«ЛЕДИ МАКБЕТ» АСТРАХАНСКОГО ТЕАТРА

19.06.2025 13:04
427
«ЛЕДИ МАКБЕТ» АСТРАХАНСКОГО ТЕАТРА

Завершающей сезон оперной премьерой Астраханского театра оперы и балета стал шедевр Дмитрия Шостаковича. 

Музыкальный критик, искусствовед, публицист - Александр Матусевич о прошедшей премьере. 

Лучшая советская опера, гениально сочетающая традиции русской оперной школы (прежде всего Мусоргского) и тогдашних европейских достижений (главным образом экспрессионизма), не понятая и не принятая «первым меломаном» Советского Союза товарищем Сталиным, сегодня является одной из самых востребованных опер мирового репертуара. Несмотря на сложности партитуры, ее смело штурмуют. Сегодня сочинение – в афише нескольких московских театров, нередко к нему обращаются и в российских регионах, за рубежом «Леди Макбет Мценского уезда» уверенно конкурирует с «Борисом Годуновым» и «Евгением Онегиным».

Астраханский театр, невзирая на молодость (возник в 1990-е, статус оперно-балетного получил в 2011-м, современное здание – год спустя), регулярно обращается к сложнейшим оперным образцам. Кроме того, худрук театра маэстро Валерий Воронин вводит в оркестровый репертуар и сложнейшие симфонические опусы, много сил потратив на воспитание достойного коллектива. Результат налицо – в последние годы любая премьера астраханцев отличается качественной игрой оркестра. Ровно то же можно сказать и о его работе в «Леди Макбет»: пожалуй, это самое сильное впечатление от премьеры – масштабность и выразительность оркестрового звучания, проработанность деталей партитуры, найденный баланс с певцами и самое главное – точное раскрытие драматургических смыслов.

Не меньше лестных слов заслуживает и хор театра (хормейстер Евгений Кириллов). На премьере коллектив демонстрировал ювелирную точность интонации и ритмического рисунка в сложных своей динамикой сценах типа глумления над Аксиньей, а в скорбно-эпических – вроде сцены каторги – или в торжественных (пусть торжество и с примесью гротеска), как сцена свадьбы, радовал монолитностью и проникновенностью звучания.

Отлично был подобран и вокальный каст. Опорой стали приглашенные солисты, но и свои, штатные, выступили очень достойно. Среди них нельзя не отметить яркого тенора Сергея Маньковского (Задрипанный мужичонка), выразительного и очень игрового баса Дмитрия Шарманова (Священник), фундаментально звучащего другого баса – Евгения Зерова (Старый каторжник), характеристичного баритона Богдана Гуенка (Квартальный). Не подвели и дамы второго плана – Яна Павлова (Аксинья) и Кира Кирилина (Сонетка).

На сложнейшую роль центральной героини позвали Дарью Филиппову из МАМТа. Хрупкая блондинка оказалась Катериной с сильным, иногда даже пронзительно сконцентрированным голосом, справившимся и с непростой тесситурой (обилие неудобных верхних нот, одновременно – необходимость звучать плотно, насыщенно на середине и внизу), и с плотной оркестровой фактурой, которую она в целом «пробивала». Актерски ее купчиха вышла женщиной, полностью подчиненной власти эроса, – ее желания в этой области являлись первым и едва ли не единственным мотивом всех ее действий, все остальное (например, «темное царство», в котором она пребывала, и его влияние) оказывалось вторичным.

Отлично спел Сергея ее коллега из того же столичного театра Кирилл Матвеев. Певец с ярким, задиристым, хулиганским, мощным, сочным голосом, обладатель великолепного верхнего регистра, по-мужски катастрофически обаятельный – как тут было не пропасть Катерине? Обстоятельностью и мастерством веяло и от вокала, и от законченности образа у баса из «Геликона» Дмитрия Скорикова (Борис Тимофеевич). Убедительным Зиновием предстал характерный мариинский тенор Александр Тимченко. Ансамбль центральных исполнителей – и музыкальный, и актерский – заслуживает самых высоких похвал: смотреть и слушать их образные и музыкальные решения было очень интересно. Для двух последних, опытных певцов, это давно сделанные роли, получившие в астраханском спектакле лишь некоторые новые нюансы. Для молодой центральной пары это были дебюты – весьма удачные, запоминающиеся.

Главный режиссер театра Алексей Смирнов сделал классический спектакль – реалистический в своей основе, без концептуальных вывертов. В нем вроде бы все предсказуемо, однако смотрится он увлекательно, с интересом от начала до конца. Раскрытие психологии героев, показ их развития по мере изменения обстоятельств, высвечивание разных граней образов – задача непростая, не такая уж благодарная (требует много труда, а трюков, гарантированно привлекающих внимание, нет совсем), но очень благородная. Режиссер с ней полностью справился, продемонстрировав свой класс, глубину погружения в материал и способность убедительно реализовать на сцене все, что выявлено в этой глубине. Не только блестяще сделанные центральные образы, но и яркие второстепенные – его неоспоримая заслуга.

Атмосферу провинциальной купеческой жизни художник Евгения Шутина воссоздала буквально – кроме последней картины (каторги), вся сцена «зашита» унылыми серыми заборами от кулисы к кулисе, между которыми протекает полная страстей и злобы жизнь. Артисты благодаря такой организации пространства практически постоянно сосредоточены на авансцене, близко к публике, как в камерной драме. Мизансцены просты, ясны, графичны – и от того впечатление от них колоссальное. Костюмы, соответствующие времени действия в повести Лескова, функциональны: пожалуй, лишь в сцене свадьбы они художественно расцветают роскошью этнографических узоров с превалированием праздничного красного цвета. Интересная деталь: изначально в красном ходит лишь Зиновий, являясь своего рода «белой вороной» в созданном его батюшкой сером мирке; в сцене свадьбы в красный сюртук обряжается Сергей, словно узурпируя у Зиновия его статус.

Сцены, которые всегда настораживают, если не напрягают в этой опере – глумление над Аксиньей, насилие над Катериной, – сделаны с тактом и чувством меры, хотя и предельно ясно по посылу: в первом случае через условность, во втором – с помощью уместного затемнения. Сцена с Нигилистом купирована – от него остался только мимический персонаж – интеллигентик с сачком и ведерком, однако с помощью пластического этюда вся его история донесена до публики в краткой мизансцене весьма ясно. Принципиально отлична от всех сцен финальная – каторга. Пространство в ней максимально открыто, словно Катерина наконец получила желанную свободу, которая теперь ей не мила. Этот контраст пространств сообщает спектаклю дополнительную драматическую силу, а также чувство катарсиса в безрадостной во всех отношениях истории. 

Другие новости все новости


Загадка Эпиграфа и двенадцать колонн
15
июл
2025

Загадка Эпиграфа и двенадцать колонн
15.07.2025

«Двунадесяти языков Европы ворвались в Россию»... Этими словами Льва Толстого открывается хоровой Эпиграф оперы.

Может декорация быть музыкой?
9
июл
2025

Может декорация быть музыкой?
09.07.2025

Как дать ощутить гений Прокофьева через визуальный ряд, когда речь идет о воплощении оперы...

Самая знаменитая опера Шостаковича впервые поставлена в Астрахани
1
июл
2025

Самая знаменитая опера Шостаковича впервые поставлена в Астрахани
01.07.2025

Музыкальный критик Мария Бабалова о прошедшей премьере .

«Между прошлым и будущим»
27
июн
2025

«Между прошлым и будущим»
27.06.2025

В выставочном пространстве театра открыта выставка известного астраханского фотохудожника ,участника народной фотостудии «Дельта» Астраханского областного...

XIII (29  театральный сезон (2024–2025гг.)
24
июн
2025

XIII (29 театральный сезон (2024–2025гг.)
24.06.2025

Нынешний сезон, безусловно, является очередным успешно взятым рубежом для астраханского театра и продолжается в не...

Уважаемые зрители!
18
июн
2025

Уважаемые зрители!
18.06.2025

Балет «Корсар», запланированный на 22 июня 2025 года, отменён. Возврат билетов осуществляется в кассе и...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!