Российская национальная театральная премия «Золотая маска» – самая престижная театральная награда России, ежегодно выбирает из огромного количества спектаклей лучшие. Стать номинантом этой театральной премии – уже большой успех, тем более для регионального театра Астраханский Театр Оперы и Балета второй год подряд выдвигается на соискание этой премии.
2 апреля в рамках «Золотой маски» в Московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко была показана опера «Пиковая дама» в постановке астраханского Театра Оперы и Балета.
Режиссёр-постановщик и сценограф – Константин Балакин
Художник по костюмам – Елена Вершинина
Художник по свету – Ирина Вторникова
Музыкальный руководитель и дирижёр – Валерий Воронин
Интересная версия астраханцев – постановка, по высказываниям многих критиков «радикальная даже по московским меркам», отсылает к картинам Рене Магритта. Спектакль пронизан аллюзиями на работы художника. Серый дождливый Петербург – место действия превращается в фантасмагорию из вырастающих домов, давящих своими громадинами на маленького человека Германа, который в образе «Сына человеческого», множится на сцене в образах плоских картонных манекенов. Сцена грозы в первом акте заполняет пространство новыми и новыми Германами, падающими с небес в виде голкондского дождя. Мечта Германа, как и он сам захватывает, подчиняя себе ход сюжета. Жертвой навязчивой идеи становится не только сам Герман, но, и Лиза, поверившая и доверившаяся ему, и Графиня – старуха, жаждущая любви…
Супер-занавес с изображением неба – почти буквальная трактовка картины «Воспоминания святого» относит спектакль в область отрешённо-образную. С этой точки зрения и следует воспринимать действие, ибо каждая новая картина спектакля почти буквально соотносится с полотнами Магритта.
Чувства Германа и Лизы обличены в аллюзии к картине «Влюблённые». Куски белой ткани закрывают лица героев в любовном дуэте. Пытаясь прорваться сквозь белый саван к Герману является и Графиня, чтобы поведать тайну трёх карт.
Лиза в спектакле – магриттовская роза, открывая чувства Герману, она расцветает, затем в сцене в спальне Графини, с яростью рвёт лепестки из груди и бросает их в Германа. Смерть героини условна – она шагает через парапет набережной не в холодную невскую воду, а в объятия огромного цветка, который суть её мечты.
Графиня с крыльями, раскрывающимися и делающими её не то страшной птицей, не то ангелом смерти пугает всех, но не Германа, он слишком увлечён своей идеей. Дьявольские крылья перед явлением Германа старуха скидывает, превращаясь в жалкое подобие той, кем она была в юности. В спальне Графини дуэт Германа и старухи становится спором двух любовников. Герман хочет от Графини секрет трёх карт, она же от него – любви.
Музыканты астраханского оркестра под управлением Валерия Воронина смогли озвучить историю, придуманную Балакиным, наполнить её духом страсти и образной выразительностью. Благодаря вдумчивой интерпретации музыка Чайковского вплелась в единое полотно спектакля.
Исполнители Главных партий Елена Разгуляева и Михаил Векуа наполнили образы героев необходимыми полутонами, сделав их объемными и живыми. Разгуляева-Лиза интеллектуальная певица, вдумчиво и экспрессивно исполнившая партию своей героини, восхитила публику мастерством не только вокальным, но и актёрским. Захваченный своей идеей Герман-Векуа – стал звучащим нервом спектакля, натянутой струной, которая рвётся в последней сцене в игорном доме.
Графиня-Марина Васильева воплотила двойственный образ злобной старухи, которую в ней видят окружающие и жаждущую любви «Венеру Московскую», коей она является в душе.
Астраханский спектакль на московской сцене стал ещё одним шагом театра на пути к вершине творческого мастерства. Астраханцы по праву могут гордиться своим театром, ставшим за короткое время одним из лучших в России.