«Иоланта» относится к числу опер, которые на «слуху» даже у тех любителей музыки, кому не доводилось слушать ее в театре. Таковы эмоциональная сила и обаяние прекрасных мелодий П.И. Чайковского, наполненных светом и радостным мироощущением. «Иоланта» занимает особое место в творческом наследии композитора. Она стала «лебединой песней», последней оперой Чайковского, которая ознаменовала возвращение композитора к любимому им жанру лирической оперы.
Сюжет средневековой рыцарской легенды о слепой девушке, стремящейся к свету и любви, позволил Чайковскому воплотить сложный и прекрасный мир героев, веру во всемогущую силу добра и красоты, воспеть гуманистические и жизнеутверждающие идеалы.
Постановка на сцене Астраханского театра оперы «Иоланта», во все времена воспринимавшейся, как лучезарный гимн любви – украшение в репертуаре театра и объединяет зрительскую аудиторию широкого возрастного диапазона.
Постановщики создали на сцене замкнутое пространство Иоланты — круг, оградивший её от реальной жизни, от всякого постороннего глаза, от опасности случайно узнать правду о своем физическом недостатке. Никто извне не имеет права нарушать пределы этого круга. В то же время, самой Иоланте неизвестен мир за его пределами, но интуитивно её влечет к неведомому.
Особое место в опере занимает тема розы. В европейской традиции красная роза ассоциируется не только с любовью, но и со страданием. В спектакле просьба Водемона сорвать для него красную розу превращается в страшное испытание героини. Она выходит за пределы своего мира и… теряется в нем. Когда же Водемон рассказывает Иоланте о солнце, небе и сиянии звезд, осыпающиеся лепестки роз выстилают через всю сцену красный ковер. Так в спектакле представлен момент, когда в душе Иоланты просыпается любовь…