"Спектакль получился дерзким". В Астрахани поставили "Русалку" Александра Даргомыжского

15.04.2025 12:34
141
"Спектакль получился дерзким". В Астрахани поставили "Русалку" Александра Даргомыжского

Впервые романтическое дитя водной стихии, воспетое знаменитым русским композитором, появилось на Соборной площади Астрахани. А теперь "Русалка" обрела и дом: спектакль режиссера Сергея Новикова, поставленный в тандеме с художником Марией Высотской и дирижером Валерием Ворониным, вошел в репертуар Астраханского государственного театра оперы и балета в новой сценической версии, которая стала приношением всем влюбленным, чьи чувства погубила жизнь.

Даргомыжский потратил на свою любимую "Русалку" в общей сложности 16 лет жизни, очень стараясь в либретто сохранить каждое слово пушкинской трагедии (работу над которой поэт не завершил). Возможно, история не закончилась смертью Князя, если бы поэт не погиб, но сделать финал таковым решил сам Даргомыжский. Таким образом, "Русалка" волей композитора обрела еще и очевидную идею мести... Но с самой первой премьеры в мае 1856 года на сцене Театра-цирка в Петербурге "Русалка" никогда не имела того успеха, на который рассчитывал автор. При этом, безусловно, считается лучшей и самой известной оперой композитора. Но и часто получает упреки в старомодности, неактуальности во всем.

Даргомыжский живописует драму девушки, обманутой и оставленной возлюбленным. И не случайно в спектакле в момент свадьбы букет невесты оказывается в руках мужчины, а не одной из ее подружек. Все сразу идет по принципу "страшного предзнаменования".

В режиссуре Сергея Новикова вся драматургия выстроена на внутренних, глубинных мотивациях персонажей. В отношениях героев тут возникает тенью и что-то карамзинское, и что-то чеховское, и даже вампиловское. И при всей своей "классической картинке" спектакль получается современным и даже немного дерзким: чтобы показать колорит национального быта, который был очень важен для композитора, на сцене герои появляются не только в нарядах этностиля, но и, например, в окружении королевских догов. Это отнюдь не те милые домашние животные, что вызывают дежурное умиление, а хищники, одним своим видом повышающие адреналин в крови…

Несчитаное число подобных несчастий разворачивается повсеместно: девушки, безоглядно доверившиеся первому чувству, рыдают по ночам в подушку. Через драму взросления и крушения веры в чистую любовь, по сути, каждый человек проходит хоть раз в жизни. И спектакль проводит по этому лабиринту испытаний и персонажей оперы, и зрителей в зале, удачно нивелируя очевидную неловкость литературного текста и оставленную автором без должного внимания драматургическую дискретность: длинные и медитативные мелодические речитативы, сдобренные большими хоровыми финалами, декоративными танцами и дивертисментами. И к финалу постановщикам удается достичь заветного взаимопроникновения символического и бытового, реального и мистического. А когда в ансамблях главные герои одновременно настойчиво поют каждый о своем, тут же возникает ощущение того самого вселенского диссонанса, в котором сегодня пребывает человечество, опасно "заигрывая" с фатумом.

При всей своей "классической картинке" спектакль получился дерзким

Даргомыжский старался уйти от канонов "большой оперы". Прекрасные соло для главных героев - знаменитая ария Мельника, каватина Князя, ариозо Наташи или ария Княгини, - хотя и имеют привычную для оперы жанровую атрибуцию, в абсолютной доминанте это гениальный образец академического "возвышения" народной песни, городского "жестокого" романса. И оркестр под руководством Валерия Воронина чутко чувствует эту грань и стилистическую игру композитора, подчеркивая песенную - искреннюю, бесхитростную красоту партитуры.

Ознакомиться с полной рецензией Вы можете на сайте RG.RU

Мария Бабалова - музыкальный критик, сотрудничает с печатными СМИ с 1992 года, публикуется в российских и зарубежных изданиях. Выступает на ТВ и радио. Член Союза журналистов России и Международного союза музыкальных деятелей. Эксперт и член жюри национальных и международных вокальных и театральных премий и конкурсов.

В прессе о нас пресса о нас


Самая знаменитая опера Шостаковича впервые поставлена в Астрахани
1
июл
2025

Самая знаменитая опера Шостаковича впервые поставлена в Астрахани
01.07.2025

Музыкальный критик Мария Бабалова о прошедшей премьере.

В Астраханском театре оперы и балета прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
19
июн
2025

В Астраханском театре оперы и балета прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
19.06.2025

Музыкальный критик, культурный обозреватель, член Ассоциации музыкальных журналистов, музыковедов, музыкальных критиков - Надежда Травина о...

«ЛЕДИ МАКБЕТ» АСТРАХАНСКОГО ТЕАТРА
17
июн
2025

«ЛЕДИ МАКБЕТ» АСТРАХАНСКОГО ТЕАТРА
17.06.2025

Завершающей сезон оперной премьерой Астраханского театра оперы и балета стал шедевр Дмитрия Шостаковича. Музыкальный критик,...

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» станет откровением для астраханских зрителей
4
июн
2025

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» станет откровением для астраханских зрителей
04.06.2025

Астраханский государственный театр оперы и балета готовится представить публике заключительную премьеру сезона – оперу «Леди...

Опера о тяжелом русском характере и трагически необузданной страсти
28
мая
2025

Опера о тяжелом русском характере и трагически необузданной страсти
28.05.2025

В студии "Радио России-Астрахань" ведущая Марина Дубовик сегодня обсудила предстоящую премьеру оперы Дмитрия Шостаковича —...

Народный артист РФ Юрий Клевцов представит астраханцам авторскую версию балета «Корсар»
13
мая
2025

Народный артист РФ Юрий Клевцов представит астраханцам авторскую версию балета «Корсар»
13.05.2025

Накануне большого культурного события AST-NEWS.ru встретился с главным балетмейстером узнав подробности многообещающей постановки из первых...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!