«Река талантов» в Астрахани

27.10.2011 00:00
1178
«Река талантов» в Астрахани

27 октября в Астраханском театре оперы и балета в сопровождении симфонического оркестра под управлением Валерия Воронина выступили молодые солисты – участники проекта «Река талантов». Этот интереснейший проект был разработан Санкт-Петербургским Домом музыки в 2007 году. «Река талантов» позволяет музыкантам, начинающим сольную карьеру, совершенствовать свою программу на авторитетных мастер-классах и участвовать в гастрольном туре по городам Приволжья.  

         Участниками астраханского концерта стали три солиста – флейтистка Анастасия Канеева, альтист Сергей Обухов и скрипач Леонид Баранов. Все они уже имеют солидный концертный и конкурсный опыт, но для каждого участие в проекте стало уникальным. И не только  потому, что по условиям участвовать в нём можно только один раз. Молодым музыкантам запомнилась живая, по-настоящему творческая атмосфера: педагоги, которые вели мастер-классы, отнеслись с большим вниманием к репертуару участников, к их исполнительским трактовкам. Активное творческое общение продолжалось и за пределами репетиционных залов. Участники, приехавшие в Петербург из разных городов России, делились друг с другом своими профессиональными «цеховыми» секретами, планами, идеями.

                Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки и инициатор проекта «Река талантов» Сергей Ролдугин напутствовал юных коллег словами: «игра на сцене означает, что все другие игры закончились».  Бесспорно, музыкант – это больше, чем профессия: это образ жизни, в котором музыка становится главным смыслом и главной любовью.  Безжалостно отнимая время, предназначенное для детских игр, музыка щедро награждает тех, кто ей предан: она позволяет им сохранять детскую свежесть восприятия дольше, чем остальным. Наверное, поэтому, общаясь за кулисами с участниками проекта, легко забыть, что они - победители бесчисленного количества конкурсов, музыканты с обширным концертным репертуаром. И совершенно не получалось назвать их «по-взрослому» - Анастасией, Сергеем, Леонидом.

         Настя (лауреат Международных и Всероссийского конкурсов, студентка Санкт-Петербургской консерватории Анастасия Канеева) с энтузиазмом рассказывала, как солист оркестра Мариинского театра Д. Лупачёв, занимавшийся с ней на мастер-классе, заинтересовался её техническими «хитростями». Вместе с оркестром Астраханского театра Насте предстояло исполнить моцартовский Концерт для флейты с оркестром. Готовясь к выступлению, флейтистка старалась выполнить пожелание Дениса Лупачёва: концерт Моцарта требует огромной предварительной работы, но исполнять его нужно легко.

         Серёжа (лауреат Международных конкурсов, студент Новосибирской консерватории Сергей Обухов) на мастер-классы в Санкт-Петербургский Дом музыки с двумя инструментами – альтом и виолой д’амур - и с двумя программами. Совместно с профессором Санкт-Петербургской консерватории В. Стопичевым для выступления в Астрахани был выбран альт. Концерт №2 для альта с оркестром Игоря Флейшера, подготовленный для гастролей, особенно дорог молодому музыканту: он стал его первым исполнителем. Чувствуя ответственность за успех этого сочинения, Серёже было исключительно важно услышать от Владимира Стопичева – известного альтиста, гастролировавшего по всему миру - слова одобрения.  Интерпретация молодого музыканта была по достоинству оценена страшим коллегой.

         Лёня (лауреат Международных и Всероссийского конкурсов, студент Санкт-Петербургской консерватории) показывал на мастер-классе одно из самых репертуарных сочинений для скрипки – Концерт П. И. Чайковского. По наблюдению скрипача, этот концерт в разных странах играют по-разному: на Западе первостепенное значение отводится технической стороне, в России стараются показать эмоциональную наполненность сочинения. В поиске гармоничного сочетания виртуозности и эмоциональной живости молодому музыканту помог Народный артист России, профессор Максим Федотов.

         Выступление в Астрахани стало для участников проекта  своеобразным отчётным концертом. Его успех зависел от нескольких составляющих: от собранности самих солистов, от поддержки оркестра и от чуткости слушателей. К счастью, на этом концерте все составляющие проявились в должной мере. Но, возможно, именно публика внесла наибольший вклад в создание позитивного образа. Слушателям необходимо было учесть, что молодым солистам – при всей серьёзности их исполнительских намерений – ещё только предстоит покорить статусные концертные площадки. Важно было не только оценить сегодняшний исполнительский облик, но и почувствовать творческий потенциал ребят. К этой задаче нужно добавить и особое обстоятельство: в одну программу вошли совершенно разные произведения - интровертный Концерт Флейшера, изящный Концерт Моцарта и эффектный в своей многоплановости Концерт Чайковского. Публика была восприимчива и доброжелательна, а именно это так необходимо молодым музыкантам для успешного начала карьеры.

         При всей разности исполнительских темпераментов каждый из молодых солистов был интересен. Сергей Обухов продемонстрировал хороший благородный звук. Солист уверенно ощущал себя в  сложном языковом пространстве Концерта Игоря Флейшера. Анастасия Канеева порадовала умением «быть в диалоге» с оркестром – это тем более приятно, что с оркестром солистка выступала впервые. Её исполнение особенно запомнилось тонкостью, детализированностью в построении музыкальных фраз. Леонид Баранов захватил публику своей энергией, открытостью. Он уверенно справлялся с техническими трудностями, которыми изобилует произведение Чайковского. Слушая первую часть Концерта и наблюдая, с каким удовольствием солист исполняет эффектные пассажи, можно было предположить, что во второй части – сдержанной, лирической - он непременно «заскучает» и заставить «скучать» публику. Однако лирический монолог был исполнен им с настоящим вдохновеньем, трогательной проникновенностью. Прекрасно прозвучала и виртуозная финальная часть Концерта.

         Общаясь с ребятами перед выступлением, слушая их на концерте, нетрудно было сделать вывод о том, что участие в проекте Санкт-Петербургского Дома музыки стало для них важным этапом в творческой самореализации, в адаптации к непростым условиям концертной жизни. А это, пожалуй, главный довод в пользу того, чтобы назвать «Реку талантов» социально значимым проектом.

 А. Бояринцева

Другие новости все новости


Проект «Шедевры русского балета — великие учителя танцев» с 15 по 23 сентября
16
сен
2024

Проект «Шедевры русского балета — великие учителя танцев» с 15 по 23 сентября
16.09.2024

Астраханский театр оперы и балета в рамках проекта «Шедевры русского балета — великие учителя танцев»...

В преддверии Международного Каспийского Форума музыкальных театров «Музыкальный театр как центр культурной экосистемы» Астраханский театр оперы и балета приглашает.
15
сен
2024

В преддверии Международного Каспийского Форума музыкальных театров «Музыкальный театр как центр культурной экосистемы» Астраханский театр оперы и балета приглашает.
15.09.2024

Крупные театры, как утверждает мировая практика, способны развиваться и зарабатывать, как крупные корпорации и холдинги.

В Год Семьи астраханцев приглашают в музыкальное сказочное путешествие
10
сен
2024

В Год Семьи астраханцев приглашают в музыкальное сказочное путешествие
10.09.2024

В минувшие выходные в Астраханском театре оперы и балета семьи с детьми пригласили на...

"Любовь к трём апельсинам" открывает XXIX театральный сезон!
10
сен
2024

"Любовь к трём апельсинам" открывает XXIX театральный сезон!
10.09.2024

Два вечера на Большой сцене Астраханского театра оперы и балета, 14 и 15 сентября вновь...

В Астраханском театре оперы и балета реализуется Всероссийский образовательный проект
6
сен
2024

В Астраханском театре оперы и балета реализуется Всероссийский образовательный проект
06.09.2024

В рамках Всероссийского проекта "Музыкальные истории от барокко до классицизма" на площадках Астраханского театра оперы...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!