Возвращение Ремарка

14.06.2013 16:23
275
Возвращение Ремарка


Возвращение Ремарка

PJ9A4990.jpg

Сегодня, когда массовое читательское предпочтение отдано сагам о вампирах, фэнтези о мальчиках-волшебниках, бесчисленным (но далеко не всегда хитроумным) детективам, романы Эриха Мария Ремарка ждут своего часа на полках. А жаль!..

Одиночество и разобщенность в современном мире, дефицит живого общения, угроза войны и ужас терактов вновь и вновь напоминают проблемы, описанные Ремарком. В свое время он всеми силами стремился заявить о невосполнимости и высочайшей ценности человеческой жизни, учил сострадать чужому горю.

Но всё же писатель-мыслитель, остро чувствующий боль своего времени, вновь становится актуальным. Именно к такому выводу приходишь после премьеры «Вальса белых орхидей». О том, что этот спектакль был задуман как балет-размышление, хореограф Константин Уральский рассказал на пресс-конференции, проходившей незадолго до первого представления.

По словам главного балетмейстера Астраханского театра оперы и балета, его сценарий не следует сюжету какой-то одной из книг. Герой и Героиня – безымянные собирательные персонажи у Константина Уральского – встретились случайно и искренне полюбили друг друга. Странники по жизни, люди без будущего, они не в состоянии избавиться от призраков прошлого.

Чувствуя смерть у себя за спиной, герои Ремарка живут одним днем. Им хочется ощутить все и сразу – второго шанса может не быть! Так рождается их удивительная способность ценить каждое мгновение, а желание сделать жизнь максимально яркой ведет их в рестораны, кафе, кабаре и дома моделей. Конечно же, совсем не случайно местом действия оказывается Париж, город влюбленных.

Никита Ткачук в художественной постановке этого спектакля выразительно и метафорично оформил сценическое пространство. Так, тоскливый слякотный пейзаж создается хмурыми небесами и многочисленными зонтиками. Самолеты-истребители, прорезающие затянутое облаками небо, страшная черная бездна, в которую в финале удаляются Герой и его Спутница, недвусмысленно говорят о мировой катастрофе, на фоне которой развивается действие.

Радостные, кричаще яркие, «светофорные»  краски «заряжены» в костюмах клоунов кабаре. Изящный стиль art nouveau исходит от главной героини, прекрасной дамы. Нарочито эффектно преподнесено дефиле от кутюр, неожиданно демонстрирующее окопные моды, и жутковато смешливо – представление клоунов кабаре с символичным расчленением скульптуры манекена. Танцующие орхидеи - живые цветы, в костюмах которых неразрывно сливаются роскошь и уязвимость.  Маску соблазнительного Элегантного ухажера, заигрывающего со всеми, носит в спектакле Смерть.

Хореография «Вальса белых орхидей» объединила разные балетные стили, в основе которых – пластика современного танца, градации которого завораживают. Чего стоят драматично порывистые пантомимы-размышления главного героя или акробатически виртуозный вальс Мима с инвалидным креслом!

«Вальс белых орхидей» – спектакль очень западный в своей подчеркнуто отчетливой структурированности, выверенности темпоритма, разработанности психологической партитуры. ”Вальс белых орхидей” – спектакль очень русский, необыкновенно близкий отечественной традиции – театральной, литературной, кинематографической и, конечно, балетной. Традиции, освещенной и насыщенной теплом души, щедрой искренностью эмоций и глубокой человечностью», – эта оценка культурно-художественного феномена балета, данная Еленой Луцкой, представляется исключительно точной.

Симфоническая партитура балета, представляющая собой компиляцию из произведений Мориса Равеля и французского шансона, на редкость гармонична. Антивоенный месседж литературных сочинений Ремарка нашел органичное продолжение в произведениях Равеля. Музыка его трио, фортепианных концертов и, конечно же, «Вальса» естественно переливается с ностальгическими высказываниями типа «Jattandrai». Оркестровка песен французских шансонье и трио Равеля была выполнена петербургским композитором Сергеем Дягилевым (мл.). Нежный вокал и камерный ансамбль на сцене, певучий тембр аккордеона и богатый красками оркестр под управлением Валерия Воронина наполняют хореографическую новеллу особым  трепетным дыханием.

            Танцовщикам, воспитанным на классическом репертуаре, пришлось перестраиваться, читать романы Ремарка, привыкать к новой музыке. В результате современный танец в исполнении Натальи Коробейниковой и Марии Стец (Героиня), Александра Зверева (Элегантный), Алексея Любимова и Максима Мельникова (Герой), Даниила Соколова (Друг) и Хаято Нисидзима (Мим) получился не только виртуозным, но и психологически глубоким. Даже персонажи массовых сцен здесь словно имеют свою историю. Это не просто кордебалет, а эпизодические герои со своим прошлым, настоящим и будущим.

            Балет «Вальс белых орхидей» не может оставить равнодушным зрителя. Новому спектаклю, адресованному самой широкой аудитории, определенно принадлежит будущее.

Светлана Севастьянова  

 PJ9A4247.jpg

PJ9A4684.jpgPJ9A4689.jpg

.

                                                            PJ9A4949.jpgPJ9A5076.jpg                                         













































Фото Марины Пановой

Другие новости все новости


Поздравляем с дебютом
18
Фев
2019

Поздравляем с дебютом
18.02.2019

14 и 15 февраля солисты балета Астраханского театра Оперы и Балета успешно дебютировали в ...

Цикл концертов камерной музыки «Сады гармонии»  порадовал зрителей необычной программой
16
Фев
2019

Цикл концертов камерной музыки «Сады гармонии» порадовал зрителей необычной программой
16.02.2019

В Малом зале впервые прозвучали «Кофейная кантата» Баха и концерт Моцарта для флейты,...

17 февраля радио «Орфей» представит очередной выпуск программы «Меценат»
16
Фев
2019

17 февраля радио «Орфей» представит очередной выпуск программы «Меценат»
16.02.2019

Гости программы - художественный руководитель и главный дирижёр Валерий Воронин и знаменитая пианистка Софья Гуляк

Спектакль «Ромео и Джульетта» завершился неожиданным финалом
15
Фев
2019

Спектакль «Ромео и Джульетта» завершился неожиданным финалом
15.02.2019

В День всех влюбленных предложение руки и сердца прозвучало прямо в зрительном зале

Современный  взгляд на русскую классику
15
Фев
2019

Современный взгляд на русскую классику
15.02.2019

Общедоступный театр «Периферия» приглашает

Цикл концертов камерной музыки «Сады гармонии» откроется под ароматы кофе
15
Фев
2019

Цикл концертов камерной музыки «Сады гармонии» откроется под ароматы кофе
15.02.2019

Завтра, 16 февраля в Астраханском театре Оперы и Балета впервые прозвучат «Кофейная кантата» Баха...