Вам знакомо это волшебное чувство, когда время словно замирает, а вы погружаетесь в чарующий мир балета? Это искусство, которое невозможно объяснить словами, но можно прочувствовать каждой клеточкой души! АстраКульт представляет интервью с выдающимися премьерами балетной труппы Астраханского театра оперы и балета – Артуром и Айгуль Альмухаметовыми.
Судьба свела Айгуль и Артура в Астрахани, хотя их пути начинались в разных городах России. Айгуль приехала в наш город из Казани (Республика Татарстан), где окончила Казанское хореографическое училище. Артур прибыл из Нефтекамска (Республика Башкортостан), выпустившись из Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева.
Артур делится:
— Мой путь в профессию начался довольно рано – в 6 лет меня отдали на эстрадно-спортивные танцы, включая народный танец. В 12 лет мой руководитель предложил попробовать поступить в профессиональное балетное училище в Уфе, и так началась моя танцевальная карьера.
Интересно, что будущие партнеры по сцене познакомились уже в стенах театра. Однако первая встреча между ними прошла довольно прохладно – по словам Айгуль, она тогда совсем не прониклась симпатией к Артуру. Кто бы мог подумать, что это перерастет в успешное творческое партнерство?
Айгуль:
— Но с нового сезона всё изменилось: мы начали танцевать вместе и постепенно всё закрутилось.
Артур:
— О сценических отношениях могу сказать, что искры между нами скорее возникали не на сцене, а в балетном зале. Так как на сцене нужно быть сконцентрированными.
Артур:
— Поворотным моментом в нашей карьере стало рождение первого ребенка. Именно после этого мы поняли, что теперь у нас есть человек, ради которого нужно двигаться вперед. Совмещение семьи и профессии — это действительно непростой баланс. После репетиций, где нужно отдать всего себя и морально, и физически, приходишь домой, а там целая гора мелких бытовых дел.
Айгуль:
— Материнство в балете — особая история. Я позволила себе достаточно длительный перерыв — почти год. Пару месяцев назад вернулась в труппу, еще раньше начала заниматься с тренером в тренажерном зале. Постоянно старалась поддерживать форму, насколько это было возможно.
Их творческий путь в Астрахани начался в разные годы: Айгуль присоединилась к труппе в 2012 году, когда театр только формировался, а Артур присоединился к коллективу годом позже. Именно здесь, на астраханской сцене, их таланты раскрылись в полной мере, а профессиональный союз перерос в семейный.
Айгуль:
— Астрахань встретила меня по-особенному. Мы живем рядом с набережной реки Волга, и это мое самое любимое место для прогулок. Особенно приятно, что у нас выходной в понедельник — можно выйти утром, когда никого нет, насладиться тишиной и водой. Очень нравится Никольская улица: в ней есть что-то от старой Казани, от тех старинных улочек.
Айгуль:
— Безусловно, театр – одно из важнейших мест, как и все наши любимые городские пространства, он служит источником вдохновения для творческой работы. Театр – это больше, чем просто работа. В театре мы можем позволить себе быть эгоистами, заниматься своим телом, совершенствовать красоту. На данный момент это глоток свежего воздуха – возможность вырваться из домашней рутины. Совмещать эти два мира непросто, но невероятно ценно.
Айгуль:
— Каждая сыгранная роль оставляет свой след. В каждом балете я нахожу что- то особенное, что позволяет раскрыть разные грани моей личности. Особенно ярко это проявляется в контрасте между образами. Например, Китри в «Дон Кихоте» — яркая, энергичная, полная самоуверенности героиня, и совершенно противоположная ей Одетта из «Лебединого озера» — нежная, ранимая, исполненная внутреннего трепета. Каждый спектакль собирает воедино все, что я накопила за годы работы.
Артур:
— Хочу отметить спектакль «Крёстный отец» – это был особенный опыт. Это была моя первая работа с другим хореографом из Италии Лучано Каннито. И первая ведущая партия в моей карьере, поставленная на меня. Интересная хореография в сочетании с музыкой Нино Рота — это настоящий подарок для меня, так как я являюсь фанатом серии фильмов.
Айгуль:
— Подобный опыт был и с Юрием Викторовичем во время работы над спектаклем «Медный всадник». Эта работа оставила приятные воспоминания. И премьера прошла тепло, волнительно, с очень приятным послевкусием.
Артур:
— Что касается современных интерпретаций в балете… Я полностью за такое направление. Нельзя застаиваться, иначе вся индустрия остановится. Главное, чтобы всё было актуально и в рамках приличия. Но пробовать новое, быть смелым – это необходимо. Один может сделать что-то неудачно, но другой, взяв опыт предыдущего, создаёт удачную версию. Поэтому я за всё новое, но с опорой на классику. Классический репертуар должен оставаться основой, но хореографам нужно давать возможность экспериментировать. Это движение вперёд, и я надеюсь, что оно приведёт к чему-то хорошему.
«Разница между характерными ролями вроде Меркуцио и принцами – это интересный вопрос. С одной стороны, кажется, что всё просто, с другой – есть глубокие различия».
Артур:
— Меркуцио – персонаж, который должен показывать, что ему легко живётся, он открытый и непосредственный. Но при этом он оставляет всю свою боль и скорбь наедине с собой. Взять хотя бы его отношения с феей Мэтт, о которой он говорит нелицеприятно. Если говорить о принцах, например, о Зигфриде, то они тоже переживают, ищут любовь, но их путь более прямолинейный. В первой картине мы видим его в смятении, в поисках своей суженой, он мечтательный и романтичный. Когда я работал над партией Меркуцио, меня заинтересовал один момент. Бенволио всего тринадцать, Ромео примерно того же возраста, а Меркуцио – уже опытный боец, первая шпага Вероны. Почему он общается с такими юными людьми? Где его сверстники? Может быть, он сам причастен к тому, что их нет рядом? Возможно, его лучшие друзья погибли в дуэлях – ведь это Италия, горячая кровь… Слово за слово – схватились за шпаги, и нет одного друга. Влюбились в одну девушку – схватились за шпаги, и нет второго. И тут до меня дошло: Меркуцио – глубоко несчастный человек. Не от хорошей жизни он общается с Ромео и Бенволио. В нём есть огромная внутренняя скорбь. Вот что делает эту партию такой интересной – в ней можно постоянно находить что-то новое. Принцы, конечно, тоже имеют свои переживания, но их жизнь более благополучная – за ними следят родители, учителя, наставники. Но нет той глубины, которая есть в Меркуцио. Да, он тоже из богатой семьи, но в нём больше этой внутренней трагедии, этой глубины. Именно поэтому роль Меркуцио для меня намного интереснее, чем роли принцев.
Айгуль:
— Конечно, да. Это балет «Жизель», который перевернул во мне всё. На первых репетициях мы особенно работали над техникой бега — он должен был быть невесомым, ведь во втором акте Жизель становится призраком. Безмерно благодарна своему педагогу Наталье Коробейниковой за то, что она научила меня не просто танцевать, а вкладывать смысл в каждое движение. «Лебединым озером» — особая история. Чёрного лебедя я впервые станцевала совсем юной, практически через год после прихода в театр, а роль белого лебедя исполнила относительно недавно, в 2020 году. У нас танцуют разные балерины белого и чёрного лебедей, моя мечта – станцевать полноценное «Лебединое озеро», где ты за один спектакль превращаешься из доброго, беззащитного белого лебедя в коварного чёрного и потом снова возвращаешься к образу белого. В этом есть особая магия трансформации и сложность этого спектакля.
Айгуль:
— У меня целый гримерный стол с пуантами, и они все разные – где-то помягче, где-то пожестче. Выбираю их в зависимости от состояния ног: если чувствую, что мышцы забиты, беру помягче. Когда ноги «забиты» – это действительно неприятное состояние. В таких случаях мы используем массажер, мажем ноги специальными средствами вечером. На выходных стараемся ходить на массаж.
Артур:
— Перед премьерой обычно много репетиций, прогонов на сцене, работы с оркестром. Когда ты уже чувствуешь себя «как рыба в воде», всё становится понятнее. Что касается подготовки к выходу на сцену – у каждого свои ритуалы. Лично я предпочитаю просто выдохнуть, подумать о хорошем, пожелать себе удачи. Но не стоит привязываться к каким-то конкретным действиям слишком сильно – если потом пропустить какой-то элемент ритуала, можно начать паниковать.
Айгуль:
— Подготовка к выходу на сцену – это целый процесс. Особенно если речь идет о новом спектакле. Сначала я оцениваю, подходит ли мне эта партия, ведь не смотря на то, что мы хотим быть разноплановыми артистами, у каждого есть свое амплуа. Важно не просто выучить движения, а сделать их своими, чтобы они естественно читались в танце. Идеальное исполнение редко достигается с первого раза – оно складывается постепенно, от спектакля к спектаклю. У меня есть мечты и планы. Очень хочется станцевать «Спящую красавицу» – это моя давняя мечта. А также — балет «Баядерка» и «Корсар». Когда руководители предлагают новые роли, я сначала думаю: «Нет, это не для меня, это слишком сложная работа». Но потом начинаю размышлять, и постепенно сомнения сменяются энтузиазмом.
Айгуль:
— Чаще всего перед выходом мы замыкаемся в себе, появляется лёгкая дрожь. Начинаем анализировать: что нужно сделать, вспоминаем замечания. Если это премьерный спектакль, то после множества прогонов чувствуешь себя увереннее. А если это уже репертуарный спектакль после долгого перерыва, может появиться небольшое напряжение. В целом день перед спектаклем проходит по стандартному графику: утром класс, потом грим, и мы закрываемся в гримёрке, проверяем всё необходимое. Помню, как сильно волновалась перед «Раймондой» – в тот момент я была единственной исполнительницей этой партии в театре. Волнение перед спектаклем было огромным. Юрий Викторович нас тогда ещё мало знал, и я понимала, что он придёт оценивать всю труппу. Артур пытался подбодрить: «Ничего, я тебя везде буду держать, только стой». Хотя в больше чем половине вариаций его рядом не было.
Артур:
— Как семейная пара мы, конечно, влияем друг на друга. На сцене, мне кажется, танцуем очень хорошо. Конфликты на репетиции случаются. Это не просто ссоры – мы выясняем, кто как должен делать движение. Придираемся друг к другу больше, чем к другим. Это какая-то особая нетерпимость. Хотя дома у нас всё спокойно. После репетиции мы обычно едем домой молча, в машине стараемся ничего не обсуждать по горячим следам. Выдыхаем, приезжаем и уже спокойно разбираемся.
Артур и Айгуль Альмухаметовы стали неотъемлемой частью культурного ландшафта Астрахани. Талант, преданность профессии и взаимная поддержка делают эту пару примером того, как творческий союз может достигать впечатляющих высот.
Балет проникает в самое сердце, и каждый раз, когда занавес поднимается, происходит маленькое волшебство, которое невозможно объяснить, но можно бесконечно переживать снова и снова. Театр оперы и балета — это удивительное пространство, где музыка, движение и эмоции сливаются воедино, создавая нечто большее, чем просто представление – создавая настоящее чудо.
Накануне большого культурного события AST-NEWS.ru встретился с главным балетмейстером узнав подробности многообещающей постановки из первых...
От величественных дворцов до фантастических морских пещер, от загадочных островов до невиданных городов… а еще...
В текущем театральном сезоне оперная труппа АГТОиБ заметно расширилась, ранее AST-NEWS.ru уже знакомил читателей с...