"За дар богов и за любовь" (размышления после оперной премьеры 25.10.13)

21.11.2013 12:02
617
"За дар богов и за любовь" (размышления после оперной премьеры 25.10.13)

 

Верди – один из немногих композиторов, чью музыку любят и знают в разных странах мира. Поэтому год 200-летнего юбилея Верди превратился в гигантский музыкальный фестиваль, охвативший большинство стран планеты. Астраханский театр оперы и балета достойно вписался  в его контекст. Из нескольких шекспировских опер композитора астраханский коллектив выбрал «Отелло» – оперу с необычным музыкальным стилем и мощнейшими конфликтами, оперу масштабного действия, со множеством участников и тончайшими психологическими деталями.

Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Воронин и режиссер-постановщик Константин Балакин просто влюблены в этот поздний шедевр итальянского композитора. Чтобы убедиться в этом, достаточно было взглянуть на их одухотворенные лица и горящие глаза во время презентации спектакля. Их невероятная творческая энергетика не только подчинила артистов, но и стала источником титанической силы, питавшей весь коллектив в процессе интенсивной работы.  В полной мере осознать масштаб этой деятельности театра смогли коллеги, журналисты, преподаватели и студенты, приглашенные накануне премьеры на презентацию спектакля в театр. Необычный формат встречи позволил отделу маркетинга приоткрыть секреты разных цехов театра (от костюмерного и гримёрного до осветителей и рабочих сцены). В итоге родился спектакль искренний и страстный под стать партитуре Верди.

История трагической любви Отелло и Дездемоны, рассказ о преданности и предательстве давно перешагнули рамки XV  столетия (время действия трагедии Шекспира и оперы Верди) и превратились в вечную, неизменно актуальную и животрепещущую тему. Поэтому часто вращающаяся сцена указывает на символ вечности круг. Поэтому декорации и костюмы отразили условное хронологическое и географическое пространство действия, и помогли сконцентрировать внимание на сложной психологии героев. Асимметричная триумфальная арка – главная визуальная ось декорации – не простой атрибут сцены, а визуальное воплощение  разрушающегося мира главного героя.

Масштабен Отелло  (засл. артист России Вадим Заплечный, Москва). Его броская фактура, активная вокальная интонация, плакатная пластика дискутируют с элементами сценографии. Особенно эффектно совпадают ракурсы в изображении львиной головы на одном из трофеев и яростного лика самого героя (в 3 действии).

Интересно задуман образ Яго. В трактовке Сергея Москалькова  (Москва) он приобрел не только мефистофельские черты, его внешний сценический облик совпал с понятием «серый кардинал». Отсюда частое обращение к «шипящей» декламации, которая, как известно, очень коварна.

Дездемона (Елена Разгуляева) превратилась в символ чистоты и невинности, ее облик подобен Богоматери, а не реальной женщине.  Ее белое платье в сцене бури (в 1 действии) не только остается единственным светлым пятном в этой тревожной сцене, оно воспринимается как оберег от грозной стихии. Движения актрисы невесомы, она словно парит в пространстве сцены. В конце спектакля ее облик напоминает мираж, ее образ приобретает ирреальные черты. Ради такой образной драматургии певица, чей голос хорошо знаком астраханцам, нашла новые разнообразные краски  для своей героини. Поэтому так щемит сердце в ее песне об иве (4 действие), так выразительно звучит ее голос в квартете из второго действия, в септете с хором в 3 действии, в любовном дуэте  (в финале 1 действия) и других сценах.

Рядом с ней Эмилия (Наталья Воробьева), напротив, очень реальное создание с выразительной пластикой и роскошным голосом.  Вокальная часть спектакля выглядит очень достойно, а ведь певцам часто приходится петь в процессе вращения сцены. Кассио (Иван Максимейко), Родериго (Александр Малышко), Лодовико (Максим Палий), Монтано (Дмитрий Кондратьев), Герольд (Азамат Абдугалиев) окружают и оттеняют главных героев.

Опера «Отелло» примечательна разнообразными по составу, настроению и музыкальной фактуре хоровыми сценами (хормейстер Галина Дунчева), многие из которых по ходу действия превращаются в напряженные ансамбли героев. Авторы спектакля отказались от крупного плакатного решения таких сцен и предпочли тщательную разработку деталей в мизансценах. Поэтому каждый из участников хора вносит свою лепту в визуальный ряд оперы, насыщенный собственными крошечными историями, порой забавными, порой нет. Молодые артисты театрального хора стремятся соединить актерскую игру с хорошим вокалом, что дается  не просто. Сделать более рельефными или, напротив, завуалировать внешние детали в массовых сценах и сконцентрироваться на драме и конфликтах героев помогает оркестр (дирижер Валерий Воронин).

Огромную лепту в общую концепцию спектакля вносит световая драматургия. Отказавшись от прямолинейного движения от света к мраку,  художник по свету Ирина Вторникова совместно с художником Еленой Вершининой разработали тончайшую драматургию световых планов, аналогий и реминисценций. Именно свет отслеживает и комментирует все этапы разворачивающейся трагедии. И прежде всего трагедии Дездемоны. Она концентрирует светлое начало в драматичной начальной сцене оперы. Мощный свет отмечает внезапное появление Отелло в 1 действии. Многочисленные игривые фонарики в руках народной массовки получают продолжение в звонкой звездной россыпи ночного неба, появление которого неизменно вызывает восторженный вздох публики (в финале 1 и 4 действий). Светлые радостные и весенние краски властвуют в  мире Дездемоны,  колоритным элементом которого во в 2 действии воспринимается  детский хор (учащихся ДШИ им М.П. Максаковой, хормейстер Ирина Катюжанская). Однако положительная энергия света не безгранична. В третьем действии остается только единственный луч, следующий за героиней, а в заключительном – тусклый свет фонаря или лампады.

Безусловно, продолжение знакомства с астраханской постановкой оперы Верди «Отелло» поможет открыть и другие смыслы этого сложного и запоминающегося действия. Именно такой увидели и услышали оперу великого итальянца создатели астраханского спектакля.

Наталия Калиниченко

 

В прессе о нас пресса о нас


Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29
мар
2024

Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29.03.2024

28 марта 2024 года в Русском доме в Берлине начала работу выставка «Первая русская опера».

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19
мар
2024

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19.03.2024

Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
7
дек
2023

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
07.12.2023

Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...

За «Баядеркой» - в Астрахань
9
ноя
2023

За «Баядеркой» - в Астрахань
09.11.2023

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
2
окт
2023

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
02.10.2023

Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере Астраханского театра оперы и балета

"Где волны хищные толпились..."
2
окт
2023

"Где волны хищные толпились..."
02.10.2023

Балетный критик Розанова Ольга о балете Р. Глиэра "Медный всадник" в журнале "Большой театр"

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!