В Большом зале театра побывали уже многие астраханцы, а в Малом до этого дня проходили только детские программы. Выстроенный по образцу греческих амфитеатров – полукругом и с местами, располагающимися уступами высоко один над другим, он каждому зрителю открывает идеальный обзор на лежащую внизу сцену, а небольшие размеры уютного зала дают прекрасную возможность проводить здесь камерные концерты и экспериментальные спектакли, всевозможные встречи и вечера.
Белая одежда сцены, воздушная ткань, брошенная на сцену небрежно, но одновременно изящно, сверкающий белый концертный рояль – всё было изыскано-красиво и настраивало на утончённый праздник. И он действительно случился. И не потому, что появившаяся на сцене певица в нежно-коралловом платье, отлично гармонировала со всем оформлением зала. А потому, что это была – Елена Разгуляева. Приехав в Астрахань два года назад, она сразу стала бесспорной примой театра; первая же исполненная ею партия Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй» была номинирована на самую престижную в России театральную премию «Золотая Маска», уже этой осенью – ещё одна номинация, за партию Лизы в опере «Пиковая дама». Столичные критики смело называют Разгуляеву певицей мирового уровня.Так что зрителям, пришедшим на концерт, было чего ожидать. Тем более что романсы Рахманинова – одна из сверкающих вершин вокально-камерной музыки. При всей кажущейся блистательной лёгкости они исключительно сложны для исполнителя, и потому далеко не многие певцы рискуют включать их в свой репертуар. У музыкантов существует шутка: «У вокалистов с Рахманиновым одна серьёзная трудность: найти хорошего пианиста.
У пианистов трудность иная – найти хорошего певца!»
В данном случае все трудности были преодолены. За роялем сидела заслуженная артистка России, опытнейший концертмейстер Анна Курганова. Кроме того, в нескольких романсах аккомпанемент дополнялся игрой Валентина Рулёва (скрипка) и Александры Старковой (виолончель).
Чем больше узнаёшь Елену Разгуляеву, тем увереннее думаешь, что для неё не существует непреодолимых вокальных сложностей. Но одновременно понимаешь, что её стихия – не отстранённо-прозрачные «картины, пейзаж»,
а драматизм, смятение, чувственно-страстный порыв, – всё, где может петь не только её голос, но её душа, её сердце. «О, дай мне сердцем жить!» – эти слова Плещеева из романса «Дума» как нельзя более характеризуют творческий облик Елены Разгуляевой.
У читающих эту статью может сложиться впечатление, что речь идёт о сольном концерте певицы. Это не так. Полноправным участником вечера романсов Рахманинова был солист театра Александр Малышко. Недавний выпускник Киевской музыкальной академии, он появился в театре только в прошлом году. Однако астраханские зрители уже слышали его в партиях Евгения Онегина («Евгений Онегин»), Елецкого («Пиковая дама»), Щелкалова («Борис Годунов»). Красивый сильный баритон, прекрасная вокальная школа, радующая стабильность звучания (обычные для многих вокалистов переживания «в голосе, не в голосе» для него, похоже, не существуют) плюс выигрышная сценическая внешность – всё это, бесспорно, оценили зрители. Концерт шёл по нарастающей, зрители принимали романсы всё более горячо, и крики «Браво!!!» звучали уже после каждого номера.
Вела концерт – непринуждённо и тактично-отстранённо – солистка театра Зинаида Дюжова. Сцену оформил Кантемир Жилов. Сценарист и режиссёр концерта - Екатерина Дыбаль.
Елена Разгуляева и Александр Малышко поставили очень высокую планку в самом начале цикла вокально-камерных концертов, которые будут теперь регулярно проходить в Малом зале театра. Так что всем солистам театра, чьи концерты вскоре состоятся, хочется пожелать не уронить эту планку.