Черевички или Ночь перед Рождеством

Следы черевичек

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит во второй том его цикла «Вечеров на хуторе близ Диканьки», вышедшего в 1832 году. Эти повести целиком и полностью построены на поверьях и сказках Малороссии. Так и в основу рождественской истории легла малороссийская сказка, в которой чёрт жестоко мстит кузнецу за нанесённое ему оскорбление. Однако у Гоголя чёрт не столько страшен, сколько смешон.

Гоголь интересовался народными преданиями и суевериями. По просьбе писателя эти предания записывались его матерью. Известны письма Гоголя к родным с просьбами прислать ему описание свадьбы, народные рассказы о русалках… Именно на их основе появлялись повести, наполненные волшебством, яркие герои, совершающие настоящие чудеса. «Ночь перед Рождеством», наверное, самая волшебная среди повестей «Вечеров». Юмор и лёгкость, с которыми писатель рисует жизнь украинского хутора, вдохновили Петра Ильича Чайковского на создание оперы «Кузнец Вакула».

В 1871 году Русское музыкальное общество объявило конкурс на создание волшебной оперы на либретто поэта Я.Полонского, написанному по повести Гоголя. П.Чайковский с необыкновенным увлечением писал свою оперу. В письме брату Анатолию он пишет: «Все мои помыслы обращены теперь на мое любезное детище, на милого «Вакулу». Ты не можешь себе представить, до чего я люблю его. Мне нужна не премия, на которую я плевать хочу, хотя деньги тоже вещь хорошая… Мне нужно, чтобы «Вакулу» поставили в театре». В объявленном конкурсе по единодушному решению жюри Чайковскому были присуждены сразу две премии - первая и вторая. Премьера оперы состоялась в Петербурге, в Мариинском театре, в 1876 году. Однако, понравившись публике, опера не получила лестных отзывов критики.

Музыка Чайковского в полной степени впитала дух гоголевской повести. Те же удивительные краски, то же дивное изображение красивейших пейзажей, те же яркие воплощения персонажей. Требовательный к себе композитор спустя десять лет переработал произведение, назвав вторую редакцию «Черевички». В этом виде в начале 1887 года оперу представили в Москве, в Большом театре. Спектаклем дирижировал сам композитор, впервые вставший за дирижёрский пульт. Со сцены лились «мелодии веселые и грустные, нежные и лукавые, песенные и плясовые… они сменяли одна другую в прихотливом хороводе». После спектакля под несмолкающие аплодисменты артисты, участвовавшие в спектакле, преподнесли автору… веники. Шутка исполнителей восхитила композитора. Это был настоящий успех. Артисты астраханского театра Оперы и Балета с удовольствием обращаются к сокращённой версии единственной комической оперы П.И. Чайковского.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!