ПРЕМЬЕРА! опера "БОРИС ГОДУНОВ"

04.03.2013 00:00
82
ПРЕМЬЕРА! опера "БОРИС ГОДУНОВ"
6 и 7 марта 2013 г. 
 в Астраханском театре Оперы и Балета состоится премьера
 народной музыкальной драмы Модеста Мусоргского «БОРИС ГОДУНОВ» Музыкальный руководитель и дирижёр – Валерий Воронин
 Режиссёр-постановщик – Константин Балакин 
Художник-постановщик – Елена Вершинина 
Хормейстер-постановщик – Галина Дунчева 
 Художник по свету – Ирина Вторникова 
 В 2012 году в Астрахани открылась новая театральная сцена. Она стала местом смелых постановочных решений и творческих поисков. Первая оперная постановка на Большой сцене нового театра – «Пиковая дама» П.Чайковского – показала, что театр обладает собственным стилем прочтения классического репертуара. Опера стала вторым спектаклем астраханского театра, выдвинутым на соискание высшей театральной награды России - «Золотой маски». В апреле спектакль «Пиковая дама», представленный в шести номинациях, будет показан московской публике.

Сейчас коллектив под управлением Художественного руководителя и главного дирижёра Валерия Воронина, режиссёра Константина Балакина и художника Елены Вершининой завершает работу над выпуском оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». 

Замысел постановки на Большой сцене возник неслучайно. В октябре опера была представлена в Астраханском Кремле, который исторически связан с именем Годунова: Царь Борис был наместником царств Казанского и Астраханского, под его руководством было завершено строительство Астраханского Кремля; за астраханскими крепостными стенами скрывалась после разгрома Лжедмитрия Марина Мнишек.

Спектакль в Кремле поражал масштабом замысла и воплощения. Неизгладимое впечатление произвёл на зрителей огромный колокол, установленный на Лобном месте: расколотый и кровоточащий, он стал символом израненной Смутой России. Новая постановка на Большой сцене театра идёт по пути углубления психологического образа царя Бориса и его народа. При сохранённом сюжете интеллектуальное наполнение спектакля полностью меняется.

Премьерные спектакли состоятся 6 и 7 марта 2013 года. Партию Годунова исполнит ведущий солист Мариинского театра, лауреат всероссийских и международных конкурсов Фёдор Кузнецов. Главные партии репетируют Максим Палий и Сергей Белоусов (Борис Годунов), Александр Диянов (Самозванец) и Иван Максимейко (Шуйский), Марина Васильева, Наталья Воробьёва и Зинаида Дюжова (Марина Мнишек), Алексей Фролов и Дмитрий Кондратьев (Пимен, Варлаам), Руслан Сигбатулин и Александр Малышко (Щелкалов, Рангони), Иван Михайлов (Юродивый)

Музыкальная версия астраханского театра, возможно, наиболее близка к замыслу композитора и совершенно соответствует концептуальной драматургии спектакля: «Яркая образность музыки Мусоргского долгое время воспринималась как несовершенство, к композитору, который опередил своё время, относились как к недоучке. С этим связано появление многочисленных редакций оперы, выполненных как самим Мусоргским по требованию Дирекции Императорских театров, так и другими композиторами. Театр представляет «Бориса Годунова» в авторской версии. Великая музыка М.Мусоргского, крайне редко исполняемая в этой редакции, сама собой отводит от стереотипов, предвосхищая новые постановочные решения» (В.Воронин) 

Стилистика античности, осознанно выбранная постановщиками, как некое эстетическое обобщение, делает конфликт правителя и народа вневременным. Символом уходящего времени, утекающего сквозь пальцы, заметающего следы былых правителей, становится песок, который является смысловой деталью сценического оформления – важнейший образ и эффектный, невиданный в Астрахани сценографический приём. Специально для спектакля было изготовлено более 250 костюмов, париков и головных уборов, составлена световая партитура, подчёркивающая важные моменты действия, создающая необходимую атмосферу.

К спектаклю театром выпущен объёмный буклет, включающий в себя исследовательские статьи о Смутном времени и личности Бориса Годунова, дающие исчерпывающую характеристику эпохе. Буклет составлен таким образом, что зритель может чётко представить исторический событийный и эстетический контекст постановки. Волей режиссёра в сторону отброшена историческая гипотеза о виновности царя в гибели царевича Димитрия: 
«Так сложилось, что имя Бориса Годунова оказалось сопряжённым прежде всего с гибелью последнего представителя династии Рюриковичей. Этот гипотетический исторический факт словно закрывает глаза потомкам на реальные исторические факты его правления. А он был первым настоящим и дальновидным политиком, стремился к преобразованию Российского государства. Его грамотные экономические ходы увеличили в несколько раз государственную казну и позволили начать строительство каменных городов по всей стране. При нём Русь начала двигаться от средневековья к новому времени. Кульминацией его созидательных стремлений стал амбициозный проект возведения в Московском Кремле храма Святая Святых» (К.Балакин).
 В центре спектакля – захватившая Бориса идея о строительстве великолепного храма, который должен стать символом новой Руси, символом сильного государства и мудрого правителя. Среди песчаной монохромности бренного мира, материализовавшимся видением возникает великолепный белый Собор, средоточие чистоты помыслов, исповедальный символ невиновности царя.
Огромное значение в спектакле приобретает переосмысление роли народа. Народ выступает и как безмолвный зритель и как действующая сила, влияющая на ход событий, изменяющая историю – именно за народом остаётся последнее слово: «Тонкая психология драматургии хоровых сцен наделяет народ всеми чертами живой личности, то смиренной, то бунтарской. В хоровых мизансценах можно проследить влияние античного театра. Следуя замыслу режиссёра, переосмысливаются хоровые номера, значение реплик – иногда меняется адресат высказывания, а иногда и вовсе – значение сказанного» (Г.Дунчева)

Ждём Вас на премьерных спектаклях 6 и 7 марта.

Другие новости все новости


Новая система продажи билетов
23
Июн
2017

Новая система продажи билетов
23.06.2017

Теперь приобрести билеты без комиссионного сбора можно на нашем сайте

Ежегодное итоговое собрание
20
Июн
2017

Ежегодное итоговое собрание
20.06.2017

В театре Оперы и Балета прошло ежегодное итоговое собрание

Подводим итоги
19
Июн
2017

Подводим итоги
19.06.2017

Богатый на события 21-ый театральный сезон

Театральный сезон завершен
18
Июн
2017

Театральный сезон завершен
18.06.2017

Сегодня состоялся заключительный гала-концерт «Закрытие театрального сезона»

Завершающий гала-концерт
18
Июн
2017

Завершающий гала-концерт
18.06.2017

Сегодня в 18:00 пройдет закрытие XXI театрального сезона

Закрытие театрального сезона
17
Июн
2017

Закрытие театрального сезона
17.06.2017

Сегодня состоится второй гала-концерт