ОКАЗЫВЕТСЯ, ЛЕТОПИСИ – ЭТО ЗАХВАТЫВАЮЩЕ ИНТЕРЕСНО!

22.10.2016 16:42
545
ОКАЗЫВЕТСЯ, ЛЕТОПИСИ – ЭТО ЗАХВАТЫВАЮЩЕ ИНТЕРЕСНО!

«Преданья старины глубокой». Что видится вам в этих словах?
Шелест древних книг, пожелтевших от дыхания времени?
В них записаны истории и легенды, остывшие яркой след в душах людей, прошедшие сквозь память множества поколений.
Но что сможем понять, почувствовать мы, современные люди, в этих преданиях, дошедших до нас из глубины веков?

 

Оказывается, эти легенды могут ожить. Мы учимся понимать их вновь. Стараемся увидеть то прекрасное и важное, что видели в них наши предки.

Вот – историческое событие, о котором мы знали со школы. «Слово о полку Игореве». Мы читали его снова и снова, но оно оставалось немым. Оно дарило нам образы, но не объясняло их. Открывая для себя «Слово», ученики видели лишь исторические справки и множество непонятных для себя вещей. Странные слова, незнакомые персонажи, неясные очертания. Они рождали смутное чувство тревоги, увлекали неясной загадкой, но не открывались нам.

Но теперь, быть может, все эти образы станут нам понятны. Мы увидим их на сцене. Услышим оперу.

Отворяются двери. Мы входим в небольшой, уютный зал. Нас обволакивает красный цвет, струящийся легкой дымкой. Но обволакивающий, не дающий увидеть иные цвета. Это чувство тревоги. Оно наполняет незримо душу. Оно готовит к тому, что история печальная. Трагичная.

Заворожённые туманом, проходим к своим местам. На сцене видим щиты. Мощные, старинные. Они – стена. Они защищают не только людей. Что, если они охраняют само время? Чтобы оно не смогло уйти. Не смогло унести нечто важное.

Или же они защищают небольшую деревню, что стоит подле них? Да, это всего лишь декорации. Но мы видим живую деревню, вот крутится мельница. А там, в небольшом доме, словно бы загорелся свет. А возле деревеньки стоят ящики. Они наполнены песком. Или же это земля?..

Пересыпается песок, превращаясь в схваченные моменты жизни. Мы видим песочную анимацию на большом экране чуть позади сцены. Руки всего лишь перебирают песок, но мы видим волшебство – каждый фрагмент оживает. Птицы взлетают, цветы распускаются, а человек… Но это случится немного позже.

Льётся тихая музыка. Слышатся первые аплодисменты. Зрители очень ждут появления артистов. И вот из-за кулис выходят несколько юношей и девушек. Словно бы плывя, они садятся по краям сцены. Их белые льняные одежды вторят каждому движению. Но кто они?

Неожиданно на сцену поднимается мальчик, в руках у него детское ведерко и лопатка. Ею он насыпает песок в ведёрко, садясь рядом с одним из ящиков. Мы слышим голос: рассказчица, сидящая подле сцены, ведает нам историю длиною во многие века. Мы понимаем: мальчик, насыпающий песок, это глубокий символ. Он раскроется очень просто, стоит лишь послушать…

Под рассказ и музыку юноши и девушки все так же плавно встают. Всё стихает. Они говорят с вами. Они рассказывают о своём горе. О том, что произошло. Кружась в танце, они дают нам понять – мы смотрим на простых людей. Они ждут чего-то? Кого-то?

Из-за кулис появляются Игорь с Ярославной. Они словно пришли сюда, к нам, из того времени. В особенности поражает облик Ярославны: платье расшито камнями и бусинами,

а на голове сияет корона. Лицо княжны обрамляют украшения из белых бусин и кружева. Невероятно красиво. Игорь облачён в кольчугу, а на его спине тяжёлый красный плащ.

Князь и княгиня поднимаются на сцену. Кланяются. В руках Ярославны несколько зелёных ветвей. Она держит их осторожно. Они хрупкие.

Юноши и девушки подходят к Ярославне, и она даёт каждому из них по одной ветви. Они вновь танцуют, их танец плавный и мелодичный. Постепенно все они становятся рядом. Хотите услышать, о чем они говорят? Представьте: о судьбе народа. О его страхах и надеждах. В этих ли ветвях она кроется? Ведь это – будущие деревья. Им нужно дать почву, взрастить. И вот, как раз рядом, ящики с землей, куда и высаживают герои ростки. Делают они это бережно, с большой любовью.

Мы вновь слышим голос… О чем он говорит нам? Стоит всего лишь взглянуть на экран – там, с каждой секундой приобретая живые очертания, появляется портрет Ярославны. Вскоре появляется она сама, уже на сцене. Она печальна. И мы слышим тот самый, знаменитый, «Плачь Ярославны». Вместе с княгиней плачет и её портрет. Печально стоят люди позади неё, опустив головы.

На лице Ярославны и в её голосе – скорбь. Каждое её слово пробирает до мурашек. Чувствуешь её боль своей душой и сердцем.

Мы даже не догадывались, что музыка – это не просто арии и мелодии. Оказывается, музыка даёт нам почувствовать подлинные эмоции персонажей. Страдания Игоря, плач Ярославны, судьбы простых людей и целого народа. Пережить их так, как будто это наши собственные чувства. И ещё оказывается, всё это очень интересно. И музыка, и летописи.

Нам и в голову не приходило, что летописи – это так захватывающе интересно!
 

Дарья Пряхина
Факультет филологии и журналистики, АГУ.

В прессе о нас пресса о нас


Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29
мар
2024

Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29.03.2024

28 марта 2024 года в Русском доме в Берлине начала работу выставка «Первая русская опера».

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19
мар
2024

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19.03.2024

Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
7
дек
2023

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
07.12.2023

Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...

За «Баядеркой» - в Астрахань
9
ноя
2023

За «Баядеркой» - в Астрахань
09.11.2023

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
2
окт
2023

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
02.10.2023

Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере Астраханского театра оперы и балета

"Где волны хищные толпились..."
2
окт
2023

"Где волны хищные толпились..."
02.10.2023

Балетный критик Розанова Ольга о балете Р. Глиэра "Медный всадник" в журнале "Большой театр"

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!