Показ прошел на Новой сцене Большого театра, что весьма символично: эта опера в легендарной постановке Бориса Покровского (1971) последние годы была «прописана» именно здесь. И, увы, теперь в главном театре нашей страны шедевр Пуччини вовсе не представлен, поэтому астраханский визит – в некотором роде компенсация для завсегдатаев Большого.
Спектакль Константина Балакина появился в Астрахани в конце позапрошлого сезона. В театре не скрывают, что его делали для гастролей в Англии, где он был показан более двадцати раз, в то время как дома он игрался пока гораздо меньше. Правда, в один из январских вечеров этого года на астраханской сцене в нем спел ни много ни мало сам Рамон Варгас: то был оперный дебют выдающегося мексиканского тенора в России.
Заточенностью на гастроли (и, наверно, еще и этим определяется выбор именно этой работы театра для показа на московском фестивале) объясняется его «походный», несложный антураж (сценограф Елена Вершинина): выгородка углом, от кулисы – к центру задника – до противоположной кулисы, легко монтируется в любом зале, непритязательна и функциональна. В первом акте она изображает нефы и капеллы римского храма Сант-Андреа-делла-Валле, во втором – стену секретеров с архивом тайной полиции в кабинете барона Скарпиа, в третьем – тюремные ограждения Замка святого Ангела. На свободном заднике то синего цвета, то воспроизводящем черное звездное небо периодически вспыхивает силуэт ангела с мечом с макушки знаменитой римской тюрьмы, который с прыжком титульной героини в вечность срывается с «насиженного» места и улетает под финальные аккорды Пуччини (художник по свету Ирина Вторникова). Судя по моде и военной форме действующих лиц, действие великой оперы перенесено в межвоенную эпоху дуче, столь же беспокойную, как оригинальный контекст наполеоновских войн. Хотя эта телепортация сюжета слегка противоречит пропеваемому тексту (странно в этом визуальном контексте слышать про победу при Маренго), но в то же время усиливает мотив тоталитарного подавления личности, колоритно показанный Пуччини в своей опере-драме.
Режиссура Балакина как всегда очень музыкальна: все подчинено партитуре, логике развития музыкальной драматургии. Режиссер находит возможность, не отступая от текста произведения, оставаться оригинальным, предлагающим нетривиальные, запоминающиеся детали и ходы. Например, на хитовой арии «Vissi d’arte» Скарпиа пытает Тоску светом настольной лампы. Своего мучителя героиня убивает не традиционным кинжалом, а стальной спицей, вынутой из архивного досье. Концертное выступление Тоски слышно не через открытое окно, а транслируется в кабинет Скарпиа по внутренней связи. При этом режиссеру удается добиться органичности новшеств: при всей оригинальности они не выглядят нарочито и чужеродно. И самое, пожалуй, главное: продукцию отличает тонкая работа с каждым артистом, продуманность поз, жестов, взглядов, отчего эмоциональное впечатление у публики получается громадным – простой, на первый взгляд, не замысловатый спектакль, играет тысячами красок, обдает осязаемым жаром веристской экспрессии.
Конечно же, это заслуга не только постановочной команды, но и артистов и музыкантов. Качественно и весомо, выразительно и разнообразно звучащий оркестр под управлением Валерия Воронина сразу говорит о планке молодого нижневолжского театра, которая отрадно высока: это совсем не провинциальный (в традиционном понимании) уровень, а очень серьезная, вдумчивая и умелая работа. Между сценой и ямой – прекрасный контакт, достигнут ансамбль, найден баланс; стройно и чисто звучит театральный хор (хормейстер Светлана Раздрогина).
Среди солистов неоспоримое первенство у исполняющей титульную роль Елены Разгуляевой: это рафинированный вокал европейского уровня, и одновременно пение яркое, экзальтированное, полностью отвечающее задачам веристкой партии. Красивый и сильный голос Разгуляевой, технически безупречный, с блеском справляющийся со всеми сложностями, парящий свободно – подлинная драгоценность спектакля. Не меньшее достижение – естественный, убедительный артистизм. Вкупе с прекрасными внешними данными артистки этот «триумвират» рождает законченный и правдивый образ – у астраханской «Тоски» есть героиня!
Ее партнеры не подкачали, хотя на фоне столь яркой примадонны им ожидаемо достается аккомпанирующая роль. Виталий Ревякин (Каварадосси) больше берет природной красотой и звучностью своего тенора, Сергей Москальков (Скарпиа) – культурой вокализации, мастерской расстановкой смысловых акцентов. Все небольшие партии-роли (Анджелотти – Андрей Пужалин, Ризничий – Вадим Шишкин, Сполетта – Иван Михайлов, Шьяроне – Александр Малышко, Тюремщик – Рафаэль Шукуров, Пастушок – Евгения Старцева) озвучены и сыграны очень выпукло, объемно, отчего запоминается даже самый незначительный эпизод спектакля.
Источник: https://www.muzklondike.ru/events/neprovincialnyu_benefis
Фото Виктории Тамбаевой
Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...
Первый майский фестиваль музыки "Грани барокко" проходил в Астрахани с 20 по 26 мая
25 и 26 мая 2024 в Астраханском театре оперы и балета состоится премьера новой постановки...