"Монотеатр". Константин Гузенко о событиях в Чёрном зале

21.04.2015 14:06
106
"Монотеатр". Константин Гузенко о событиях в Чёрном зале

  Чёрный зал стал больше похож на театр: появились кулисы, рампа, на заднике – экран. Но суть спектаклей и концертов осталась прежней, ее можно было бы обозначить одним словом: эксперимент. 17 апреля 2015 года в Астраханском театре оперы и балета были показаны два, абсолютно несхожих спектакля. Так и хочется сразу обозначить их стилистику, и если коротко: позитивное «белое» находится в принципиальном контрасте с депрессивным «черным». И по форме, и по содержанию.

Это буквально, например, было обозначено цветом. В первом случае мы видели прямо бьющий на сцену белый свет, во втором – мрачные мерцающие тени. Соответственно и музыка. Если в начале звучали произведения В. Дашкевича, М. Дунаевского, И. Шварца и А. Вертинского, то во втором акте музыка больше походила на атональную, то есть отчетливо слышны были блуждание, скольжение в тянущемся медленном темпе скорбных интонаций вокруг нескольких опорных точек. 

Дальше. Сначала для голоса, в первом действии, была подобрана музыкальная фонограмма. А потом, во второй части, возникали явные импровизации «живых музыкантов» (Владимир Эльперин – ударные. Данил Слынько – контрабас. Никита Резник – гитара, фортепиано. Валентин Рулёв – скрипка, фортепиано, DJ).

Кто-то из слушателей потом сказал: «Этот концерт – позитив и негатив в одном флаконе, причем еще не разболтанные».

Официально этот вечер получил название «Второе мероприятие цикла Вечеров авторской драмы». И действительно, все кто пришел в театр, увидел два совершенно разных моноспектакля, два разделённых и контрастных отделения.

Сначала Монотеатр Сергея Кичигина «Зеленая лампа» представил театральную смесь «О смешных людях». Отметим, играл актер самозабвенно, с легким юмором и самоиронией, непринужденно общался со слушателями. Он конферанс элегантно соединял с классическим литературным материалом. Казалось, купается в стилях, образах, персонажах. Получает и дарит всем удовольствие, свой оптимизм. (Я в таких случаях говорю – «актер лучится»). Амплитуда жанров и соответствующих эмоций раскинулась от трагифарса до анекдота, от простенькой миниатюры до проникновенного театра-песни. Он как бы пригласил друзей к себе, в гримерку, за занавес, в свой добрый мир закулисья. Вспомнил корифеев сцены, с теплотой отзывался о современных коллегах по цеху. И хотя пот катился с его лица, он все делал легко и непринужденно. Даже небольшая путаница в сценарном плане, вдруг возникшая в стройном спектакле, фактически сработала на главную цель – реальная жизнь актеров и одновременно их готовность, как в последний раз, подняться на очередную вершину вдохновения. А стихи Ю. Кима, Б. Ахмадулиной, Н. Заболоцкого, рассказы М. Зощенко, А. Аверченко помогали ему создавать этот многоликий монообраз.
После небольшого антракта Черный зал театра в буквальном смысле стал …черным.

Во 2-м отделении был представлен авторский драматургический материал, пьеса Даниэллы Окуджава «Первый гром при северном ветре» («Для одного с оркестром»). Вот маленький фрагмент ее текста: «От дня, не предвещающего беды, по условию – ждут смерти». Как обозначено в ремарке перед спектаклем, зрителям предлагалась камерная «читка» (практически наизусть) авторской пьесы. О чем? О том, как постепенно мир одинокого человека погружается в черную утопию.

Музыканты – важные, хотя и второстепенные действующие лица, в финале, как в Прощальной симфонии Й. Гайдна, по одному уходили в темные кулисы, уносили с собой мрачные наплывы надрывной прозы автора текста. Смерть, беспросветность жизни, болезнь, мистика. Этому состоянию способствовали и нерезкие образы экранного течения размытых предметов, почти как у Андрея Тарковского в «Сталкере»! Вообще, ассоциаций было предостаточно, например, с прозой С. Довлатова и Токаревой, поэзией Арсения Тарковского, Д. Хармса и И. Драча, да и от современных мистических кинострашилок что-то было… Да, жутковатым мир получился у этой юной и очень одаренной девушки! Эмоции рвали ей душу, слова проглатывались, она задыхалась и срывалась на крик отчаяния. Не все поняли, не все приняли. Обнаженный нерв сгустка чувств скрипел по душам зрителей. Кто не вытерпел муки, потихоньку ушел, не прощаясь. Но большинство осталось до конца. (Соседка по окончанию спектакля даже как-то вздохнула неожиданно громко, с облегчением и грустью). Подумалось, а не так ли всё было в Серебряный век, когда накануне Первой мировой встречались поэты и в темноте, при мерцающей свече читали друг другу мрачные мистические произведения? Неужто история повторяется? Но нет, ведь был же, был же первый акт – «Смешные люди»! Да и на улице весна, и рядом с театром ночное небо расцвечивается салютами свадебных торжеств. Значит завтра вновь выглянет наше южное солнце, и Астрахань продолжит жить своими заботами. 

И вскоре вновь на спектакль соберет своих зрителей наш любимый театр оперы и балета, чтобы как бы снова сказать: мир не так уж депрессивен, он прекрасен в разных его проявлениях, хотя порой и противоречивых, и контрастных между собой. Так не унывайте, спешите жить и любить!

 

К.Гузенко

 

Оригинал статьи http://mvastracons.ru/?p=27406

Другие новости все новости


Приглашаем на открытие нового арт- пространства
13
Дек
2017

Приглашаем на открытие нового арт- пространства
13.12.2017

«Театральная мастерская» распахнёт свои двери 14 декабря

Дружеская встреча в Астраханском театре Оперы и Балета
13
Дек
2017

Дружеская встреча в Астраханском театре Оперы и Балета
13.12.2017

Артисты балета поделились своими впечатлениями после гастролей

Астраханцы в Сибири
12
Дек
2017

Астраханцы в Сибири
12.12.2017

В Красноярске началась первая репетиция

Труппа Астраханского театра Оперы и Балета прибыла в Красноярск
12
Дек
2017

Труппа Астраханского театра Оперы и Балета прибыла в Красноярск
12.12.2017

Сегодня в преддверии гастролей в Красноярске Астраханского государственного театра Оперы и Балета и Астраханского театра...

Александр Жилкин встретился с журналистами
11
Дек
2017

Александр Жилкин встретился с журналистами
11.12.2017

В Астраханском театре Оперы и Балета прошла большая пресс- конференция.

Опера «Отелло» глазами фотографа.
11
Дек
2017

Опера «Отелло» глазами фотографа.
11.12.2017

Свой фотоотчёт представляет фотограф Руслан Кондрашин.