Руслан Сигбатулин: «Надо работать, работать и работать над собой, чтобы быть востребованным!»
После яркой премьеры оперы «Князь Игорь» в декорациях Астраханского кремля о Руслане Сигбатулине – говорят и пишут исключительно в восторженных тонах. И, разумеется, не только потому, что астраханцы испытывают гордость за «своего», когда-то начинавшего с Областного музыкального фестиваля «Золотой ключик» мальчика, а ныне ведущего солиста Астраханского государственного театра Оперы и Балета, лауреата многих Международных и Всероссийских конкурсов вокалистов. Главная причина его популярности – выросший уровень мастерства. А значит надо успеть насладиться его пением, пока он здесь… Впрочем, не будем о «пока». Сегодня и здесь Руслан Сигбатулин много работает над вокалом и радует поклонников оперы шедеврами классической музыки для баритона. В Carmina Burana (Орфа) он справился с самыми сложными энергетически заряженными вокальными партиями. В опере «Князь Игорь» настолько органично слился с образом, что хоть печатай патриотические открытки с его изображением… Евгений Онегин в одноименной опере, Сильвио в «Паяцах», Яго в «Отелло», консул Шарплес в «Мадам Баттерфляй» - далеко не полный перечень его появлений на сцене.
- Вокал – это та же технология, и она совершенствуется. Легкие, голосовые связки, дыхание – инструменты, с помощью которых ты учишься извлекать завораживающие слух звуки. И когда ты сам получаешь удовлетворение от того, что делаешь, тогда твоя энергетика передается залу. Тут большей частью все зависит от артиста, его работоспособности и желания преодолеть различные обстоятельства. Мне 34 года, но, кажется, я долго шел к тому, чтобы стать замеченным коллегами и слушателями.
Знаковой стала встреча с художественным руководителем и главным дирижером Астраханского государственного театра Оперы и Балета Валерием Ворониным. Его политика – добиваться от певца полного самовыражения, исходя из его способностей и вокальных возможностей, - поначалу казалась мне жестковатой. Я не понимал причин его требовательности. Но потом пришло осмысление – он видит мой потенциал и вывел его на более высокую ступень мастерства. Благодаря мэтру я смог поверить в себя. С собой ведь тоже надо бороться, избавляться от стереотипов в мышлении и подходах к обучению (вокал двадцать лет назад и сегодня – это разные технологии), следить за общими тенденциями развития музыкальной культуры. Валерий Владимирович – представитель современной музыкальной школы Санкт-Петербурга, и это большая удача получить Учителя в его лице. Конечно, огромная загруженность не позволяет ему сосредоточиться на отдельных для меня уроках над партиями, но пристальное внимание на репетициях и особая требовательность тоже много значат. Его установка: работай без устали над собой и всегда будешь востребованным – стала для меня жизненным вектором.
Я очень благодарен судьбе, которая свела меня с талантливым режиссером Константином Аркадьевичем Балакиным – главным режиссером театра. Участие в его постановках знаковые события для меня. В них смог раскрыться не только вокальный, но и актерский дар. При этом ты чувствуешь творческую свободу, возможность выразить себя.
Родился я в музыкальной семье, родители работали на профессиональной сцене. По словам мамы, музыкальные способности проявил с ранних лет. В два года повторял за ней интонации из ариозо Иоланты «Отчего это прежде», которую мама разучивала, будучи студенткой музыкального училища. Она же и была моим первым педагогом. Однако музыкой я занялся довольно поздно - в 18 лет. Сначала пел эстрадную, солировал в рок-группе, участвовал в КВН. Будучи студентом первого курса Астраханского музыкального училища им. Мусоргского, стал лауреатом международного конкурса, получил высокую оценку жюри под председательством Народной артистки СССР Валентины Левко. Участвовал в ее мастер-классе, что укрепило меня в правильности выбранной профессии. В консерватории со мной много занимался педагог вокала, профессор, Заслуженный артист России Владимир Белюсенко. Я неоднократно принимал участие в различных конкурсах вокального искусства, где членами жюри были признанные мастера: Галина Вишневская, Ирина Богачева, Лариса Гергиева. Мои кумиры -Дмитрий Хворостовский и Сергей Лейферкус.
Оперу «Князь Игорь» я мечтал спеть всегда. Моему дедушке ученому-химику Шамилю Нафтуллаевичу очень нравилась опера «Князь Игорь», арию Князя Игоря он знал наизусть и всегда напевал мне ее в мои детские годы. Поэтому участие в этой опере для меня дань дано памяти и уважения к моему дедушке
Четыре месяца назад у меня родился сын. Думаю, он вовремя начал свое музыкальное образование, потому что все девять месяцев, готовясь к выходу на свет, вместе с нами слушал массу гениальных музыкальных творений. Во всяком случае, когда жена принесла его на репетицию «Паяцев», он с интересом следил за происходящим из зала. А самое главное - он любит «петь» - кажется, это называется «гулить». Но не все же дети так вдохновенно пробуют свой голос? Моя семья – мое вдохновение.
Выяснение личности
- Руслан растёт от спектакля к спектаклю. Он не из тех, кто выучив партию, успокаивается, считая, что образ теперь у него «в кармане». Игорь и Яго – сверхсложные роли-партии. Убедительно исполнить их может далеко не каждый певец, тем более молодой. Одной вокальной школы здесь мало. Руслан умеет «держать зал» - одно из важнейших свойств современного оперного певца, когда внимание зрителя приковано к персонажу, когда хочется наблюдать за его переживаниями, следить за процессом изменения.
Константин Балакин, главный режиссер Астраханского
государственного театра Оперы и Балета
-Помню Руслана студентом, сейчас это совсем другой – вдумчивый и взвешенно мыслящий человек. По-моему я присутствую при становлении зрелой и яркой личности.
Наталья Калиниченко, заведующая литературной частью
- Руслан для меня целый мир. Я считаю его великим вокалистом. Помню, как второкурсницей услышала его впервые, и этот голос меня заворожил. Он пел арию Жермона. Говорят, на женщин очень действует тенор. Но меня поразили его баритон, мужское начало.
Светлана Сигбатулина, жена, певица лирического репертуара
Журнал "Человек+"
В студии "Радио России-Астрахань" ведущая Марина Дубовик совместно с художественным руководителем и главным дирижером театра...
В преддверии главных праздников зимы AST-NEWS.ru встретился с директором самого большого и красивого учреждения культуры...
о том, что это будет и в целом, какой был 2024 год для театра, рассказал...