Российская газета. Башкортостан

11.05.2022 09:56
304
Российская газета. Башкортостан

   Две фееричные постановки - драматическую легенду "Осуждение Фауста" Гектора Берлиоза и балет "Сильфида" - показал уфимской публике Астраханский театр оперы и балета, побывавший в столице Башкирии по программе "Большие гастроли". В Уфу приехала команда из 200 человек - артисты балета и вокалисты, а также оркестр в полном составе. Они у нас впервые, но, как сказал исполнитель роли Мефистофеля Андрей Пужалин, в 1960-е годы в Башопере пели его учителя Галина и Геннадий Самошины.

    Любители оперы, которым посчастливилось увидеть спектакль "Осуждение Фауста", в полной мере оценили мастерство артистов - каждая сцена сопровождалась овациями.

Это произведение считается вершиной в творчестве Гектора Берлиоза, его охотно ставят за рубежом, но в России были только концертные версии. Астраханский оперный стал первым театром, где появился спектакль. Это случилось в 2017 году, на несколько месяцев раньше, чем в Большом театре России. Из репертуара московского театра он вскоре исчез, а в Астрахани идет с большим успехом. В год постановки спектакль претендовал на премию "Золотая маска" в семи номинациях.

Как рассказал художественный руководитель и главный дирижер театра Валерий Воронин, идея постановки возникла давно, но ее воплощение не раз откладывалось, уж очень специфической казалась музыка. Например, в партии Фауста есть до диез второй октавы, которую мало кто из теноров может взять. Интерес к материалу, к счастью, перевесил все опасения.

 

Две фееричные постановки - драматическую легенду "Осуждение Фауста" Гектора Берлиоза и балет "Сильфида" - показал уфимской публике Астраханский театр оперы и балета, побывавший в столице Башкирии по программе "Большие гастроли". В Уфу приехала команда из 200 человек - артисты балета и вокалисты, а также оркестр в полном составе. Они у нас впервые, но, как сказал исполнитель роли Мефистофеля Андрей Пужалин, в 1960-е годы в Башопере пели его учителя Галина и Геннадий Самошины.

Любители оперы, которым посчастливилось увидеть спектакль "Осуждение Фауста", в полной мере оценили мастерство артистов - каждая сцена сопровождалась овациями.

    Это произведение считается вершиной в творчестве Гектора Берлиоза, его охотно ставят за рубежом, но в России были только концертные версии. Астраханский оперный стал первым театром, где появился спектакль. Это случилось в 2017 году, на несколько месяцев раньше, чем в Большом театре России. Из репертуара московского театра он вскоре исчез, а в Астрахани идет с большим успехом. В год постановки спектакль претендовал на премию "Золотая маска" в семи номинациях.

Как рассказал художественный руководитель и главный дирижер театра Валерий Воронин, идея постановки возникла давно, но ее воплощение не раз откладывалось, уж очень специфической казалась музыка. Например, в партии Фауста есть до диез второй октавы, которую мало кто из теноров может взять. Интерес к материалу, к счастью, перевесил все опасения.

По словам режиссера спектакля и автора его визуальной концепции Константина Балакина, Берлиоз в своем "Осуждении" на многое только намекнул.

- Мы сознательно избегали труднообъяснимых символов в спектакле и если пробудили желание взять с полки эту поистине великую книгу, то приблизились к цели, - отметил режиссер.

   Здесь в немалой степени помогло визуальное решение спектакля. Это сильный ход - занять зрение слушателя, пока он внимает продолжительным сольным и хоровым партиям, симфоническим фрагментам. Многомерные изображения, возникающие на заднике и во всем пространстве сцены, перетекающие одно в другое, органично дополняют безупречное музыкальное исполнение.

   Декораций как таковых мало. Все пространство сцены заполняют горы фолиантов. Столько не прочесть и за всю жизнь, но и это количество многократно увеличивается за счет видеопроекции на заднике. По книгам, пытаясь удержать равновесие, ходят артисты, и это намек на то, что нет ничего незыблемого. Пространство сцены значительно расширяется, уходя то в космос, то в море, перед глазами проплывают проекции геометрических моделей, например, цепочка ДНК в виде ленты Мебиуса, которая трансформируется в знак бесконечности, сферические спирали, в которых угадываются человеческие головы. Эти изображения в стиле голландского художника Морица Эшера завораживают, а 3D репродукция картины "Остров мертвых" Беклина, плавно поглощаемая морем, напоминает о тленности бытия и обманчивой условности символов. Так, циклопических размеров изваяние Гете разлетается на куски, а из головы выходит Мефистофель. Психологическое воздействие подобных миражей настолько сильное, что теряется граница между реальностью и вымыслом. Особенно ярко это ощущается в сцене, где Фауст продает свою душу. На фоне пылающей планеты огненные кони уносят вскачь в преисподнюю несчастного ученого, пытавшегося познать, что есть истина.

   "Осуждение Фауста" - причудливый спектакль, в котором смешались опера, симфония, оратория, легенда, драма и отчасти балет. Его уже видели в Москве, Самаре, Красноярске.

Текст: Гульназ Данилова

 

Источник: https://rg.ru/2022/05/11/reg-pfo/astrahancy-pokazali-v-ufe-spektakl-stavshij-kulturnym-sobytiem.html

В прессе о нас пресса о нас


"Стагнация - плохое слово.У любого коллектива должен быть постоянный рост..."!
26
дек
2024

"Стагнация - плохое слово.У любого коллектива должен быть постоянный рост..."!
26.12.2024

В студии "Радио России-Астрахань" ведущая Марина Дубовик совместно с художественным руководителем и главным дирижером театра...

Наталья Шагова: АГТОиБ входит в десятку самых перспективных музыкальных театров России
19
дек
2024

Наталья Шагова: АГТОиБ входит в десятку самых перспективных музыкальных театров России
19.12.2024

В преддверии главных праздников зимы AST-NEWS.ru встретился с директором самого большого и красивого учреждения культуры...

«Званый вечер с итальянцами» порадовал астраханцев
25
ноя
2024

«Званый вечер с итальянцами» порадовал астраханцев
25.11.2024

AST-NEWS.ru о прошедшей премьере оперетты Жака Оффенбаха "Званый вечер с итальянцами" 

В диалоге с Petipa. Премьера «Спящей красавицы» в Астраханском театре завершила триаду балетов П.И. Чайковского
17
окт
2024

В диалоге с Petipa. Премьера «Спящей красавицы» в Астраханском театре завершила триаду балетов П.И. Чайковского
17.10.2024

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

В Астрахани премьера оперы "Дидона и Эней" завершила первый фестиваль "Грани барокко"
29
май
2024

В Астрахани премьера оперы "Дидона и Эней" завершила первый фестиваль "Грани барокко"
29.05.2024

Первый майский фестиваль музыки "Грани барокко" проходил в Астрахани с 20 по 26 мая

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!