Премьера!!! А.Пьяццолла. «Мария де Буэнос-Айрес»

13.02.2014 10:05
922
Премьера!!! А.Пьяццолла. «Мария де Буэнос-Айрес»

Сегодня, в Малом зале Астраханского государственного театр Оперы и Балета состоялась премьера танго-оперы Астора Пьяццоллы на либретто Орасио Феррера «Мария де Буэнос-Айрес». Сценографию этого оригинального спектакля   выполнила Нана Абдрашитова (Москва). Нана – очень известный и востребованный художник, сценограф, дизайнер. В 2001 году она окончила факультет сценографии в РАТИ (ГИТИС), где училась в мастерской Сергея Бархина. Затем были занятия режиссурой в мастерской Владимира Хотиненко. А в 2013 году Нана получила звание магистра в Школе Театрального Лидера при Центре Мейерхольда.  Как сценограф и художник по костюмам Нана Абдрашитова оформила свыше 30 спектаклей (драматических и музыкальных) в разных городах России и за рубежом. С 2009 года Нана  - член Союза художников России. Она постоянный  участник художественных выставок.

Незадолго до премьеры «Марии де Буэнос-Айрес» нам удалось встретиться с Наной Абдрашитовой и задать ей несколько вопросов.

 

- Вы - автор сценографии и костюмов к спектаклю «Мария де Буэнос-Айрес», кто предложил Вам принять  участие в этой работе?

Абдрашитова:   В прошлом году в театре Наций для фестиваля «Территория» мы вместе с Екатериной Василёвой  и ещё двумя режиссёрами осуществили  большой проект: поставили  современную оперу «Сны Минотавра» Ольги Раевой на  либретто Владимира Сорокина. Нам с Екатериной удалось сделать,  как мне кажется, очень интересную часть, сценография и постановка удостоились высокой оценки зрителей и критики. Тогда-то Катя  и предложила мне продолжить с ней сотрудничать.  И вот мы осуществили свой замысел поставить оперу «Мария де Буэнос-Айрес» на Малой сцене астраханского театра.

-  Не сожалели, увидев пространство Малого зала? 

АбдрашитоваВ какой-то момент - да, мы испугались, поскольку  поначалу нам прислали монохромный план зала. На самом деле архитектура малого зала представляет собой очень приятное полукруглое пространство.  Однако яркие цвета, красные кулисы сначала нас обескуражили.  Мы с Катей даже засомневались, а туда ли мы попали? Когда началась конкретная работа,  сомнения рассеялись, так как все рождавшиеся идеи предназначались именно для малого зала. Поэтому разворачивающиеся в опере события выходят за пределы небольшого сценического пространства, к тому же и не совсем театрального. Благодаря найденному решению события стали формировать определенное пространство, внутри которого оказывался и сам зрительный зал. Я надеюсь, что всё задуманное удастся претворить в жизнь,  хотя какие-то  детали еще предстоит доделывать.

Сама история оперы связана с достаточно трагической судьбой героини, которая последовательно движется к смерти и умирает. Затем  начинается возрождение Марии, отсюда отчасти декадансная линия, в завершении которой - свет. Хотелось сделать  всё в рифму с film noir.  В моём представлении эпоха тридцатых и сороковых годов связана с  популяризацией танго, с особым миром  аргентинских кафе, конечно, с черно-белым кинематографом. Поэтому хотелось поместить черный и белый цвета внутрь лаконичной пастельной гаммы. Для этого, надеюсь, удастся создать иллюзию черно-белых снимков. И горожане, и тёмные силуэты зрителей двигаются.

Костюмы с одной стороны хотелось выполнить так, чтобы в них были сохранены исторические силуэты, отражающие не столько подлинники, сколько наши аллюзии, наши фантазии на эту тему. Важную роль будут играть придуманные мной шляпы, достаточно странные и объёмные.  Женские костюмы,  как мне кажется, особенно удались, поскольку в их  силуэте есть какой-то намёк  на конкретное время – тридцатые-сороковые годы ХХ века. Составной частью каждого костюма как такового является трико,  изображающее обнажённую натуру, как в  античных скульптурах. Иллюзия обнаженного тела создается при помощи печати на ткани: первоначально отпечатали монохромные фотографии на ткани, из которой сшили обтягивающие трико-комбинезоны для каждого артиста хора. В определенные моменты женщины превращаются в статуи. Они снимают свои пальто и оказываются с мраморными телами. Эти фигуры образуют абсолютно равнодушное поле вокруг главной героини,  когда она гибнет. 

-  Как Вам работается с режиссёром Василёвой?

 АбдрашитоваС Катей мне работается очень легко, она доверяет художнику, что очень приятно. Повторяю, что  опера Пьяццоллы - это наш второй совместный проект. Мы фактически сразу нашли общий идейный стержень, а дальше стали двигаться внутри этой идеи. Конечно, идея спектакля и весь план и разработка всей постановки в целом и в деталях принадлежит Кате.  Она – абсолютный автор этого спектакля. Но с визуальной точки зрения я постаралась ей тоже как-то помочь.

-  Музыка Пьяццоллы и поэзия Орассио Феррера там найдёт ощущение пространства?

Абдрашитова:   Конечно, изначально, когда мы придумывали нашу конструкцию, мы хотели, чтобы она напоминала, возможно,  о вокзале Буэнос-Айреса или о каких-то торговых рядах, где очень много стальных чугунных решёток, чугунного литья. Помимо этого, форма самой решётки   немножко сферическая, округлая, по нашему мнению, напоминает форму самого бандонеона. Если приглядеться, то в этой конструкции и её решётках есть  и  аллюзии клавиш,  и аллюзии кнопок инструмента, то есть, какая-то рифма. Всё действие разворачивается внутри как бы ажурного аккордеона. Подобные детали появились неслучайно: имя Пьяццоллы у нас  всегда ассоциируется с удивительным инструментом бандонеоном.

- Какие изюминки Вы приготовили для зрителей?

Абдрашитова  Я думаю, что конечно, заинтересуют фантазийные костюмы и связанные с ними превращения  горожан в статуи. Мне самой очень понравились хореографические номера, которые я увидела на репетиции. Их исполняли артисты не во всём хореографически подготовленные.  Видно, что исполнители танцевальных эпизодов не профессиональные танцоры. Катя очень хорошо с ними поработала, поэтому  они танцуют именно актёрски, всё у них выполнено по-своему. И благодаря такой индивидуальности проявляется свой собственный характер.

-   Вы успели познакомиться с городом, театром и актёрами?

Абдрашитова:    В театре очень хорошо. Хотя заметно, что театр  находится в состоянии переезда, но это очень приятная атмосфера.  Возникает  ощущение начала работы на новом месте, которое вселяет небывалый оптимизм.  И ощущается очень хорошее, как мне показалось, отношение  разных цехов.  В этом смысле необходимо сказать спасибо главному художнику Елене  Вершининой, у которой сложились прекрасные отношения со всеми.  Замечательно, что гостиница находится в самом театре и не нужно в сильный мороз выходить на улицу. Номера в гостинице  удобны и комфортно оборудованы.

Город мы с Катей успели посмотреть еще летом. Мы ходили в Кремль, немножко побродили по центру. А сейчас  я увидела город с другой стороны: я ездила на рынки, меня водили по местам не очень-то благополучным. И это, конечно, большая разница:  одно дело - осматривать Кремль в центре и ходить в приятные кафе, другое дело оказаться на  этих  страшных рынках, где нет света, и ты вынуждена с фонариком выбирать какие-то чашечки. Вот именно сегодня я была на посудном складе без света, и надо было с фонариком подбирать кофейные чашечки для спектакля (смеётся).

Артисты очень доброжелательные. Мне кажется, что сначала они немножко испугались какой-то обнажённости в костюмах. Такое же отношение ощущалось и в  производственных  цехах. Но в процессе работы такая настороженность исчезла.  Теперь, как мне кажется, все очень  верят в этот проект, и сложилась очень хорошая атмосфера. Я думаю, что в итоге всё решится на сцене, когда они реально увидят себя в этих костюмах. И мы поймём,  какой свет необходим, как это выглядит, какая мизансцена и т.д. Конечно, пришлось учитывать ментальность южного региона, пришлось искать компромиссы, чтобы образ всё-таки сработал. Я верю, что всё должно получиться.

фонтан.jpg


Другие новости все новости


В предпраздничные и майские дни астраханцам подарят яркий «букет» из классических балетов и опер о нежной и страстной любви
24
апр
2024

В предпраздничные и майские дни астраханцам подарят яркий «букет» из классических балетов и опер о нежной и страстной любви
24.04.2024

Праздничные майские вечера в Астраханском театре оперы и балета начинаются уже сегодня!

Премьера оперы "Любовь к трём апельсинам" стала заметным музыкальным событием в жизни Астрахани!
22
апр
2024

Премьера оперы "Любовь к трём апельсинам" стала заметным музыкальным событием в жизни Астрахани!
22.04.2024

Два вечера на Большой сцене Астраханского театра оперы и балета шла самая долгожданная, необычная и...

Специалисты театра помогут интегрировать музыкально-драматические творческие проекты в общеобразовательные программы
19
апр
2024

Специалисты театра помогут интегрировать музыкально-драматические творческие проекты в общеобразовательные программы
19.04.2024

Семинар «Музыкальное и театральное искусство Астраханского края» собрал в театре оперы и балета около тридцати...

«По ту сторону занавеса…»
19
апр
2024

«По ту сторону занавеса…»
19.04.2024

Приглашаем зрителей погрузиться в мир уникальных кадров и необычных ракурсов с выставкой театральных фотографий «По...

Опера «Любовь к трём апельсинам» увлечёт содержанием, восхитит музыкой, удивит артистизмом и соблазнит посмотреть ещё не раз!
17
апр
2024

Опера «Любовь к трём апельсинам» увлечёт содержанием, восхитит музыкой, удивит артистизмом и соблазнит посмотреть ещё не раз!
17.04.2024

На астраханской сцене в дни премьеры зрителей ждёт яркий фейерверк событий, калейдоскоп красок, буйство эмоций...

Астраханцев приглашают посетить причудливый мир барокко
16
апр
2024

Астраханцев приглашают посетить причудливый мир барокко
16.04.2024

В рамках Всероссийского проекта «Музыкальные истории от барокко до классицизма» на разных площадках Астраханского театра...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!