Оперетта в 2-х действиях
Текст музыкальных номеров - В.Михайлов, Д.Толмачёв
ЖЕМЧУЖИНА КАЛЬМАНА
Имре Кальман (1882-1953) - самое громкое имя в мире оперетты. Его музыка очаровывает задушевностью и поэтической взволнованностью, ошеломляет искромётной праздничностью, вдохновляет солнечным оптимизмом, пленяет незабываемыми мелодиями. Оперетты Кальмана глубоко трогают сердца зрителей, потому что в них, как в жизни, есть всё: верность и обман, страсть и разлука, искренность чувств и всепобеждающая сила любви. Кальман написла 17 оперетт, среди них непревзойденные шедевры жанра: "Королева чардаша", "Фиалка Монмартра", "Марица", "Баядера", "Принцесса цирка". Но самой любимой и желанной опереттой на сценах всего мира остаётся «Королева чардаша», известная в нашей стране как «Сильва». Либреттисты Л. Штайн и Б. Йенбах назвали своё творение «Да здравствует любовь!», но Кальман подарил ей другое имя: «Королева чардаша», и оно прекрасно отражает музыкальную сторону его оперетты – всю её пронизывают ритмы зажигательного венгерского чардаша.
Премьера состоялась 17 ноября 1915 года. Шла мировая война, но толпы зрителей осаждали кассы самого престижного Венского «Иоганн Штраус-театра». В Вене оперетта выдержала 2000 представлений! А в Берлине она два года шла ежевечерне!
В России «Сильва» появилась летом 1917 года. Продолжалась мировая война, Петроград был вздыблен Февральской революцией, но театры работали, и оперетта Кальмана имела бешеный успех сразу в двух театрах – «Буфф» и «Луна-парк». Правда, по цензурным соображениям, она шла под названием «Сильва». Были изменены и немецкие имена героев (в условиях войны с Германией даже Петербург стал Петроградом). Именно тогда Эдвин – в оригинале князь Эдвин фон унд цу Липперт-Вейлерсхайм – получил фамилию Воляпюк. Так называется искусственный международный язык, и это название стало синонимом тарабарщины, мешанины непонятных слов. Переводчик, иронизируя над немыслимым для русского языка именем, изменил его на Воляпюк. На удивление, эта фамилия-насмешка так и прижилась.
«Сильву» называют жемчужиной музыкального наследия великого композитора. Он писал: «Я знаю, что половина страницы партитуры Листа перевесит все мои оперетты. Большие композиторы всегда будут иметь своих почитателей. Но около них, конечно, могут быть и такие музыканты, которые не гнушаются писать лёгкие, весёлые, остроумные и доходчивые музыкальные комедии». Сценическая судьба «Королевы чардаша» и других оперетт Кальмана блестяще подтверждает эти слова композитора. Любовь зрителей к его опереттам не знает географических границ и не подвластна времени.
Режиссёр-постановщик, автор либретто Александр Прасолов, заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия-Алания
Дирижёр -постановщик Евгений Кириллов
Художник-постановщик Наталья Горшкова
Балетмейстер - постановщик Анна Дмитриенко
Хормейстер - постановщик Светлана Раздрогина
Художник по свету Антон Хасаньянов
Дирижёры: Пётр Белякин, Ярослав Черенков
Ассистент режиссёра Ирина Лопатина
Помощники режиссёра: Валентина Круговова, Евгения Старцева, Елена Трофименко
Ответственный концертмейстер Марина Маленьких
Концертмейстеры: Анжела Гасратова, Овик Григорян, Алина Месхишвили
Репетитор балета Эсмиральда Мамедова