Интервью с Главный хормейстером, заслуженным деятелем искусств России Галиной Дунчевой

19.06.2014 15:56
1348
Интервью с Главный хормейстером, заслуженным деятелем искусств России Галиной Дунчевой

Галина Дунчева. Ее профессия – хормейстер

Сегодня из обихода практически исчезло понятие «мыслитель», который не фиксирует «что происходит», а объясняет «почему и зачем». Между тем, говоря о языке, речи, голосе, пении, музыкальном слухе, невозможно не исследовать природу этих явлений и их значение в формировании феномена Человека. Будучи по совместительству профессором кафедры дирижирования академическим хором Астраханской государственной консерватории, Галина Дунчева, естественно, постоянно пытается как можно ближе подойти к пониманию их значения в жизни людей, и все больше убеждается - речь идет о духе и душе. Спрашивая себя, для чего Бог дал Человеку такой волшебный и совершенный инструмент как голос, она соглашается с пифагорейцами, выдвинувшими теорию гармонии сфер. Есть некий космический ритм («шорох звезд»), который можно прочувствовать только посредством музыки и пения, при этом развивая образность своего мышления и чувствительность к невидимому, что составляет существо человека. Давно известно, что в разговоре проявляется только 1/10 общего диапазона голоса. А вот когда человек поет, то в пении присутствуют и разговор, и смех, и плач, и стон, и крик, и хрип, и шепот – вся сила и магия голоса и его обертонов. Хоровое же пение позволяет нам осмыслить весь масштаб этого явления, имеющего (помимо всего) социальную окраску – потребность народа в общении и выражении единомыслия.

Мы беседуем с Галиной Дунчевой – главным хормейстером Астраханского государственного театра Оперы и Балета, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором - о месте и роли центра высокого искусства для нашего региона, ибо академический хор театра, конечно же, нельзя рассматривать вне этого целостного организма.

- В репертуаре театра немало русских хоровых опер, как «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»… Сейчас готовится к постановке масштабное историческое произведение - опера «Князь Игорь». Так можно ли утверждать, что хоровая культура - неотъемлемая часть жизни русского народа?

- Безусловно. Русская хоровая культура, опирающаяся на устное народно-песенное творчество и профессиональную церковно-певческую традицию, «трансплантирована» на Русь из Византии в X веке. Это та сокровищница, из которой черпали свое вдохновение многие поколения отечественных композиторов. Основоположник русской классической композиторской школы М.И.Глинка сказал: «Музыку пишет народ, мы ее только аранжируем». Обе ветви воплощены в оперном, инструментальном, вокальном и хоровом творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова, от Стравинского до наших современников. Среди выдающихся образцов претворения в композиторском творчестве старинных церковных мелодий – знаменного распева – безусловной вершиной является «Всенощное бдение» С.Рахманинова. Традиции православного песнетворчества оказали влияние на вокально-симфонических творчество «русского Баха» С.Танеева – кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», духовная музыка звучит в «Патетической оратории» Г.Свиридова (молитва «Ныне отпущаеши раба твоего»), в названных Вами операх: в «Борисе Годунове» - церковные песнопения монахов Чудова монастыря «Боже крепкий, правый» и «Помилуй нас, Боже», а также в сцене смерти Бориса – «Плачьте, плачьте, люди…». Молитвой заканчивается «Пиковая дама» П.И.Чайковского - «Господи, прости ему…». В этих же операх композиторы отдали «дань» русской хоровой песне: в «Борисе» это «Не сокол летит по поднебесью» и «Гой, ты, сила-силушка» в сцене под Кромами, в «Евгении Онегине» - крестьянские хоры «Болят мои скоры ноженьки» и «Уж как по мосту-мосточку». Даже в «Пиковой даме» в доме Графини звучит русская плясовая в исполнении женского хора (подруги Лизы).

- Есть ли строгие разграничения по видам хоров? Спрашиваю потому, что академический хор театра постоянный участник фестиваля «Голоса православной Астрахани», он исполняет сложные кантатно-ораториальные сочинения на духовную тему, как «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Тебе Бога хвалим» Бортнянского, концерты «Слава во вышних Богу», «Всенощное бдение» Рахманинова, «Стих об Алексее, Божьем человеке» Римского-Корсакова…

- Вы имеете в виду жанровое разнообразие? Разумеется. Существуют жанры духовной и светской хоровой музыки, которые в свою очередь имеют, как сегодня модно говорить, видовые «линейки»: литургия, всенощная, хоровой концерт в русской духовной музыке, месса, реквием, пассион, духовная кантата – в зарубежном хоровом искусстве. Кантаты, оратории, вокально-симфонические поэмы, хоровые концерты, оперные хоры – являются жанрами светской хоровой музыки. Если же говорить о жанрах хорового исполнительства, то здесь существуют такие виды как исполнение с сопровождением (оркестра, фортепиано и так далее) и – acappella (без сопровождения). Практически вся русская духовная музыка написана для хора acappella. Исключение составляет, в том числе, предложенная в Вашем списке духовная кантата Д.Бортнянского «Тебе, Бога, хвалим», предназначенная для двух хоров и оркестра. И это не случайно, ведь композитор в течение десяти лет обучался технике композиции под руководством итальянских мастеров Галуппи и Мартини.

В репертуаре театрального хора русская духовная музыка появляется гораздо реже, чем вокально-симфоническая. Названные Вами произведения Бортнянского и Рахманинова были нами спеты почти десять лет назад. В этом сезоне была предпринята попытка исполнения «Литургии Иоанна Златоуста» П.И.Чайковского. Однако пока этот жанр нам не покорился. В отпущенные для репетиций сроки мы не смогли бы гарантировать достойный уровень качества. А если нет качества, выходить на сцену не стоит.

Мы хороши в спектаклях – здесь мы в своей стихии. Не раз артистам хора приходилось слышать хвалебные отзывы в свой адрес. По мнению одного из гастролирующих солистов Мариинки, женская группа хора может конкурировать с хором Метрополитен Опера. Искренней была и оценка работы хора участниками Фестиваля вокального искусства им. Барсовой и Максаковой, присутствовавших в этом году на премьере оперы «Евгений Онегин»: «То, что они делают – потрясающе!». А сколько комплиментов «обрушилось» на хор после премьеры «Бориса Годунова» в исторических декорациях Астраханского Кремля!

В конце мая хору предстоит выдержать серьезный экзамен – исполнение финала «Девятой симфонии» Л.Бетховена, которой театр завершает абонементный цикл концертов «Весь Бетховен». В следующем сезоне предстоит долгожданная работа – сценическая кантата Карла Орфа «Кармина Бурана». Хоровые репетиции уже начались, и коллектив работает с большим энтузиазмом.

- Что это за специальность «артист хора» и где ей учат? Прежде способных певцов находили в самодеятельности, и далее занимались постановкой его голоса, поскольку с улицы Альфреда Шнитке не исполнить. Знаю, что в прежнем составе были певцы из ансамбля «Моряна», зрители помнят роскошные басы авиатора Орлова, Снимщикова… А как сейчас подбирается хоровой коллектив?

- Специальности «артист хора» как таковой не существует. Окончившим колледж или консерваторию по классу дирижирования академическим хором присваивается квалификация «хормейстер, преподаватель», кафедры «сольного пения и оперной подготовки» готовят камерных и оперных певцов – сольных исполнителей. Вот эти специалисты и составляют сегодняшний хор Астраханского театра оперы и балета. (90% артистов хора имеют высшее специальное образование или обучаются в консерватории). «Последний из могикан» - артист ансамбля «Моряна» - в прошлом году ушел на пенсию. Василий Андреевич Снимщиков, будучи солистом театра, работал в хоре приглашенным певцом при исполнении концертных программ. Судьба Орлова мне не известна.

Как педагог консерватории и многократный председатель экзаменационных и аттестационных комиссий Астраханского музыкального колледжа им. М.П.Мусоргского я, конечно же, имею возможность отбирать талантливую молодежь. Признаюсь, мне весьма приятен тот факт, что мои сегодняшние студены и выпускники прошлых лет служат в театре вместе со мной: Ольга Шабанова – моя «правая рука» - хормейстер с почти десятилетним стажем (и большая умница), Алексей Родионов начинает в нашем театре карьеру дирижера (пусть у него все получится!) и великолепная десятка «моих» - Наталья Иванова, Анастасия Токарева, Людмила Волосова, Наталья Сапсаева, Наталья Бесшапошникова, Вера Власова, Айнагуль Киякова, Ирина Паршина, Кристина Хозинская, Павел Кряженко – артисты хора высшей категории.

- Одно из моих самых сильных впечатлений по жизни – выступление Кубанского народного хора. А вам никогда не хотелось возглавить народный певческий коллектив?

- Совсем недавно я председательствовала в жюри Астраханского областного смотра-конкурса народных хоров и ансамблей «Поет село родное», проходившего в Малом зале музыкального колледжа им.М.П.Мусоргского. Некоторое время от начала конкурсных выступлений я с трудом справлялась с нахлынувшими на меня эмоциями. Сколько искренности … с какой душевной теплотой… как проникновенно… «Подари мне платок» - как певуче, какой мягкий звук! Но идея «возглавить народный хор» – утопическая, а вот выезжать с мастер-классами в районы области - вполне реальная. Договоренность с Областным научно-методическим центром уже есть. Жду приглашения в мае.

- В новогодние дни хор Астраханского театра Оперы и Балета порадовал соотечественников концертной программой «Музыкальный бестселлер», что тоже было отступлением от академического пения. Каких особенных усилий потребовала такая работа от участников шоу?

- Вопрос об отступлении от академической манеры исполнения что называется «музыкой навеян». Ведь и «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна и «Jesus Christ Superstar» Ллойда Уэббера и даже шлягеры группы АВВА давно стали в некотором смысле классикой. Диалог «враждующих» между собой женских хоровых групп «I love to be in America» из «Вестсайдской истории» требовал от исполнительниц особой манеры произнесения вокальной речи. Специфические оттенки тембров женских голосов – подражание детскому лепету – были найдены в «Аfrica» Уильямса. Английский язык не вызывал затруднений, поскольку на уровне «читаю и перевожу со словарем» им сегодня владеет каждый имеющий высшее образование молодой человек (средний же возраст артиста хора – около 30 лет). Сложнее пришлось с испанским в танго-оперите «Мария де Буэнос-Айрес», поставленной в этом сезоне на Малой сцене театра.

Что касается шоу «Музыкальный бестселлер», думаю, восторг зрителей вызван не только услышанным, но и увиденным. Такое количество на сцене красивых, прекрасно двигающихся и поющих стройных молодых женщин в роскошных костюмах не могло оставить зрителя равнодушным.

- Не кажется ли вам, что в последнее время люди меньше поют? Прежде ведь из любого окна слышались застольные, пела армия, пело село…

- Действительно, самая читающая и поющая в мире страна стала меньше читать и петь. Передел собственности в «лихие девяностые» повлек за собой переоценку ценностей не в пользу культуры и искусства. На ложных ценностях выросло целое поколение молодых людей. Однако, как говорится, «товарищ, верь…». Большие надежды сейчас возлагаются на воссоздаваемое в стране Всероссийское хоровое общество, возглавляемое Валерием Гергиевым, основной целью которого является возрождение, сохранение и развитие традиций отечественного хорового исполнительства. Будущее нашей хоровой культуры в лице Сводного детского хора России смотрело на нас во время проведения исторического концерта на новой сцене Мариинского театра и закрытия Зимних олимпийских игр в Сочи. Это, конечно, риторика. В Астрахани создан филиал Всероссийского хорового общества, в президиум которого вошли ведущие хормейстеры и музыкально-общественные деятели региона. Нужно работать, тогда армия вновь запоет. А село, как показал упомянутый выше областной конкурс, петь не переставало.

- Галина Адольфовна, у вас есть неосуществленные мечты и желания?

- К сожалению или к счастью, я не мечтатель. Может быть потому, что «счастлив тот, кто довольствуется тем, что имеет»? Но, когда возникает какая-либо идея – взвешиваю все pro et contra (за и против) и принимаю решение – «быть или не быть», тогда делаю («счастье своими руками» по Грину) или отказываюсь от идеи. Если Вы – о профессиональных желаниях, то хотелось бы попеть оперную музыку Монтеверди, Глюка, Генделя или духовную музыку Моцарта, Баха. Это большая школа для певцов.

- Существует стереотип, будто старинная музыка – это что-то глубокомысленное, что барочная опера неэмоциональна. Театралы привыкли к узнаваемым оперным страстям, к ходовым интонациям…

- Она куда более эмоциональна, чем любые веристские оперы, в ней куда больше страстей, энергии. Все происходит в формате осознания красоты мироздания и божественного предназначения этого бытия. А барочная сценография, театральные чудеса, о которых во всех старых учебниках написано, что это «бессодержательная развлекательность», как раз и призваны дать опере это измерение. Чтобы дьяволы выскакивали из ада, чтобы в конце рай открывался. Или Олимп. В старой опере должны быть чудеса и спецэффекты, как в хорошем голливудском фильме (публичные театры Венеции работали в свое время, как кинотеатры). Убедительность барочной оперы как зрелища уже осмыслили на Западе, но совершенно игнорируют у нас. По-моему, дело в стереотипе, будто барочная опера в аутентичном исполнении – это нечто маргинальное, непременно для маленького театрика и в камерном формате.

- Ваш муж – заведующий художественно-постановочной частью театра. Общие интересы объединяют семью или..?

- Признаться, я была против того, чтобы Владимир Петрович работал в театре (не стану комментировать свою позицию) и надеялась, что он откажется от сделанного ему предложения. Однако, вернувшись из двухнедельной московской командировки, была вынуждена согласиться с его решением, тем более, что он уже трудился в театре в должности главного инженера. «Завпостовство» было предложено позднее. Вот тогда-то вечерние семейные трапезы стали превращаться в производственные совещания. Сегодня в доме существует закон – о работе поговорим на работе.

- А какую музыку слушает в машине автомобилистка со стажем Галина Дунчева?

- Разную. По настроению. Стинг, Пиаф, Стрейзанд, Майкл Джексон, Queen. Обожаю дудук, это армянский язычковый деревянный духовой инструмент.

- Быть может, вас удивит мой вопрос, но ведь не все считают нужным ходить в театр, тем более в театр Оперы и Балета. Так нужно ли посещать этот храм искусства, если телевидение и Интернет позволяют сегодня увидеть любую постановку самых престижных театров мира?

- Все в театр ходить не должны. Тот кто не ходит в театр, вряд ли смотрит спектакли «престижных театров мира» по телевидению, а в Интернете кроме оперы «есть многое… , друг Горацио». Но, тот, кто смотрит теле- или интернет-спектакли, придет в театр хотя бы из любопытства. Если нет потребности в посещении «этого храма искусства», можно сходить в музей или картинную галерею. Знаете, когда Фаину Георгиевну Раневскую спросили о причинах ее перехода из театра в театр, она ответила: «Искала большое искусство и нашла … в картинной галерее».

Штрихи к портрету или ответ на вопрос «Откуда Я?»

- « … из детства», прошедшего в военном городке, что в правобережной части Астрахани. Папа был военным летчиком, никогда не покидавшим «родной» полк, который прибыл в Астрахань из Германии. Мама – школьный учитель. Их уже нет с нами. Детство прошло в обстановке абсолютной любви, защищенности. От папы унаследовала характер, от мамы – профессиональной швеи – умение шить, от обоих – страсть к чтению и огромную библиотеку.

- Помню, как в доме появилось новенькое пианино, как выдерживала вступительные экзамены в музыкальную школу, как приходилось в мороз и дождь идти на занятия в полуподвальное помещение жилого дома, находившегося на пустыре (а дальше – степь).

- В Астраханское музыкальное училище поступала дважды: в первый раз – шутя и без подготовки, не окончив десятилетки, во второй – с аттестатом зрелости, серьезно готовясь к поступлению в течение года. Мораль: «без труда не вынешь рыбку из пруда». В консерватории – начало профессиональной и трудовой деятельности. В трудовой книжке – две записи: Астраханская государственная консерватория, Астраханский государственный музыкальный театр (он же театр оперы и балета).

- Интерес к научной работе рождался в муках. Сейчас эта «игра в бисер» (Герман Гессе) доставляет колоссальное наслаждение, даже на уровне научного руководства студенческими дипломными рефератами: «Credo в поздних мессах Й.Гайдна», «Реквием С.Слонимского. Композиция и драматургия», «Г.Берлиоз «Осуждение Фауста». Дословный перевод и хормейстерский комментарий», «О творческом пути Барсега Каначана» (с поэтическим переводом текстов с армянского на русский).

- «Открылась бездна звезд полна, / Звездам числа нет, бездне дна» - как прекрасно сказано М.Ломоносовым. Путь познания тернист и торжественен.

- Профессия – это не вся жизнь. Вся жизнь пройдет мимо, если в ней одна профессия.

- Убежденный сторонник здорового образа жизни, активно занимаюсь йогой и китайской гимнастикой тай-чи цьюань. Любитель автопутешествий, рыбалки (имею «наградной» спиннинг), походов «по грибы» (особенно в Челябинской области). Но основным «увлечением» остается книгочтение, дающее «нам пищу для ума и сердца».


 

Журнал "Человек+"


 


 




 

В прессе о нас пресса о нас


Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29
мар
2024

Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29.03.2024

28 марта 2024 года в Русском доме в Берлине начала работу выставка «Первая русская опера».

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19
мар
2024

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19.03.2024

Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
7
дек
2023

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
07.12.2023

Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...

За «Баядеркой» - в Астрахань
9
ноя
2023

За «Баядеркой» - в Астрахань
09.11.2023

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
2
окт
2023

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
02.10.2023

Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере Астраханского театра оперы и балета

"Где волны хищные толпились..."
2
окт
2023

"Где волны хищные толпились..."
02.10.2023

Балетный критик Розанова Ольга о балете Р. Глиэра "Медный всадник" в журнале "Большой театр"

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!