Монолог о «Князе Игоре»

02.10.2014 13:51
78
Монолог о «Князе Игоре»

5 и 6 сентября 2014 года на Соборной площади Астраханского кремля свершилось беспрецедентное событие: в течение двух вечеров около 20 000 зрителей увидели новую грандиозную постановку Астраханского государственного театра Оперы и Балета оперу прекрасного русского композитора Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь». Этот спектакль взбудоражил весь город. Многочисленные отклики заполонили СМИ Астрахани, Волгограда, Москвы и других регионов. Своими впечатлениями об увиденном спектакле поделилась Раиса Алексеевна Захарова – старший научный сотрудник Отдела зарубежного искусства Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина. Раиса Алексеевна –  человек не равнодушный, искренне радующийся всем культурным событиям в родной Астрахани и за её пределами.

 

Опера Бородина «Князь Игорь» сегодня чрезвычайно актуальна. В нашей жизни, развивающейся  на пересечении всевозможных энергий, событий, культур и историй, новый спектакль Астраханского государственного театра Оперы и Балета и сам стал частью астраханской истории и астраханских реалий. Этот спектакль не случаен. Я называю спектаклем большое драматургическое полотно, объединившее  архитектуру,  музыкальную часть, балет и  рождённую самим городом атмосферу. После спектакля большинство зрителей испытали явную эйфорию. Мы уходили наполненные музыкой, событиями, драмой. Драмой монументальной, интимной и очень современной. Благодаря грамотному выбору знаковых прочтений, она нашла отклик в душе каждого и стала личным событием. Все, кто смотрел это роскошное действо, очарованы спектаклем. Это был и мой личный праздник! Великое счастье, что у нас в городе появился ТАКОЙ театр!

Дмитрий Рогулин.jpg«Князь Игорь» - объёмная работа, выполненная чрезвычайно качественно, на высочайшем творческом уровне! Я не могу даже представить всех усилий, которые потребовались от коллектива для осуществления этой работы. Техника (звукорежиссура, свет, видеоинсталляции, осуществление трансляции в режиме он-лайн) – это фантастика и загадка. Технический антураж спектакля сделан настолько деликатно, что вся механика осталась незаметной для слушателей. Захватывало само действо, срежиссированное Константином Балакиным и поддержанное великолепным оркестром. Отдаю дань Художественному руководителю и дирижёру Валерию Воронину, который создал такую мощную музыкальную полифонию! Казалось,  что мы находимся внутри, в эпицентре этого объемного звука и вибрируем вместе с ним. 

Среди исполнителей меня потряс хор. Я постоянно отмечаю и вновь повторю, что в астраханском театре хор, ведомый Галиной Дунчевой, обладает особым качеством и фантастической органикой. Слушая его, кажется, что звучит один голос («единые уста» 60 человек)! Во всех сценах оперы Бородина они пели единодушно и настолько красиво, что захватывало дух!

Я долго размышляла о рисунке роли Князя Игоря в исполнении Руслана Сигбатулина. Он пел душой русского человека. Его Князь Игорь мягок, мужественен и лиричен. Убеждена, что такое прочтение может иметь место, оно оправдано двусмысленной ситуацией, в которой действовал герой. Для молодого певца мощная роль в опере Бородина – подлинный подарок судьбы! Исполнители других ролей тоже хороши. Фантастическое впечатление оставили исполнительницы женских ролей. Елена Разгуляева (Ярославна), Наталья Воробьёва и Зинаида Дюжова (Кончаковна), Альбина Шакирова и Евгения Старцева (половецкая девушка), Елена Малышева и Екатерина Чернышёва (няня Ярославны) меня потрясли. Мастерство артистов астраханского театра, а также певцов, приглашенных из других театров – Александра Никитина (Санкт-Петербург), Али Аскерова (Баку), Андрея Валентия (Минск), – заставило звучать спектакль на столичном уровне.

Суханкин 9.jpg

Отдельная тема – балет. В Половецких плясках зрители увидели настоящую феерию цвета, пластики и жеста. Молодая  балетная труппа под руководством Константина Уральского растёт стремительными темпами. Думаю, в дальнейшем мы увидим немало первоклассных постановок.

Особый восторг у меня вызвали костюмы, задуманные Еленой Вершининой. Они были выполнены из высококачественных материалов, прекрасно сидели и не сковывали пластику артистов. В костюмах выдержан национальный колорит с изысканностью, изобретательностью и шармом, без излишней прямолинейности. Благодаря выразительным костюмам каждая сцена превращалась в настоящее художественное полотно. Я не могу согласиться с меломанами, иронизировавшими по поводу излишней роскоши в облачении героев и обилия драгоценностей в женских нарядах. Хочу напомнить, что парадный русский великокняжеский гардероб был намного роскошнее. Кроме того этого «требовали» естественные декорации архитектурного памятника и великолепие Успенского собора, на фоне которого всё теряется. Для этого понадобилась видеопроекция, мне ближе термин, принятый в изобразительном искусстве, – видеоинсталляция.

Видиоинсталляции достаточно старый вид искусства, с давних времён хорошо известный на Западе и часто используемый многими современными художниками. В спектакле видеоинсталляции превратились в один из оживляющих элементов. Они вводились чрезвычайно деликатно, заставляя звучать сам собор. Собор как архитектурное сооружение превратился в отдельный элемент драматургии. В нём появилась живая музыка, которая «звучала» в унисон с оркестром и солистами. На мой взгляд, некоторые нюансы нуждаются в доработке. К примеру, скорректировав время демонстрации и масштабы фигур, проецируемых на собор, можно было внести больше динамики в некоторые сцены. К примеру, достаточно долго выдерживался женский образ. В целом изображения, возникавшие во время проекции, превратились в очень убедительные и очень сильные аргументы. Они не мешали восприятию. Они дополняли его и вносили современные акценты.

Роман Шейн 3.jpg

Меня поразило, как деликатно удалось провести светскую линию на фоне культовых зданий. Все переживали, ведь среда, в которой разворачивался спектакль, была очень хрупкой и риск невероятный. Так хотелось, чтобы всё получилось.

Два с половиной часа прошли на одном дыхании. Тысячи зрителей, оказавшиеся в контексте событий, ощущали себя современниками развивавшегося действия и были объединены единым патриотическим порывом. Именно так народ должен собираться перед важными испытаниями.

Огромное спасибо всем создателям спектакля и всем тем, кто оказывал ему поддержку!  Опера «Князь Игорь» на Соборной площади Астраханского кремля – СОБЫТИЕ года!!!

 

Раиса Захарова

Идея, запись и литературная обработка монолога – Наталии Калиниченко.

 

Другие новости все новости


Пробуй себя в качестве настоящего художника театра!
27
Июн
2017

Пробуй себя в качестве настоящего художника театра!
27.06.2017

Объявляется набор в Студию Художественного мастерства при театре Оперы и Балета

Выставка-презентация «АСТРАХАНЬ. ТЕАТР. ОПЕРА. БАЛЕТ»
27
Июн
2017

Выставка-презентация «АСТРАХАНЬ. ТЕАТР. ОПЕРА. БАЛЕТ»
27.06.2017

Более 70 театральных фотографий 20 лучших спектаклей театра будут представлены под сводами стеклянной крыши на...

Новая система продажи билетов
23
Июн
2017

Новая система продажи билетов
23.06.2017

Теперь приобрести билеты без комиссионного сбора можно на нашем сайте

Ежегодное итоговое собрание
20
Июн
2017

Ежегодное итоговое собрание
20.06.2017

В театре Оперы и Балета прошло ежегодное итоговое собрание

Подводим итоги
19
Июн
2017

Подводим итоги
19.06.2017

Богатый на события 21-ый театральный сезон

Театральный сезон завершен
18
Июн
2017

Театральный сезон завершен
18.06.2017

Сегодня состоялся заключительный гала-концерт «Закрытие театрального сезона»