«Поэзия, муки любви, драма напряжённая, почти невероятная, стремительный финал» - таково было представление Джакомо Пуччини об идеальном сюжете для оперы. И в 1900 году в Лондоне на премьера пьесы Д. Беласко «Гейша», созданной на основе повести Д. Лонга композитор нашёл то, что давно искал. Началась работа над новым произведением; в последние недели 1903 года опера была закончена.
В 1904 году «Мадам Баттерфляй» была поставлена на сцене «Ла Скала». Несмотря на великолепный исполнительский состав и радужные ожидания, постановку ждал настоящий провал. Сразу после премьеры Пуччини забрал партитуру из театра. Он поделил оперу на три акта и сделал некоторые изменения в нотном тексте.
Дж. Пуччини писал своему другу К. Бенди: «Моя «Баттерфляй» от этого не изменилась. Она по-прежнему осталась самой проникновенной и самой выразительной из всех моих опер! В конце концов Вы увидите - победа будет за мной!» В этой редакции опера была поставлена в Брешии в театре «Гранде» 28 мая 1904 года. Успех был оглушительный. По поводу сценической судьбы «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини любил повторять пророческие слова главной героини оперы: «Rinnegata... e felice!» – «Отвергнута... и счастлива!»
Образ хрупкой и героической Чио-Чио-сан по прозвищу Баттерфляй (бабочка, мотылёк) стоит в ряду самых привлекательных героинь оперной сцены и принадлежит к вершинам вокального и драматического искусства.
В июне 2014 года партию «Чао-Чао-сан» в спектакле «Мадам Баттерфляй» исполнила солистка Астраханского театра Оперы и Балета Алёна Диянова. На протяжении одной оперы у главной героини свадьба, рождение ребенка, ожидания и смерть. А. Диянова очень выразительно передала чувства своей героини и блестяще справилась со сложной в игровом плане партией.
Алёна Диянова окончила вокальный факультет Нижегородской государственной консерватории (академии) по специальности академическое пение. В 2009 году стала дипломантом I международного конкурса вокалистов им. С.В.Рахманинова, проходившем в г.Ростове. Концертировала по городам России с ансамблем песни и пляски Приволжского округа ВВ МВД России. С 2010 – солистка Астраханского государственного театра Оперы и Балета. На сцене Астраханского театра исполнила много ролей, в числе которых Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского), Дездемона («Отелло» Дж.Верди), Розалинда («Летучая мышь» И. Штрауса), Оксана («Черевички или Ночь перед Рождеством» П.Чайковского) и многие другие.
Гости театра смогли окунуться в атмосферу загадочного Востока, насладиться прекрасной музыкой и великолепным исполнением. В этот вечер за дирижёрским пультом был Сергей Гринёв.
Постановка Астраханского театра заставляет поверить в то продолжение истории Чио-Чио-сан, которое придумал уже в ХХI веке Масахико Симада в книге «Хозяин кометы»: «Чио-Чио-сан в последние свои дни не могла и мечтать о том, что её любовь передастся далеким потомкам и повлияет на них. Любовь искажает радости и печали, разрушает рациональное, даже подвергает жизнь опасности, но она не заканчивается, не погибает, она и сегодня живет в ком-то из нас. Даже если возлюбленные умерли и о них забыли, их неисполненные желания воскресают в будущем».
7 ноября 2024 года в Астраханском театре оперы и балета состоялось заседание художественного совета, посвященное...
Администрация Театра оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав мероприятий Театра без предварительного...
«Ночь искусств» в Астраханском театре оперы и балета