Опера БОРИС ГОДУНОВ

Замысел постановки на Большой сцене возник неслучайно. В октябре опера была представлена в Астраханском Кремле, который исторически связан с именем Годунова: Царь Борис был наместником царств Казанского и Астраханского, под его руководством было завершено строительство Астраханского Кремля; за астраханскими крепостными стенами скрывалась после разгрома Лжедмитрия Марина Мнишек.

Спектакль в Кремле поражал масштабом замысла и воплощения. Неизгладимое впечатление произвёл на зрителей огромный колокол, установленный на Лобном месте: расколотый и кровоточащий, он стал символом израненной Смутой России. Новая постановка на Большой сцене театра идёт по пути углубления психологического образа царя Бориса и его народа. При сохранённом сюжете интеллектуальное наполнение спектакля полностью меняется.

Премьерные спектакли состоялись 6 и 7 марта 2013 года. Партию Годунова исполнил ведущий солист Мариинского театра, лауреат всероссийских и международных конкурсов Фёдор Кузнецов. Главные партии - Максим Палий и Сергей Белоусов (Борис Годунов), Александр Диянов (Самозванец) и Иван Максимейко (Шуйский), Марина Васильева, Наталья Воробьёва и Зинаида Дюжова (Марина Мнишек), Алексей Фролов и Дмитрий Кондратьев (Пимен, Варлаам), Руслан Сигбатулин и Александр Малышко (Щелкалов, Рангони), Иван Михайлов (Юродивый)

Музыкальная версия астраханского театра, возможно, наиболее близка к замыслу композитора и совершенно соответствует концептуальной драматургии спектакля:

«Яркая образность музыки Мусоргского долгое время воспринималась как несовершенство, к композитору, который опередил своё время, относились как к недоучке. С этим связано появление многочисленных редакций оперы, выполненных как самим Мусоргским по требованию Дирекции Императорских театров, так и другими композиторами. Театр представляет «Бориса Годунова» в авторской версии. Великая музыка М.Мусоргского, крайне редко исполняемая в этой редакции, сама собой отводит от стереотипов, предвосхищая новые постановочные решения» 

В.Воронин

Стилистика античности, осознанно выбранная постановщиками, как некое эстетическое обобщение, делает конфликт правителя и народа вневременным. Символом уходящего времени, утекающего сквозь пальцы, заметающего следы былых правителей, становится песок, который является смысловой деталью сценического оформления – важнейший образ и эффектный, невиданный в Астрахани сценографический приём. Специально для спектакля было изготовлено более 250 костюмов, париков и головных уборов, составлена световая партитура, подчёркивающая важные моменты действия, создающая необходимую атмосферу.

К спектаклю театром выпущен объёмный буклет, включающий в себя исследовательские статьи о Смутном времени и личности Бориса Годунова, дающие исчерпывающую характеристику эпохе. Буклет составлен таким образом, что зритель может чётко представить исторический событийный и эстетический контекст постановки. Волей режиссёра в сторону отброшена историческая гипотеза о виновности царя в гибели царевича Димитрия:

«Так сложилось, что имя Бориса Годунова оказалось сопряжённым прежде всего с гибелью последнего представителя династии Рюриковичей. Этот гипотетический исторический факт словно закрывает глаза потомкам на реальные исторические факты его правления. А он был первым настоящим и дальновидным политиком, стремился к преобразованию Российского государства. Его грамотные экономические ходы увеличили в несколько раз государственную казну и позволили начать строительство каменных городов по всей стране. При нём Русь начала двигаться от средневековья к новому времени. Кульминацией его созидательных стремлений стал амбициозный проект возведения в Московском Кремле храма Святая Святых» 

К.Балакин


В центре спектакля – захватившая Бориса идея о строительстве великолепного храма, который должен стать символом новой Руси, символом сильного государства и мудрого правителя. Среди песчаной монохромности бренного мира, материализовавшимся видением возникает великолепный белый Собор, средоточие чистоты помыслов, исповедальный символ невиновности царя.

Огромное значение в спектакле приобретает переосмысление роли народа. Народ выступает и как безмолвный зритель и как действующая сила, влияющая на ход событий, изменяющая историю – именно за народом остаётся последнее слово: «Тонкая психология драматургии хоровых сцен наделяет народ всеми чертами живой личности, то смиренной, то бунтарской. В хоровых мизансценах можно проследить влияние античного театра. Следуя замыслу режиссёра, переосмысливаются хоровые номера, значение реплик – иногда меняется адресат высказывания, а иногда и вовсе – значение сказанного»

Г.Дунчева

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!