В поисках света: увидеть и услышать «Иоланту»

05.05.2016 09:55
98
В поисках света: увидеть и услышать «Иоланту»
Нежная и проникновенная, трогательная до слёз, настоящая и очень светлая. Всё это об «Иоланте» Петра Чайковского. Её премьера состоялась в начале апреля на сцене Астраханского государственного театра оперы и балета.Еще один премьерный день ждет зрителей 6 мая.

С тех пор, как оперу впервые представили на суд зрителей в Мариинском театре Петербурга, минуло почти 125 лет. Но она по-прежнему актуальна. В её основе – драма в стихах датского писателя Хенрика Херца «Дочь короля Рене» о слепой от рождения Иоланте. Особенность астраханской постановки – в бережном отношении к изначальной идее, заложенной Чайковским. Именно поэтому содержанию был возвращён сакральный смысл, упрощённый в «советской» версии до медицинской темы возможности или невозможности вылечить.

Одноактная опера удивительно полноценна и глубока. Рамки действия ограничиваются сутками. За это время героиня проходит тернистый путь к исцелению. Оно тесно связано с духовным прозрением. Это подчёркивает целая система образов. События развиваются в средневековой Франции. Однако на сцене вместо привычной готической архитектуры – круг, ограждающий принцессу от внешнего мира и символизирующий её слепоту. А во время кульминации с неба сыплются лепестки роз. Это не только исцеляющая любовь, но и дорога страдания. Ведь чтобы преодолеть недуг, Иоланте необходимо совершить мощное волевое усилие, пойти на жертву ради жизни другого – рыцаря Водемона, открывшего ей, как прекрасен зримый мир.

Финал потрясает воображение. Постановщики и здесь уходят от шаблонов, потоков электрического света в минуты прозрения героини. И делают всё в соответствии с важной деталью – авторской ремаркой в партитуре, на которую мало кто обращает внимание: Иоланта обретает зрение, когда кругом почти ночь, виднеются только отблески вечерней зари, а небосвод усыпан звёздами. И вновь – символизм: ввысь, медленно раскачиваясь, поднимается дивной красоты кадило, означающее божественный свет. К нему устремляется взор благодарной и просветлённой Иоланты.

Музыка удивительно красивая. Она только кажется ясной и прозрачной. А на самом деле таит в себе целый ряд серьёзных технических сложностей. Их решение было бы невозможным без высокого профессионального уровня как солистов, так и оркестра. Стоит отметить и то, что спектакль ставился в жёстких финансовых условиях. Однако создатели сумели блестяще выйти из непростого положения.

Последняя опера Петра Чайковского омывает обновляющей гармонией, приоткрывает завесу материального мира перед истинным смыслом мироздания. «Иоланта», лучезарный гимн любви, стала украшением репертуара Астраханского театра оперы и балета и уже охватила зрительскую аудиторию широкого возрастного диапазона.

Художественный руководитель-директор Валерий Воронин:
— Опера-квинтэссенция философии и музыки. Она о том, чего сейчас не хватает нам всем. О вере, о любви, о неотделимости духовного и физического. Идея с одной стороны простая, с другой стороны, грандиозная и философская. Ставя что-то очень известное, режиссёры часто пытаются придумать то, чего не было в других спектаклях. В нашей же постановке главное – то, что хотел передать автор. Мы всего лишь проводники между композитором, его задумкой и зрителем. Приступать к спектаклям с такой богатой историей сложно, но мы стараемся.+

Режиссёр-постановщик Константин Балакин:

— Рассказана достаточно простая история, и мы старались, чтобы сценический язык тоже был простым. Но это всегда оказывается самым сложным. Об этой опере часто говорят: сказка. Но, как в любой хорошей сказке, в ней заложен глубокий философский смысл. Она о живых людях. В этой истории речь идёт не только о физическом прозрении, но и о связи человека с миром возвышенным и бесконечным. Мы не бросаемся в радикализм в постановках. У нас всё строго в этом отношении. Мы выбираем путь более сложный и более близкий к искусству. Должна быть возвышенность, призывающая зрителя остановиться и задуматься. Говорить в лоб, прямолинейно – это не наше.

Астраханцы и гости города смогут увидеть «Иоланту» уже в эту пятницу, 6 мая

автор рецензии Людмила Кочина (http://wordcatcher.ru/uvidet-i-uslyshat-iolantu/)

Другие новости все новости


Творческая победа
14
Дек
2017

Творческая победа
14.12.2017

Солистка Астраханского театра Оперы и Балета Виктория Кангина стала лауреатом Международного конкурса вокалистов имени...

Цветы на морозе
14
Дек
2017

Цветы на морозе
14.12.2017

Итак, гастроли театра в Красноярске открыты

Впервые в музыкальной истории Астрахани!
13
Дек
2017

Впервые в музыкальной истории Астрахани!
13.12.2017

Звезды мировой величины на сцене Астраханского театра Оперы и Балета. Рамон Варгас и Иоанна Паризи

Первый спектакль в Красноярске
13
Дек
2017

Первый спектакль в Красноярске
13.12.2017

Гастрольная афиша откроется единственной в России сценической версией драматической легенды Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста»

Приглашаем на открытие нового арт- пространства
13
Дек
2017

Приглашаем на открытие нового арт- пространства
13.12.2017

«Театральная мастерская» распахнёт свои двери 14 декабря

Дружеская встреча в Астраханском театре Оперы и Балета
13
Дек
2017

Дружеская встреча в Астраханском театре Оперы и Балета
13.12.2017

Артисты балета поделились своими впечатлениями после гастролей