Об Истории, Балете и Музыке. Интервью с композитором Валерием Киктой.

25.05.2016 17:12
191
Об Истории, Балете и Музыке. Интервью с композитором Валерием Киктой.
Поклонники астраханской балетной труппы с нетерпением ожидают премьеры балета «Андрей Рублёв». Несколько дней отделяют зрителей от этого знаменательного события. Масштабный замысел, в центре которого символическая личность неповторимого русского художника средневековой Руси, объединил создателей нового спектакля. По заказу театра, художественного руководителя, главного дирижёра Валерия Воронина и балетмейстера Константина Уральского, музыку к балету написал известный московский композитор Валерий Кикта. Валерий Григорьевич – представитель старшего поколения отечественных композиторов. Его творчество, развивающее лучшие традиции московской композиторской школы, широко известно в России и за её пределами. В процессе напряжённой работы над партитурой нового балета В.Г. Кикта посетил Астрахань. Во время астраханской встречи композитор и хореограф обсуждали насущные проблемы будущего спектакля. Несмотря на плотный график своего краткого визита, Валерий Григорьевич любезно согласился ответить на несколько вопросов. Разговор с маэстро начался с балетной темы, обсуждение которой естественно переплеталось с дорогими его сердцу воспоминаниями.

В композиторской среде Вы – один из самых верных рыцарей балета. В списке Ваших сочинений значатся 11 балетов («Андрей Рублёв» станет двенадцатым), три фильма-балета. Откуда такая страсть к этому жанру?

– Причина простая. Первым балетмейстером, с которым мне посчастливилось работать, был Ростислав Владимирович Захаров. Он всегда приглашал молодых композиторов. Будучи руководителем Балетной труппы Завода Серп и Молот (очень известной в столице), он обратился ко мне, студенту Московской консерватории, с заманчивым предложением. В 1963 году для его труппы и был написан мой первый балет «Золотая пора» о молодёжи, поднимающей целину.

Я часто бывал у него дома. Ростислав Владимирович ввёл меня в балетный мир и познакомил с легендарными балеринами Большого театра: Мариной Семёновой и Раисой Стручковой. А после окончания консерватории мне волей неволей пришлось писать балеты. Теперь уже мои студенты делают работы с их выпускниками.

Став главным редактором журнала «Балет», Раиса Степановна Стручкова предложила пригласить меня в его редколлегию. И вот так пошло. Один, второй, третий балет и так далее.
Так что связь с балетом – прямая и непрекращающаяся.

Думаю, между Вашей первой работой и нынешним визитом существует мистическая связь. Дело в том, что Ростислав Владимирович Захаров был коренным астраханцем, очень любил этот знойный город и в детстве жил в нескольких кварталах от нашего теперешнего театра оперы и балета.

– Неужели?!!! Я этого не знал.

Замыслы многих Ваших сочинений связаны с историей и культурой Древней Руси. Не могу не вспомнить симфоническую летопись и балет «Владимир-Креститель», ораторию «Княгиня Ольга», симфонические «Фрески Софии Киевской», хоровые «Пасхальные распевы Древней Руси», баллады для баса «Из древнерусского эпоса», камерное сочинение для гобоя «Поклонение Яриле», наконец, музыку к замечательному мультфильму «Василиса Микулишна» и так далее.

Древняя Русь, доисторическая Русь – это Ваша тема?

– Скажу так – это одна из центральных тем. Я ведь родом с Украины. История всегда меня волновала. В 1951 году мама отвезла меня в Москву на экзамены в хоровое училище. Там строгий Александр Васильевич Свешников сам принимал экзамены. Вскоре его государственный хор вместе с хором мальчиков отправились на гастроли в Киев. Так я впервые в жизни попал в один из красивейших городов мира. Свешников сразу же направил нас в Лавру, сам водил и всё рассказывал, расшифровывал. В 9 – 10-летнем возрасте я впервые попал в такую необыкновенную атмосферу! Впечатления прочно запали в мою детскую душу и навсегда закрепились в памяти. Много лет спустя во время очередной поездки в Киев я увидел фреску с изображением Княгини Ольги в хранилище Софии Киевской, которую обычно никому не показывают. А однажды я оказался в Злато-Верхнем Михайловском монастыре. Немцы взорвали его во время отступления. В конце ХХ века его полностью восстановили на пожертвования прихожан. Поэтому средневековая Русь – одна из центральных тем для меня. Секретов нет никаких.

Ваше частое обращение к хоровой музыке тоже объясняется детскими впечатлениями и хоровым образованием?

– Конечно! Волей-неволей, потому что у нас преподавали мастера хорового дела. Александр Юрлов вел дискантов, а Владимир Минин – альтов. Когда партии были разучены, приезжал Александр Васильевич Свешников и соединял хор воедино. Мы столько перепели в годы учёбы! Поэтому хоровую музыку знаю хорошо. Пока всё это сам внутри не проживёшь, настоящую хоровую партитуру не напишешь.

Благодаря деятельности Свешникова, Юрлова и Минина и их неповторимых коллективов мир услышал древний пласт русской хоровой музыки.

– Да! Александр Александрович Юрлов в 1960-е поднял Республиканский хор. Пели русскую духовную музыку, включая Рахманинова. Тогда же мне посчастливилось познакомиться с Иваном Семёновичем Козловским (моё поколение помнит его непревзойдённого Юродивого в опере Мусоргского «Борис Годунов»). Он сам в детстве пел в церковном хоре и любил выступать с хором мальчиков.

Общение с Иваном Семёновичем, продолжавшееся в течение 40 лет, сыграло большую роль в моей судьбе. Естественно, приходилось частенько бывать и у него дома. А дом, скажу я Вам, был необыкновенный! Там я услышал чудесный рояль, подаренный Надеждой Андреевной Обуховой, увидел иконы – дар Елены Климентьевны Катульской, а ещё – оригиналы эскизов Васнецова для Владимирского собора в Киеве.

В числе исполнителей Ваших сочинений – первые лица отечественной и мировой музыкальных культур. Ваш новый балет «Андрей Рублёв» предназначен для молодой астраханской балетной труппы. Как Вам с ними работается?

– Современная молодёжь необычайно талантлива. Я уверен, что всё получится! К тому же я очень давно знаю Константина Уральского, помню его ещё студентом. Он ставил фрагменты из моего балета «Дубровский». Мы хорошо понимаем друг друга.

Конечно, рассуждать о предстоящей постановке ещё рано. Но, может быть, Вы приоткроете некоторые секреты самой партитуры. Каков состав музыкантов-исполнителей, какова музыкальная стилистика партитуры? Что ждёт астраханских зрителей?

– «Андрей Рублёв» – это двухактный балет. Его главная тема – трагическая судьба художника в России. Партитура соединяет симфонический оркестр и смешанный хор. Звучание голосов а’капелла поможет воссоздать атмосферу средневековья. В музыке балета не будет цитирования музыкальных источников того времени. Музыкальный стиль основан на сочетании строгой диатоники и хроматики, на переплетении традиционной славянской интонации и современности. Главная музыкальная тема балета – это красивый хоровой монолог. В оркестре его светлые краски связаны с тембром гобоя, а благодаря передаче другим инструментам образ приобретает мрачные оттенки. Есть в балете и очень важный образ Юродивого, который является одним из важнейших смысловых акцентов произведения.

Вы – один из обладателей премии «Душа танца». Весной 2015 года такую же премию вручили Константину Уральскому. Сразу две Души танца – не многовато ли для одного «Андрея Рублёва»?

– (смеётся) Не ожидал такого вопроса. Думаю, что это хорошее сочетание. Тем более если речь идёт о балете «Андрей Рублёв».

На премьеру приедете?

– Хотелось бы… Если честно, я очень волнуюсь.


Интервью подготовила Наталия Калиниченко


Другие новости все новости


В Красноярске завершаются гастроли Астраханского театра Оперы и Балета
16
Дек
2017

В Красноярске завершаются гастроли Астраханского театра Оперы и Балета
16.12.2017

Финальная точка - театрализованный гала - концерт «Оперный променад»

День рождения Константина Балакина
16
Дек
2017

День рождения Константина Балакина
16.12.2017

Главный режиссёр театра Константин Балакин сегодня празднует день рождения

15 декабря 2012 прошла первая балетная постановка
15
Дек
2017

15 декабря 2012 прошла первая балетная постановка
15.12.2017

Балетная труппа Астраханского театра Оперы и Балета празднует пятилетний юбилей

Горячий приём в Красноярске
15
Дек
2017

Горячий приём в Красноярске
15.12.2017

Первые отзывы после оперного спектакля Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста»

Топ-200 лучших событий России
15
Дек
2017

Топ-200 лучших событий России
15.12.2017

Фестиваль «Музыка на траве» - «Национальное событие 2018»

Дед Мороз открыл двери в свой кабинет
15
Дек
2017

Дед Мороз открыл двери в свой кабинет
15.12.2017

«Театральная мастерская Деда Мороза» - новое арт- пространство в городе для отдыха детей