Режиссёр Алексей Смирнов приоткрывает астраханцам завесу тайны предстоящей премьеры

18.05.2023 15:17
377
Режиссёр Алексей Смирнов приоткрывает астраханцам завесу тайны предстоящей премьеры

В ближайшие выходные Астраханский театр оперы и балета выпускает премьеру одноактных опер Сергея Рахманинова «Скупой рыцарь» и «Алеко». AST-NEWS.ru уже рассказывал о предстоящем культурном событии в общих чертах. Чтобы раскрыть тему подробнее, мы встретились с главным режиссёром АГТОиБ и постановщиком оперы «Скупой рыцарь» Алексеем Смирновым.

– Алексей Валерьянович, как родилась мысль приступить к постановке этих опер?

Алексей Смирнов: Инициатива поставить оперы Рахманинова исходила от нашего художественного руководителя Валерия Владимировича Воронина. То, что на сцене появится «Алеко», не вызывало сомнений, а вот со вторым названием оперного диптиха было сложнее. Вначале, Валерий Владимирович серьёзно думал о постановке другой одноактной оперы композитора – «Франческа да Римини». В процессе обсуждения мы решили, что в контексте дальнейшего проката спектакля, «Скупой рыцарь» – более подходящее название для нашего театра. Он написан по «маленькой трагедии» Пушкина: эта опера даёт возможность работать на разную аудиторию, являясь школьной классикой, в отличие от «Божественной комедии» Данте, сюжет из которой стал основой для «Франчески».

Предполагалось что я поставлю оба спектакля. Но в процессе подготовки предложил художественному руководителю поручить работу над «Алеко» Сергею Морозову, который к тому времени уже служил в нашем театре штатным режиссером. На мой взгляд, замечательно, когда театр взаимодействует с разными режиссёрами и труппа видит разные подходы. У нас получились абсолютно непохожие спектакли. То, что я вижу сейчас на прогонах, даст оперному вечеру объём, что, надеюсь, оценят зрители.

– Какова последовательность спектаклей?

– Мы будем расти по количеству людей на сцене. В первом отделении покажем камерную историю «Скупого рыцаря», а во втором – «Алеко», в котором участвует и хор и балет театра. Важно, что оперное и балетное подразделение театра взаимодействуют друг с другом, что способствует творческому обмену. Рад, что главный балетмейстер Юрий Викторович Клевцов откликнулся на наше предложение. Хочется, чтобы и в дальнейшем у нас были общие спектакли.

– Предстоящая премьера посвящена 150-летию Сергея Васильевича Рахманинова...

– Постановка его одноактных опер осуществляется в рамках проекта «Рахманинов. Антология русского гения», который продолжится 28 мая концертом камерной вокальной музыки. До этого наш театр представлял его симфонические произведения. Сейчас мы знакомим публику с операми Рахманинова, написанными в разные периоды.

– Почему опера «Скупой рыцарь» –редкий гость на оперной сцене?

– Не в каждом оперном театре есть силы и возможности для его постановки. «Скупой рыцарь» требует очень большого состава оркестра, а главное, хорошо подготовленного. Прекрасно, что оркестр нашего театра готов работать над этой сложной партитурой.

Также не всегда просто найти исполнителей главных ролей, ведь партии Барона и Альбера довольно сложные. На премьере вместе с приглашёнными солистами будут работать вокалисты оперной труппы АГТОиБ, имеющие великолепные данные для этих ролей. Вкупе описанные трудности делают это произведение редко идущим. Но в «Скупом рыцаре» невероятная музыка Рахманинова прекрасно сочетается с пушкинским текстом.

В нашей постановке я клонировал главного персонажа. Зрители увидят одновременно на сцене пять Баронов. Мне важно раскрыть грани героя «маленькой трагедии», которого принято считать отрицательным. Большего сказать не могу – приходите на премьеру.

– Ваш спектакль рассчитан на подготовленную аудиторию?

– Всегда стараюсь, фигурально выражаясь, испечь многослойный пирог, который можно вкусить без всякой подготовки. Вопрос только в том, сколько вкусов удастся распробовать. В спектакле есть слои понятные сразу, но есть и такие, для распознания которых понадобятся определённые знания. Но в целом он будет довольно простым для восприятия. Опера «Скупой рыцарь» идёт чуть менее часа на русском языке. Она рассказывает о понятных широкой аудитории пороках и проблемах.

Не считаю «Скупого рыцаря» историей полоумного алчного деда. Для меня это история про отца, который видит, что его сын идёт по извилистой дорожке. Когда Барон говорит: «Едва умру, он, он! сойдет сюда под эти мирные, немые своды. Украв ключи у трупа моего, он сундуки со смехом отопрет. И потекут сокровища мои в атласные дырявые карманы», я верю ему. Смотря на его сына Альбера сразу понятно, что этот представитель «золотой молодёжи» растратит всё состояние своего родителя в одночасье. Так называемые «старые деньги», накопленные поколениями, уйдут на кутежи. Мне важно было найти в Бароне положительные черты.

В нашем спектакле я использовал приём переноса времени. Это не Средневековье и не Пушкинская эпоха. Некоторые исследователи полагают, что Александр Сергеевич описал в «Скупом рыцаре» свои непростые взаимоотношения с отцом. Перенос сюжета Пушкиным в Средневековье является, на мой взгляд, некой интеллектуальной игрой.

Время действия нашего спектакля, это время сочинения оперы – первая треть XX века. Такое решение продиктовано, прежде всего, музыкой, которая как губка всасывает в себя эпоху. Композитор транслирует своё ощущение времени – переломный период перед Первой мировой войной, которая стала причиной упадка империй и прежних устоев. Было интересно поместить героев в этот «конец времён». Находясь на краю временной пропасти, происходит переворот сознания и сложно понять, кто прав, кто виноват.

– Визуально такую задумку воплотить довольно сложно…

– Над обеими постановками работает Олег Молчанов, художник большой формы. Он предложил очень интересное сценическое решение для «Скупого рыцаря». На сцене появится огромный средневековый замок с массивными сводами и объёмными колонами. Благодаря нашему художнику-постановщику по свету Серею Васильеву вся эта махина буквально оживает. Для меня опыт работы с такой массивной декорацией интересен, ведь я привык работать с делением сцены. В каждом моём спектакле есть определённое кадрирование пространства. Здесь же важно было показать несоразмерность декорации и персонажей, что создаёт нужное напряжение, что слышится в музыке Рахманинова.

– Какие планы на ближайшее будущее?

– С Валерием Владимировичем обсуждаем невероятно интересные названия на грядущий сезон, которые приятно удивят астраханскую публику. То, что могу озвучить сейчас – это опера «Иван Сусанин» Глинки в Астраханском кремле, который поставит хорошо знакомый астраханцам режиссёр Михаил Панджавидзе. А пока ждём всех на премьере опер «Скупой рыцарь» и «Алеко» 20 и 21 мая.

 – Спасибо за беседу, Алексей Валерьянович!

В прессе о нас пресса о нас


Самая знаменитая опера Шостаковича впервые поставлена в Астрахани
1
июл
2025

Самая знаменитая опера Шостаковича впервые поставлена в Астрахани
01.07.2025

Музыкальный критик Мария Бабалова о прошедшей премьере.

В Астраханском театре оперы и балета прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
19
июн
2025

В Астраханском театре оперы и балета прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
19.06.2025

Музыкальный критик, культурный обозреватель, член Ассоциации музыкальных журналистов, музыковедов, музыкальных критиков - Надежда Травина о...

«ЛЕДИ МАКБЕТ» АСТРАХАНСКОГО ТЕАТРА
17
июн
2025

«ЛЕДИ МАКБЕТ» АСТРАХАНСКОГО ТЕАТРА
17.06.2025

Завершающей сезон оперной премьерой Астраханского театра оперы и балета стал шедевр Дмитрия Шостаковича. Музыкальный критик,...

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» станет откровением для астраханских зрителей
4
июн
2025

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» станет откровением для астраханских зрителей
04.06.2025

Астраханский государственный театр оперы и балета готовится представить публике заключительную премьеру сезона – оперу «Леди...

Опера о тяжелом русском характере и трагически необузданной страсти
28
мая
2025

Опера о тяжелом русском характере и трагически необузданной страсти
28.05.2025

В студии "Радио России-Астрахань" ведущая Марина Дубовик сегодня обсудила предстоящую премьеру оперы Дмитрия Шостаковича —...

Народный артист РФ Юрий Клевцов представит астраханцам авторскую версию балета «Корсар»
13
мая
2025

Народный артист РФ Юрий Клевцов представит астраханцам авторскую версию балета «Корсар»
13.05.2025

Накануне большого культурного события AST-NEWS.ru встретился с главным балетмейстером узнав подробности многообещающей постановки из первых...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!