Возвращение Ремарка

14.06.2013 16:23
795
Возвращение Ремарка


Возвращение Ремарка

PJ9A4990.jpg

Сегодня, когда массовое читательское предпочтение отдано сагам о вампирах, фэнтези о мальчиках-волшебниках, бесчисленным (но далеко не всегда хитроумным) детективам, романы Эриха Мария Ремарка ждут своего часа на полках. А жаль!..

Одиночество и разобщенность в современном мире, дефицит живого общения, угроза войны и ужас терактов вновь и вновь напоминают проблемы, описанные Ремарком. В свое время он всеми силами стремился заявить о невосполнимости и высочайшей ценности человеческой жизни, учил сострадать чужому горю.

Но всё же писатель-мыслитель, остро чувствующий боль своего времени, вновь становится актуальным. Именно к такому выводу приходишь после премьеры «Вальса белых орхидей». О том, что этот спектакль был задуман как балет-размышление, хореограф Константин Уральский рассказал на пресс-конференции, проходившей незадолго до первого представления.

По словам главного балетмейстера Астраханского театра оперы и балета, его сценарий не следует сюжету какой-то одной из книг. Герой и Героиня – безымянные собирательные персонажи у Константина Уральского – встретились случайно и искренне полюбили друг друга. Странники по жизни, люди без будущего, они не в состоянии избавиться от призраков прошлого.

Чувствуя смерть у себя за спиной, герои Ремарка живут одним днем. Им хочется ощутить все и сразу – второго шанса может не быть! Так рождается их удивительная способность ценить каждое мгновение, а желание сделать жизнь максимально яркой ведет их в рестораны, кафе, кабаре и дома моделей. Конечно же, совсем не случайно местом действия оказывается Париж, город влюбленных.

Никита Ткачук в художественной постановке этого спектакля выразительно и метафорично оформил сценическое пространство. Так, тоскливый слякотный пейзаж создается хмурыми небесами и многочисленными зонтиками. Самолеты-истребители, прорезающие затянутое облаками небо, страшная черная бездна, в которую в финале удаляются Герой и его Спутница, недвусмысленно говорят о мировой катастрофе, на фоне которой развивается действие.

Радостные, кричаще яркие, «светофорные»  краски «заряжены» в костюмах клоунов кабаре. Изящный стиль art nouveau исходит от главной героини, прекрасной дамы. Нарочито эффектно преподнесено дефиле от кутюр, неожиданно демонстрирующее окопные моды, и жутковато смешливо – представление клоунов кабаре с символичным расчленением скульптуры манекена. Танцующие орхидеи - живые цветы, в костюмах которых неразрывно сливаются роскошь и уязвимость.  Маску соблазнительного Элегантного ухажера, заигрывающего со всеми, носит в спектакле Смерть.

Хореография «Вальса белых орхидей» объединила разные балетные стили, в основе которых – пластика современного танца, градации которого завораживают. Чего стоят драматично порывистые пантомимы-размышления главного героя или акробатически виртуозный вальс Мима с инвалидным креслом!

«Вальс белых орхидей» – спектакль очень западный в своей подчеркнуто отчетливой структурированности, выверенности темпоритма, разработанности психологической партитуры. ”Вальс белых орхидей” – спектакль очень русский, необыкновенно близкий отечественной традиции – театральной, литературной, кинематографической и, конечно, балетной. Традиции, освещенной и насыщенной теплом души, щедрой искренностью эмоций и глубокой человечностью», – эта оценка культурно-художественного феномена балета, данная Еленой Луцкой, представляется исключительно точной.

Симфоническая партитура балета, представляющая собой компиляцию из произведений Мориса Равеля и французского шансона, на редкость гармонична. Антивоенный месседж литературных сочинений Ремарка нашел органичное продолжение в произведениях Равеля. Музыка его трио, фортепианных концертов и, конечно же, «Вальса» естественно переливается с ностальгическими высказываниями типа «Jattandrai». Оркестровка песен французских шансонье и трио Равеля была выполнена петербургским композитором Сергеем Дягилевым (мл.). Нежный вокал и камерный ансамбль на сцене, певучий тембр аккордеона и богатый красками оркестр под управлением Валерия Воронина наполняют хореографическую новеллу особым  трепетным дыханием.

            Танцовщикам, воспитанным на классическом репертуаре, пришлось перестраиваться, читать романы Ремарка, привыкать к новой музыке. В результате современный танец в исполнении Натальи Коробейниковой и Марии Стец (Героиня), Александра Зверева (Элегантный), Алексея Любимова и Максима Мельникова (Герой), Даниила Соколова (Друг) и Хаято Нисидзима (Мим) получился не только виртуозным, но и психологически глубоким. Даже персонажи массовых сцен здесь словно имеют свою историю. Это не просто кордебалет, а эпизодические герои со своим прошлым, настоящим и будущим.

            Балет «Вальс белых орхидей» не может оставить равнодушным зрителя. Новому спектаклю, адресованному самой широкой аудитории, определенно принадлежит будущее.

Светлана Севастьянова  

 PJ9A4247.jpg

PJ9A4684.jpgPJ9A4689.jpg

.

                                                            PJ9A4949.jpgPJ9A5076.jpg                                         













































Фото Марины Пановой

Другие новости все новости


Астраханский театр оперы и балета стал обладателем гран-при  всероссийской туристической премии  «Russian Traveler Awards 2022»
6
дек
2022

Астраханский театр оперы и балета стал обладателем гран-при всероссийской туристической премии «Russian Traveler Awards 2022»
06.12.2022

Лауреатом гран-при «Russian Traveler Awards 2022» в номинации лучшие туристические направления года стал проект...

Режиссёр Алексей Смирнов: Приезд в Астрахань стал для меня счастливым случаем
30
ноя
2022

Режиссёр Алексей Смирнов: Приезд в Астрахань стал для меня счастливым случаем
30.11.2022

"Мне очень нравится наш театр – он прекрасно оснащён, но, главное, в нём есть молодая...

Юрий Клевцов: «Мне ещё предстоит открыть для себя Астрахань»
30
ноя
2022

Юрий Клевцов: «Мне ещё предстоит открыть для себя Астрахань»
30.11.2022

AST-NEWS.ru встретился с Юрием Клевцовым, чтобы узнать о перспективах развития астраханского балета

Астраханский государственный театр оперы и балета угостит зрителей любовным напитком
30
ноя
2022

Астраханский государственный театр оперы и балета угостит зрителей любовным напитком
30.11.2022

Уже в феврале 2023 года на сцене Астраханского театра оперы и балета Вы сможете увидеть...

Поздравляем с Днем Рождения!
30
ноя
2022

Поздравляем с Днем Рождения!
30.11.2022

Астраханский государственный театр оперы и балета поздравляет с Днем Рождения министра культуры Астраханской области Ольгу...

Ключи от Нового года
28
ноя
2022

Ключи от Нового года
28.11.2022

В дни новогодних каникул театр оперы и балета подарит своим зрителям ключ от дверей, в...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!