду с трясущимися руками. Для меня же это скорей сущность, фантом. Известно, какое значение придавал Чайковский силе рока. Так вот Графиня, это скорее персонификация этой неумолимой силы. Поэтому мне так важна аллюзия  с «Портретом мадам Рекамье» Давида, на котором изображена молодая красавица в ампирном неглиже в эффектной позе на кушетке.   Магритт через полтора столетия написал картину под названием «Перспектива мадам Рекамье», поместив на той же кушетке гроб. Философская игра со временем и смертью; ирония, близкая повести Пушкина. Отнюдь не бабушка, а зловещая хищница, собирательница жертв, бессмертная Пиковая дама, она предстаёт перед нами с распахнутыми крыльями гарпии, избрав себе в жертву Германа. Словно сгусток негативной энергии катится на него после этой встречи чёрный шар, вовлекая сначала в игру, а затем и в борьбу с неведомым. Открытая страстям натура Германа не останавливается на достигнутом. Добившись ответного чувства Лизы, он ищет встречи с роком и расплачивается за эту встречу рассудком. Огромная красная роза (заимствованная у Магритта) словно прорастает сквозь открытую чувствам Лизу и поглощает её, когда она понимает, что потеряла любимого.  Буквально окрылённый «раскрывшейся» ему тайной, Герман проигрывает в игорном доме свою жизнь, превращаясь в мешок, набитый деньгами.

- А Томский, Елецкий?

Томский – невольный виновник всей этой истории. Он рассказал анекдот, запавший Герману в душу. Поэтому он тоже становится зловещим.  Елецкий – «существо». Именно так его называет Лиза, а  в своей арии он около двадцати раз употребляет местоимения первого лица, так и не выслушав свою невесту.  Так что, вопреки традициям, о благородстве здесь говорить не приходится.

- Будут ли на сцене карты, деньги? Кажется, в «Пиковой даме» без этого не обойтись.

Обойтись без этого сложно, но можно. Кроме специалистов, мало кто знает, что за игра такая «фараон», в чём её суть. Не вдаваясь в подробности, скажу только, что она полностью рассчитана на случайность. Таким образом, всё в руках Фортуны. Вот почему в нашем спектакле сцена бала заканчивается не прибытием Екатерины  Второй, а проездом колесницы Фортуны, безжалостно давящей всех, кто стремится ухватить её за хвост.  Что касается денег, то они будут, но в соответствии с сюрреалистической стилистикой – порченные, червивые. Но игра в игорном доме не в карты и не на деньги. Там судьбе проигрывают свои головы, проигрывают себя, оболваниваются. 

- Лакомым кусочком для режиссёров в этой опере всегда была интермедия «Искренность пастушки». Как Вы решаете её в своём спектакле?

Из всех придуманных нами с художником по костюмам Еленой Вершининой  вариантов, наиболее интересным показалось провести параллель с первейшим библейским сюжетом, а именно об искушении Евы, о первородном грехе, о том, как первочеловеки обрекли себя и свой род на муки и стали смертными. Думаю, это сюжет о потере силы человека противостоять року. Сладок был плод, велика была расплата. Вот почему Прилепа и Миловзор у нас становятся Евой и Адамом соответственно, а Златогор – змеем искусителем. Гости же, словно падальщики, набрасываются на смертных при первом удобном случае.

- Выходит,  «Пиковая дама» - опера о безысходном?

Эта опера о любви и смерти, о страсти и страхе, о человеческом бессилии перед роком. Человек,  поддавшийся своим страстям, становится пешкой в руках судьбы. Противостоять судьбе невозможно, но можно противостоять собственным страстям.

Другие новости все новости


Готовьте букеты — любимые солисты оперы вновь с вами
19
Окт
2017

Готовьте букеты — любимые солисты оперы вновь с вами
19.10.2017

Первый оперный спектакль «Травиата» после длительных гастролей

Всероссийский флешмоб
19
Окт
2017

Всероссийский флешмоб
19.10.2017

Скоро мы узнаем, кто в оперной России лучший

Дружеская встреча в театре
18
Окт
2017

Дружеская встреча в театре
18.10.2017

Артисты театра Оперы и Балета поделились своими впечатлениями после длительных гастролей

Ночь искусств в театре Оперы и Балета
18
Окт
2017

Ночь искусств в театре Оперы и Балета
18.10.2017

С 4 на 5 ноября 2017 года пройдет Всероссийская акция «Ночь искусств» под девизом «Искусство...

Оперная труппа приглашает астраханцев и гостей города
16
Окт
2017

Оперная труппа приглашает астраханцев и гостей города
16.10.2017

Оперный спектакль «Травиата» вновь на сцене Большого зала

«Хрустальный башмачок» приглашает
15
Окт
2017

«Хрустальный башмачок» приглашает
15.10.2017

Подарите волшебную сказку себе и своим детям