Интервью с Художественным руководителем-директором Астраханского государственного театра Оперы и Балета Валерием Ворониным

21.07.2016 11:48
715
Интервью с Художественным руководителем-директором Астраханского государственного театра Оперы и Балета Валерием Ворониным

Завершился насыщенный необычными премьерами ХХ юбилейный сезон Астраханского государственного театра Оперы и Балета. Какими были его будни и праздники журналу «Человек+» рассказал художественный руководитель-директор театра Валерий Воронин. Однако, забегая вперед в изложении событий, которым сопричастны все астраханцы, констатирую: все 5 летсо дня открытия нового театра труппа оправдывает их самые смелые ожидания, неоднократно попадая в список номинантов высшей, Национальной театральной премии «Золотая маска». Что означает не просто яркий старт, но достижение высочайшего уровня мастерства и работу в тренде мировых театральных течений. Напомню: далеко не все театры России (даже со столетней историей) способны выйти на эту звездную орбиту.

- Несмотря на очень сложную экономическую ситуацию, которая затронула все сферы российской жизни, нашему коллективу удалось выполнить задачи, заявленные на ХХ театральный сезон. И хотя финансирование на постановочные расходы было сокращено практически стопроцентно, мы осуществили задуманное - пусть не на сто, но на 95 процентов точно. Более того, на нашей сцене состоялась всероссийская премьера драматической легенды Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста»(режиссёр К. Балакин) и мировая премьера балета московского композитора Валерия Кикты «Андрей Рублев» (хореограф К. Уральский).. Самое главное, на мой взгляд, вопреки обстоятельствам продолжать работу, сохранять творческий коллектив и не останавливаться, поскольку стагнация - это то же движение вспять.

- И потому вы беретесь за все более сложные задачи?

- Однажды удивив зрителя, нельзя разочаровывать его впредь. Поэтому мы ставим перед собой всё более серьёзные задачи, всё более высокую планку. Еще до приезда в Астрахань мы обсуждали с главным режиссером Константином Балакиным возможность постановки «Осуждения Фауста» на российской сцене. Произведение философское, архисложное не только для постановщиков, но и для зрителей, оно требует определённого уровня подготовки и образованности. Даже оркестр, когда мы приступили к работе, поначалу не понимал музыки. С одной стороны, это музыка XIX века, но с другой - очень необычная. Зрителей впечатляет режиссёрское решение и сценография спектакля. Исключительно сильный визуальный эффект дало совмещение двух проекций – фронтальной и задней. Спектакль заявлен на «Золотую Маску» и, похоже, эксперты впечатлены увиденным.

- Найденная режиссером Константином Балакиным, художником-постановщиком Еленой Вершининой и художником по свету Ириной Вторниковой стилистика произведения, современные театральные технологии(практически, аналог 3D), сделали поиск истины Фаустом не просто понятным зрителю, но созвучным проблемам сегодняшнего дня действом. Эта перекличка времен присутствует во многих постановках театра. Как и патриотическая тема.

- Я бы поставил во главу угла профессиональный интерес к чему-то новому, а не приверженность одной теме. Например, идея постановки балета «Андрей Рублев» у нас с Константином Уральским вызревала пять лет. Об иконописце Рублеве сохранилось чрезвычайно мало информации, некоторые исследователи вообще приписывает авторство его работ другим художникам. Поэтому мы задумали сделать этот образ собирательным, показать человека, который в очень не простое для Руси время татарских набегов и междоусобных войн силой своего живописного искусства, согласованным сиянием ярких красок звал людей к миру, к согласию, к преодолению розни. В какой-то степени это спектакль и о нас самих, о предназначении художника. Искусство не развлечение, оно призвано развивать ум, душу, творческое воображение зрителей. Еще и поэтому мы избегали конкретики, предлагая зрителю «дорисовать» наш сюжет.

Параллельно с работой над «Андреем Рублевым» мы смогли обогатить наш репертуар оперой Чайковского «Иоланта».Первоначально мы планировали оперу «Царская невеста» Римского-Корсакова, но вовремя поняли, что у нас не хватит материальных ресурсов. Впрочем, три серьёзных спектакля - совсем неплохой итог сезона. А еще был водевиль Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца» на Малой сцене и множество камерных концертных программ. С огромным успехом прошли концерты на Большой сцене: мы отметили юбилей Георгия Свиридова, сделали программу памяти Народной артистки, солистки Большого театра Нины Архиповой; представили зрителям ораторию Сергея Прокофьева «Иван Грозный»с участием в роли Чтеца Народного артиста России Александра Галибина, новогоднюю программу «Аллилуйя любви»... Вот уже три года мы проводим у стен театра фестиваль «Музыка на траве», который пользуется всё большей популярностью, -правда, этой весной нам несколько помешали дожди. Мы принимали на нашей сцене прекрасных инструменталистов, певцов, артистов; выезжали на гастроли и сами: осенью астраханский балет вновь побывал в Англии, дав там 44 спектакля и получив высокую зрительскую оценку. Кстати, мы не тратим на гастрольную деятельность ни рубля бюджетных денег, напротив, она позволяет нам готовить новые работы.

- Шестидесятые-восьмидесятые годы ХХ века породили ярчайшую плеяду российских поэтов, сегодня таких величин среди нас нет. Представлена ли значимыми именами отечественная современная композиторская школа?

- Здравствует и активно работает Родион Щедрин, наиболее яркий из известных сегодня композиторов. Мне думается, что музыка всегда ждет нового гения. Но она переживает не лучшие времена. Если честно, сегодня вызывают опасение те современные авторы, которые позиционируют свое творчество как нечто новое в искусстве. Подчас их творения не имеют никакого отношения к музыке; на мой взгляд, это ярко выраженное шарлатанство. В силу профессии я время от времени сталкиваюсь с современным творчеством, и зачастую это производит гнетущее впечатление. Безусловно, талантливые люди есть, есть хорошие молодые композиторы. Когда государство выступало спонсором таковых, у них не появлялся соблазн разменять свой талант на подработки, уехать из страны в поисках работы. Так, высшей театральной премии в 2016 году был удостоен балет Большого театра «Герой нашего времени», музыку к этой мировой премьере (и поверьте, хорошую музыку!) написал дебютант, выпускник Санкт-Петербургской консерватории Илья Демуцкий, который сегодня живет в Германии.

- По каким критериям выбирают членов жюри престижного конкурса «Золотая Маска»?

- Приглашают наиболее активных, энергичных, заявивших о себе деятелей культуры, за которых голосуют делегаты Союза театральных деятелей РФ. В этом составе жюри работает год, потом вновь происходит ротация. Отсюда и объективность. Разумеется, подобное приглашение - оценка деятельности Астраханского государственного театра Оперы и Балета в целом. О нас наслышаны.

- Какие постановки, помимо балета «Герой нашего времени», поразили ваше воображение на этом конкурсе?

- «Хованщина» - музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Понравилось балетное творчество Пермского государственного театра оперы и балета (в Перми мощнейшая хореографическая школа). В течение трех месяцев мне приходилось много летать в Москву, полтора месяца безвылазно жить там, как того требовала напряженная работа жюри (а это не просто отсмотр 2-3 спектаклей в день, но еще и формирование мнения об увиденном). Пребывание в жюри-2016 дало мне очень многое, поскольку в продолжении экспертной работы я имел возможность общаться с интересными мне людьми, коллегами, обмениваться идеями, творческими наработками, подходами.

- Какими постановками начнется следующий театральный сезон?

- Театр получил грант Президента РФ в рамках поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства на постановку оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» под открытым небом, в архитектурных декорациях Астраханского Кремля. В комиссию поступило более 130 заявок, но гранты получили только девять коллективов. Уже в середине сентября состоится премьера, так что труппа трудится в жесточайшем режиме. Дело в том, что заявка, в которой были очерчены премьерные сроки, была подана еще в 2015-ом, а грант мы получили только в апреле 2016-го. Однако коллектив принял решение не переносить дату выхода спектакля на поздний срок. Представьте, за сколь короткое время нам предстоит сшить 250 костюмов, не говоря об изготовлении декораций! Кстати, начиная с постановки оперы «Евгений Онегин», весь реквизит изготавливается исключительно в мастерских театра – художник-постановщик Елена Вершинина смогла воспитать своих цеховиков.

- Гранта достаточно для столь масштабной постановки?

- Продажа билетов уже началась, средства от нее тоже вкладываются в производство спектакля, плюс внебюджетное финансирование, поддержка регионального Министерства культуры… Дело это очень затратное. Весьма недёшево стоит техническое обеспечение, недельный прокат звукового, осветительного, проекционного оборудования; всё это надо привезти в Астрахань... Когда в стенах Кремля завершался показ опер «Борис Годунов» и «Князь Игорь», я говорил себе: «Все, хватит!» - уж слишком большого напряжения сил требуют такие постановки. Но… проходит время, и душа вновь жаждет интересной работы, хотя я понимаю неизбежность колоссальных сложностей, ведь новый спектакль должен быть лучше предыдущего. Ответственность огромная, тем более, что Николай Римский-Корсаков считал музыку к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» вершиной своего творчества.

- Как и предыдущие спектакли в исторических декорациях, «Град Китеж» созвучен истории Нижней Волги, поскольку существует археологическая загадка: известно, что первая столица татаро-монголовСарай-Бату (о чем свидетельствуют богатые захоронения) находилась в районе села Красный Яр. Но куда и почему она исчезла, зачем понадобилось строить новую столицу близ Селитренного? С учетом карстовых пустот в нашей местности можно предположить, что с ним приключилось то же, что и с градом Китеж. Тем более, что в предполагаемом месте в Нижегородской губернии в озере Светлояр водолазы никаких следов построек не обнаружили…

- Любопытно. Астраханская земля таит в себе столько загадок. Будем разгадывать их вместе. Интерес к спектаклю, судя по продажам билетов, уже огромный.

- Слышала, Ваш театр удостоен и других грантов?

- Грантовой работой мы занимаемся постоянно. Проблема только в том, что интересы благотворительных Фондов по большей части привязаны к местам приложения сил учредивших их олигархов. Астраханская область не входит в зону их внимания.Однако недавно грант получила Юлия Скрипченкова  - наш музыковед - на осуществление проекта по подготовке и проведению цикла театрализованных программ для детей «Читаем оперу». Должен заметить, что наш театр ведёт постоянную работу с детьми разных возрастов; действует и пользуется огромным спросом у школ и родителей детский музыкальный абонемент, рождаются всё новые формы этой исключительно важной работы, формирующей в детях вкус и любовь к музыке и к искусству в целом. Сегодня мы воспитываем наших завтрашних зрителей.

- Репертуар на ХХI сезон утвержден?

- Не буду раскрывать все замыслы и секреты. Скажу только, что наш балет опять готовится к гастролям в Великобританию. А в 2017-ом мы попытаемся вывезти туда и оперу - что гораздо затратнее и сложнее, поскольку певческая труппа больше, а декорации к операм, в отличие от балетных, весьма объёмны.

Будем возобновлять в новой постановке любимую зрителями оперу Верди «Травиата». Примем у себя гастрольный тур московского театра «Новая Опера».

Планов много, ведь и миссия велика: нести людям музыку, пробуждающую в душах все лучшее.

 

Интервью взяла Наталья Сапожникова

Журнал "Человек+"

В прессе о нас пресса о нас


В диалоге с Petipa. Премьера «Спящей красавицы» в Астраханском театре завершила триаду балетов П.И. Чайковского
17
окт
2024

В диалоге с Petipa. Премьера «Спящей красавицы» в Астраханском театре завершила триаду балетов П.И. Чайковского
17.10.2024

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

В Астрахани премьера оперы "Дидона и Эней" завершила первый фестиваль "Грани барокко"
29
май
2024

В Астрахани премьера оперы "Дидона и Эней" завершила первый фестиваль "Грани барокко"
29.05.2024

Первый майский фестиваль музыки "Грани барокко" проходил в Астрахани с 20 по 26 мая

Премьера оперы Перселла «Дидона и Эней» (25 и 26 мая 2024, Астраханский театр оперы и балета)
29
май
2024

Премьера оперы Перселла «Дидона и Эней» (25 и 26 мая 2024, Астраханский театр оперы и балета)
29.05.2024

25 и 26 мая 2024 в Астраханском театре оперы и балета состоится премьера новой постановки...

В АСТРАХАНИ СОСТОИТСЯ ФЕСТИВАЛЬ «ГРАНИ БАРОККО»
29
май
2024

В АСТРАХАНИ СОСТОИТСЯ ФЕСТИВАЛЬ «ГРАНИ БАРОККО»
29.05.2024

С 19 по 26 мая в Астраханском театре оперы и балета впервые пройдет фестиваль музыки...

КАРТЫ, МАСКИ И АПЕЛЬСИНЫ
20
май
2024

КАРТЫ, МАСКИ И АПЕЛЬСИНЫ
20.05.2024

В Астрахани обратились к самой парадоксальной опере Сергея Прокофьева, при этом сделав композитора одним из...

Астраханский театр оперы и балета вкусил "Любви к трем апельсинам"
17
май
2024

Астраханский театр оперы и балета вкусил "Любви к трем апельсинам"
17.05.2024

"Любовь к трем апельсинам" является самой репертуарной русской оперой минувшего столетия во всем мире

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!