Новое слово о драматической легенде «Осуждение Фауста»

15.06.2016 10:09
203
Новое слово о драматической легенде «Осуждение Фауста»
Астраханский театр оперы и балета – один из самых молодых коллективов нашей страны: как музыкальный он существует уже два десятилетия, а вот в статусе оперно-балетного – только пятый сезон. И тем не менее именно в эту пятилетку он отваживался на такие амбициозные оперные постановки, как «Пиковая дама» и «Борис Годунов», «Князь Игорь» и «Отелло», «Мадам Баттерфляй» и «Евгений Онегин». Театр трижды привозил в Москву свои спектакли на «Золотую маску», и хотя премии пока он не получил, сам факт говорит о многом: амбиции его художественного руководства небезосновательны, театру есть что предложить и собственной публике, и столичной – как в музыкальном плане, так и идейно. Новый проект театра, главная оперная премьера этого сезона – еще больший вызов, чем прежние работы, еще большая заявка на то, чтобы встать вровень с прочими крупнейшими оперными театрами страны, со своими сложившимися традициями и богатым послужным списком. В Астрахани ни много ни мало отважились на драматическую легенду Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста» – и, безусловно, выиграли! Смелое дерзание не оказалось самонадеянным наскоком. Пограничное по жанровой принадлежности творение великого француза впервые прозвучало в России (и в Петербурге, и в Москве) уже через год после французской премьеры (1846), причем под управлением самого автора, гастролировавшего тогда в нашей стране. К берлиозовской версии сюжета Гёте обращались впоследствии не раз, но всегда – только в концертном варианте, трактуя опус в привычных рамках ораториального подхода. Астраханский театр первым в России отважился на сценическую премьеру – представить опус как синтетическое действие, где музыка, конечно, главный компонент, но не единственный. Как известно, Берлиоз свой опус на театральных подмостках не увидел – сценическая премьера прошла в Опере Монте-Карло лишь в 1893 году, спустя четверть века после ухода автора из жизни. В России же, которая почитала Берлиоза еще при жизни и с его «Фаустом» не расставалась никогда, до сценического воплощения добрались и того позже – через полтора века. Причем идея эта воспламенила умы сразу и в Астрахани, и в Москве (как известно, в конце этого сезона Большой театр России также делает сценическую премьеру). Но оперный театр в Нижневолжье оказался первым, за что ему честь и хвала. Осуждение Фауста АстраханьПри всей яркости и театральности музыки Берлиоза все же его «Фауст» – не опера, произведение, не созданное специально с расчетом на сцену, хотя таковая возможность и предполагалась автором. Драматическая легенда – это ведь не жанр, а некая романтическая метафора, придуманная композитором, который объективно не мог вписать свое детище в привычные академические формы. Здесь переплелось многое – опера, балет, симфония, оратория, причем переплавлены эти элементы сложно и причудливо, разобраться в этом не просто, выстроить ясную драматургию, визуализировать звучащую вселенную – задача титаническая. То есть, с одной стороны, как бы легко, все вроде бы лежит очень на поверхности, ибо партитура ярка и выразительна, образы выпуклы и рельефны; с другой, привычное развитие сюжета здесь лишь намечено, и гораздо важнее железной драматической линии, фабулы – развитие настроения, мысли, ощущения. Иными словами, перед постановщиками задача стояла очень сложная: во многом придумать драматический и визуальный образ произведения, отталкиваясь от океана звуков. Безусловно, удалось им это блестяще, они сумели схватить сущность музыки Берлиоза, подчеркнуть ее философичность и идейную грандиозность, дать выразительное театральное воплощение музыкальным образам композитора. Режиссура Константина Балакина действенна и очень музыкальна – все идеи постановщика рождены музыкой, причем как очевидные, так и самые неожиданные решения абсолютно оправданы звучащим контентом. Балакин рассказывает историю утомленного жизнью ученого (море прочитанных книг наводняет сцену все два акта), проводя его через разные эмоциональные состояния до встречи с настоящим большим чувством, ради которого умудренный, познавший в жизни практически все, амбициозный интеллектуал готов пойти на сделку с адом. Отправная точка повествования – монументальный образ Гёте, который, словно божество, демиург всего происходящего, устрашающе восседает на высоком кресле-троне (картинка явно отсылает к венской скульптуре Хеллмера). Но колосс оказывается хрупким – человеческая бойня, война, один из важнейших и отвратительнейших видов человеческой деятельности, в один миг разрушают его… Гармония мироздания уничтожена, появляется хаос, сродни тому, который давно поселился в душе Фауста. Осуждение Фауста АстраханьСпектакль Балакина захватывает с первых мгновений и не отпускает на всем своем протяжении, поэтому легко впасть в его описание – искренне хочется пересказать все замечательные находки мастера. Совершенно невероятны визуальные образы: сценографу Елене Вершининой, художнику по свету Ирине Вторниковой и художнику видеоконтента Сергею Некозыреву удалось создать фантастическое по красоте и силе воздействия «пространство в развитии», в котором переплетаются неведомые космогонические миры, философские метафоры, многослойность образов и идей. По уровню воплощения, по качеству реализации давно не приходилось видеть столь всепоглощающей, ошеломляющей феерии – нечто подобное на моей памяти было в «Золоте Рейна» хьюстонской «Гранд-опера» (постановка знаменитой каталонской группы La Fura dels Baus), где, однако, наблюдалось немало провокативного и эпатирующего, в то время как в астраханской продукции визуальное пиршество строго подчинено музыкальной логике опуса. Что касается музыкального плана, то маэстро Валерию Воронину под силу свести воедино сложнейшую мозаику опуса, добиться баланса и соразмерности звучания групп инструментов, голосов солистов и хора, что в столь полифоничном материале – совсем не просто. Оркестр живописует сочно, зримо, но нигде не срывается в неоправданные буйство и громыхание; сдержанность и внимание к нюансам, точности и упругости фразы не утрачиваются ни на минуту. Великолепно справляется со своими задачами и хор (хормейстер Галина Дунчева), которому в спектакле вменены в обязанность сложные пластические задачи (наряду с балетом и мимансом – балетмейстер Анна Дмитриенко). Осуждение Фауста АстраханьАлексей Михайлов героически справляется с насыщенной, высокотесситурной партией Фауста: хотя звучание и не поражает красотой и масштабностью, но тем не менее выразительно и точно. Элегантный Мефистофель-франкофон Дмитрий Кондратьев – фактурный артист и интересный певец с благородным звуком, которому под силу и вкрадчивые, и устрашающие интонации. Написанная для меццо партия Маргариты объективно низка для божественного спинто Елены Разгуляевой, но певица удачно перестраивает свой голос и оказывается убедительной героиней – низкая тесситура покорена, а сопрановая светлость в звучании добавляет этой Маргарите нежности, трепетности, лучезарности. Автор рецензии - ведущий музыкальный критик России АЛЕКСАНДР МАТУСЕВИЧ. http://musicseasons.org/feeriya-gyotevskogo-masshtaba/

Другие новости все новости


Русская балетная классика для зрителей Китая
19
Дек
2018

Русская балетная классика для зрителей Китая
19.12.2018

Балетная труппа Астраханского театра Оперы и Балета отправилась на гастроли в Китай

Афиша января
18
Дек
2018

Афиша января
18.12.2018

Даты, которые нужно запомнить

Декабрь пахнет волшебством
17
Дек
2018

Декабрь пахнет волшебством
17.12.2018

Главные герои музыкальной сказки «Белоснежные сказки кота Берендея» поздравляют маленьких астраханцев с наступающим Новым годом

Балет П.И. Чайковского  «Щелкунчик» приглашает
16
Дек
2018

Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» приглашает
16.12.2018

Вас ждёт добрая сказка, полная волшебства и приключений

Чудеса случаются
15
Дек
2018

Чудеса случаются
15.12.2018

Артисты балета Астраханского театра Оперы и Балета приняли участие в новогодней акции для детей ...