Возвращение Ремарка

14.06.2013 16:23
184
Возвращение Ремарка


Возвращение Ремарка

PJ9A4990.jpg

Сегодня, когда массовое читательское предпочтение отдано сагам о вампирах, фэнтези о мальчиках-волшебниках, бесчисленным (но далеко не всегда хитроумным) детективам, романы Эриха Мария Ремарка ждут своего часа на полках. А жаль!..

Одиночество и разобщенность в современном мире, дефицит живого общения, угроза войны и ужас терактов вновь и вновь напоминают проблемы, описанные Ремарком. В свое время он всеми силами стремился заявить о невосполнимости и высочайшей ценности человеческой жизни, учил сострадать чужому горю.

Но всё же писатель-мыслитель, остро чувствующий боль своего времени, вновь становится актуальным. Именно к такому выводу приходишь после премьеры «Вальса белых орхидей». О том, что этот спектакль был задуман как балет-размышление, хореограф Константин Уральский рассказал на пресс-конференции, проходившей незадолго до первого представления.

По словам главного балетмейстера Астраханского театра оперы и балета, его сценарий не следует сюжету какой-то одной из книг. Герой и Героиня – безымянные собирательные персонажи у Константина Уральского – встретились случайно и искренне полюбили друг друга. Странники по жизни, люди без будущего, они не в состоянии избавиться от призраков прошлого.

Чувствуя смерть у себя за спиной, герои Ремарка живут одним днем. Им хочется ощутить все и сразу – второго шанса может не быть! Так рождается их удивительная способность ценить каждое мгновение, а желание сделать жизнь максимально яркой ведет их в рестораны, кафе, кабаре и дома моделей. Конечно же, совсем не случайно местом действия оказывается Париж, город влюбленных.

Никита Ткачук в художественной постановке этого спектакля выразительно и метафорично оформил сценическое пространство. Так, тоскливый слякотный пейзаж создается хмурыми небесами и многочисленными зонтиками. Самолеты-истребители, прорезающие затянутое облаками небо, страшная черная бездна, в которую в финале удаляются Герой и его Спутница, недвусмысленно говорят о мировой катастрофе, на фоне которой развивается действие.

Радостные, кричаще яркие, «светофорные»  краски «заряжены» в костюмах клоунов кабаре. Изящный стиль art nouveau исходит от главной героини, прекрасной дамы. Нарочито эффектно преподнесено дефиле от кутюр, неожиданно демонстрирующее окопные моды, и жутковато смешливо – представление клоунов кабаре с символичным расчленением скульптуры манекена. Танцующие орхидеи - живые цветы, в костюмах которых неразрывно сливаются роскошь и уязвимость.  Маску соблазнительного Элегантного ухажера, заигрывающего со всеми, носит в спектакле Смерть.

Хореография «Вальса белых орхидей» объединила разные балетные стили, в основе которых – пластика современного танца, градации которого завораживают. Чего стоят драматично порывистые пантомимы-размышления главного героя или акробатически виртуозный вальс Мима с инвалидным креслом!

«Вальс белых орхидей» – спектакль очень западный в своей подчеркнуто отчетливой структурированности, выверенности темпоритма, разработанности психологической партитуры. ”Вальс белых орхидей” – спектакль очень русский, необыкновенно близкий отечественной традиции – театральной, литературной, кинематографической и, конечно, балетной. Традиции, освещенной и насыщенной теплом души, щедрой искренностью эмоций и глубокой человечностью», – эта оценка культурно-художественного феномена балета, данная Еленой Луцкой, представляется исключительно точной.

Симфоническая партитура балета, представляющая собой компиляцию из произведений Мориса Равеля и французского шансона, на редкость гармонична. Антивоенный месседж литературных сочинений Ремарка нашел органичное продолжение в произведениях Равеля. Музыка его трио, фортепианных концертов и, конечно же, «Вальса» естественно переливается с ностальгическими высказываниями типа «Jattandrai». Оркестровка песен французских шансонье и трио Равеля была выполнена петербургским композитором Сергеем Дягилевым (мл.). Нежный вокал и камерный ансамбль на сцене, певучий тембр аккордеона и богатый красками оркестр под управлением Валерия Воронина наполняют хореографическую новеллу особым  трепетным дыханием.

            Танцовщикам, воспитанным на классическом репертуаре, пришлось перестраиваться, читать романы Ремарка, привыкать к новой музыке. В результате современный танец в исполнении Натальи Коробейниковой и Марии Стец (Героиня), Александра Зверева (Элегантный), Алексея Любимова и Максима Мельникова (Герой), Даниила Соколова (Друг) и Хаято Нисидзима (Мим) получился не только виртуозным, но и психологически глубоким. Даже персонажи массовых сцен здесь словно имеют свою историю. Это не просто кордебалет, а эпизодические герои со своим прошлым, настоящим и будущим.

            Балет «Вальс белых орхидей» не может оставить равнодушным зрителя. Новому спектаклю, адресованному самой широкой аудитории, определенно принадлежит будущее.

Светлана Севастьянова  

 PJ9A4247.jpg

PJ9A4684.jpgPJ9A4689.jpg

.

                                                            PJ9A4949.jpgPJ9A5076.jpg                                         













































Фото Марины Пановой

Другие новости все новости


Нестандартный взгляд на классику
23
Апр
2018

Нестандартный взгляд на классику
23.04.2018

Общедоступный театр «Периферия» приглашает

"Царская невеста"
23
Апр
2018

"Царская невеста"
23.04.2018

Реальные исторические события и лица

Скоро лето
23
Апр
2018

Скоро лето
23.04.2018

Театральный парк перешёл на летний режим работы

Балет П. И. Чайковского  «Щелкунчик»
22
Апр
2018

Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»
22.04.2018

Представляем состав на 22 апреля

Невеста спасена
21
Апр
2018

Невеста спасена
21.04.2018

Увлекательное путешествие во времена Ивана Грозного успешно завершено

Балет П.И. Чайковского  «Щелкунчик»
21
Апр
2018

Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»
21.04.2018

Вас ждёт добрая сказка, полная волшебства и приключений