Возвращение Ремарка

14.06.2013 16:23
97
Возвращение Ремарка


Возвращение Ремарка

PJ9A4990.jpg

Сегодня, когда массовое читательское предпочтение отдано сагам о вампирах, фэнтези о мальчиках-волшебниках, бесчисленным (но далеко не всегда хитроумным) детективам, романы Эриха Мария Ремарка ждут своего часа на полках. А жаль!..

Одиночество и разобщенность в современном мире, дефицит живого общения, угроза войны и ужас терактов вновь и вновь напоминают проблемы, описанные Ремарком. В свое время он всеми силами стремился заявить о невосполнимости и высочайшей ценности человеческой жизни, учил сострадать чужому горю.

Но всё же писатель-мыслитель, остро чувствующий боль своего времени, вновь становится актуальным. Именно к такому выводу приходишь после премьеры «Вальса белых орхидей». О том, что этот спектакль был задуман как балет-размышление, хореограф Константин Уральский рассказал на пресс-конференции, проходившей незадолго до первого представления.

По словам главного балетмейстера Астраханского театра оперы и балета, его сценарий не следует сюжету какой-то одной из книг. Герой и Героиня – безымянные собирательные персонажи у Константина Уральского – встретились случайно и искренне полюбили друг друга. Странники по жизни, люди без будущего, они не в состоянии избавиться от призраков прошлого.

Чувствуя смерть у себя за спиной, герои Ремарка живут одним днем. Им хочется ощутить все и сразу – второго шанса может не быть! Так рождается их удивительная способность ценить каждое мгновение, а желание сделать жизнь максимально яркой ведет их в рестораны, кафе, кабаре и дома моделей. Конечно же, совсем не случайно местом действия оказывается Париж, город влюбленных.

Никита Ткачук в художественной постановке этого спектакля выразительно и метафорично оформил сценическое пространство. Так, тоскливый слякотный пейзаж создается хмурыми небесами и многочисленными зонтиками. Самолеты-истребители, прорезающие затянутое облаками небо, страшная черная бездна, в которую в финале удаляются Герой и его Спутница, недвусмысленно говорят о мировой катастрофе, на фоне которой развивается действие.

Радостные, кричаще яркие, «светофорные»  краски «заряжены» в костюмах клоунов кабаре. Изящный стиль art nouveau исходит от главной героини, прекрасной дамы. Нарочито эффектно преподнесено дефиле от кутюр, неожиданно демонстрирующее окопные моды, и жутковато смешливо – представление клоунов кабаре с символичным расчленением скульптуры манекена. Танцующие орхидеи - живые цветы, в костюмах которых неразрывно сливаются роскошь и уязвимость.  Маску соблазнительного Элегантного ухажера, заигрывающего со всеми, носит в спектакле Смерть.

Хореография «Вальса белых орхидей» объединила разные балетные стили, в основе которых – пластика современного танца, градации которого завораживают. Чего стоят драматично порывистые пантомимы-размышления главного героя или акробатически виртуозный вальс Мима с инвалидным креслом!

«Вальс белых орхидей» – спектакль очень западный в своей подчеркнуто отчетливой структурированности, выверенности темпоритма, разработанности психологической партитуры. ”Вальс белых орхидей” – спектакль очень русский, необыкновенно близкий отечественной традиции – театральной, литературной, кинематографической и, конечно, балетной. Традиции, освещенной и насыщенной теплом души, щедрой искренностью эмоций и глубокой человечностью», – эта оценка культурно-художественного феномена балета, данная Еленой Луцкой, представляется исключительно точной.

Симфоническая партитура балета, представляющая собой компиляцию из произведений Мориса Равеля и французского шансона, на редкость гармонична. Антивоенный месседж литературных сочинений Ремарка нашел органичное продолжение в произведениях Равеля. Музыка его трио, фортепианных концертов и, конечно же, «Вальса» естественно переливается с ностальгическими высказываниями типа «Jattandrai». Оркестровка песен французских шансонье и трио Равеля была выполнена петербургским композитором Сергеем Дягилевым (мл.). Нежный вокал и камерный ансамбль на сцене, певучий тембр аккордеона и богатый красками оркестр под управлением Валерия Воронина наполняют хореографическую новеллу особым  трепетным дыханием.

            Танцовщикам, воспитанным на классическом репертуаре, пришлось перестраиваться, читать романы Ремарка, привыкать к новой музыке. В результате современный танец в исполнении Натальи Коробейниковой и Марии Стец (Героиня), Александра Зверева (Элегантный), Алексея Любимова и Максима Мельникова (Герой), Даниила Соколова (Друг) и Хаято Нисидзима (Мим) получился не только виртуозным, но и психологически глубоким. Даже персонажи массовых сцен здесь словно имеют свою историю. Это не просто кордебалет, а эпизодические герои со своим прошлым, настоящим и будущим.

            Балет «Вальс белых орхидей» не может оставить равнодушным зрителя. Новому спектаклю, адресованному самой широкой аудитории, определенно принадлежит будущее.

Светлана Севастьянова  

 PJ9A4247.jpg

PJ9A4684.jpgPJ9A4689.jpg

.

                                                            PJ9A4949.jpgPJ9A5076.jpg                                         













































Фото Марины Пановой

Другие новости все новости


Новая система продажи билетов
23
Июн
2017

Новая система продажи билетов
23.06.2017

Теперь приобрести билеты без комиссионного сбора можно на нашем сайте

Ежегодное итоговое собрание
20
Июн
2017

Ежегодное итоговое собрание
20.06.2017

В театре Оперы и Балета прошло ежегодное итоговое собрание

Подводим итоги
19
Июн
2017

Подводим итоги
19.06.2017

Богатый на события 21-ый театральный сезон

Театральный сезон завершен
18
Июн
2017

Театральный сезон завершен
18.06.2017

Сегодня состоялся заключительный гала-концерт «Закрытие театрального сезона»

Завершающий гала-концерт
18
Июн
2017

Завершающий гала-концерт
18.06.2017

Сегодня в 18:00 пройдет закрытие XXI театрального сезона

Закрытие театрального сезона
17
Июн
2017

Закрытие театрального сезона
17.06.2017

Сегодня состоится второй гала-концерт