Балетная симфония. Дуэт Альмухаметовых в Астраханском театре оперы и балета

29.04.2025 19:11
43
Балетная симфония. Дуэт Альмухаметовых в Астраханском театре оперы и балета

Вам знакомо это волшебное чувство, когда время словно замирает, а вы погружаетесь в чарующий мир балета? Это искусство, которое невозможно объяснить словами, но можно прочувствовать каждой клеточкой души! АстраКульт представляет интервью с выдающимися премьерами балетной труппы Астраханского театра оперы и балета – Артуром и Айгуль Альмухаметовыми.

Приглушённый свет, завораживающая музыка, и вот они – словно парящие в воздухе танцовщики, создают неповторимую симфонию движений. Каждое движение здесь – это история, рассказанная без слов. Это полёт души, воплощённый в грациозных па. Это момент, когда реальность растворяется в воздухе, а зритель погружается в волшебный мир балета.

Путь к единству

Судьба свела Айгуль и Артура в Астрахани, хотя их пути начинались в разных городах России. Айгуль приехала в наш город из Казани (Республика Татарстан), где окончила Казанское хореографическое училище. Артур прибыл из Нефтекамска (Республика Башкортостан), выпустившись из Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева.

Артур делится:

— Мой путь в профессию начался довольно рано – в 6 лет меня отдали на эстрадно-спортивные танцы, включая народный танец. В 12 лет мой руководитель предложил попробовать поступить в профессиональное балетное училище в Уфе, и так началась моя танцевальная карьера.

Интересно, что будущие партнеры по сцене познакомились уже в стенах театра. Однако первая встреча между ними прошла довольно прохладно – по словам Айгуль, она тогда совсем не прониклась симпатией к Артуру. Кто бы мог подумать, что это перерастет в успешное творческое партнерство?

Айгуль:

— Но с нового сезона всё изменилось: мы начали танцевать вместе и постепенно всё закрутилось.

Артур:

— О сценических отношениях могу сказать, что искры между нами скорее возникали не на сцене, а в балетном зале. Так как на сцене нужно быть сконцентрированными.

— Как вы совмещаете семейную жизнь и плотный гастрольный график?

Артур:

— Поворотным моментом в нашей карьере стало рождение первого ребенка. Именно после этого мы поняли, что теперь у нас есть человек, ради которого нужно двигаться вперед. Совмещение семьи и профессии — это действительно непростой баланс. После репетиций, где нужно отдать всего себя и морально, и физически, приходишь домой, а там целая гора мелких бытовых дел.

Айгуль:

— Материнство в балете — особая история. Я позволила себе достаточно длительный перерыв — почти год. Пару месяцев назад вернулась в труппу, еще раньше начала заниматься с тренером в тренажерном зале. Постоянно старалась поддерживать форму, насколько это было возможно.

Их творческий путь в Астрахани начался в разные годы: Айгуль присоединилась к труппе в 2012 году, когда театр только формировался, а Артур присоединился к коллективу годом позже. Именно здесь, на астраханской сцене, их таланты раскрылись в полной мере, а профессиональный союз перерос в семейный.

О городе и вдохновении

Айгуль:

— Астрахань встретила меня по-особенному. Мы живем рядом с набережной реки Волга, и это мое самое любимое место для прогулок. Особенно приятно, что у нас выходной в понедельник — можно выйти утром, когда никого нет, насладиться тишиной и водой. Очень нравится Никольская улица: в ней есть что-то от старой Казани, от тех старинных улочек.

— Что для вас театр?

Айгуль:

— Безусловно, театр – одно из важнейших мест, как и все наши любимые городские пространства, он служит источником вдохновения для творческой работы. Театр – это больше, чем просто работа. В театре мы можем позволить себе быть эгоистами, заниматься своим телом, совершенствовать красоту. На данный момент это глоток свежего воздуха – возможность вырваться из домашней рутины. Совмещать эти два мира непросто, но невероятно ценно.

— Какой спектакль стал особенным опытом в вашей карьере и почему?

Айгуль:

— Каждая сыгранная роль оставляет свой след. В каждом балете я нахожу что- то особенное, что позволяет раскрыть разные грани моей личности. Особенно ярко это проявляется в контрасте между образами. Например, Китри в «Дон Кихоте» — яркая, энергичная, полная самоуверенности героиня, и совершенно противоположная ей Одетта из «Лебединого озера» — нежная, ранимая, исполненная внутреннего трепета. Каждый спектакль собирает воедино все, что я накопила за годы работы.

— Как   вы   относитесь    к   современным    интерпретациям    классических произведений, например, в «Крестном отце»?

Артур:

— Хочу отметить спектакль «Крёстный отец» – это был особенный опыт. Это была моя первая работа с другим хореографом из Италии Лучано Каннито. И первая ведущая партия в моей карьере, поставленная на меня. Интересная хореография в сочетании с музыкой Нино Рота — это настоящий подарок для меня, так как я являюсь фанатом серии фильмов.

Айгуль:

— Подобный опыт был и с Юрием Викторовичем во время работы над спектаклем «Медный всадник». Эта работа оставила приятные воспоминания. И премьера прошла тепло, волнительно, с очень приятным послевкусием.

Артур:

— Что касается современных интерпретаций в балете… Я полностью за такое направление. Нельзя застаиваться, иначе вся индустрия остановится. Главное, чтобы всё было актуально и в рамках приличия. Но пробовать новое, быть смелым – это необходимо. Один может сделать что-то неудачно, но другой, взяв опыт предыдущего, создаёт удачную версию. Поэтому я за всё новое, но с опорой на классику. Классический репертуар должен оставаться основой, но хореографам нужно давать возможность экспериментировать. Это движение вперёд, и я надеюсь, что оно приведёт к чему-то хорошему.

— В чем разница между исполнением характерных ролей (Меркуцио) и классических принцев?

 «Разница между характерными ролями вроде Меркуцио и принцами – это интересный вопрос. С одной стороны, кажется, что всё просто, с другой – есть глубокие различия».

Артур:

— Меркуцио – персонаж, который должен показывать, что ему легко живётся, он открытый и непосредственный. Но при этом он оставляет всю свою боль и скорбь наедине с собой. Взять хотя бы его отношения с феей Мэтт, о которой он говорит нелицеприятно. Если говорить о принцах, например, о Зигфриде, то они тоже переживают, ищут любовь, но их путь более прямолинейный. В первой картине мы видим его в смятении, в поисках своей суженой, он мечтательный и романтичный. Когда я работал над партией Меркуцио, меня заинтересовал один момент. Бенволио всего тринадцать, Ромео примерно того же возраста, а Меркуцио – уже опытный боец, первая шпага Вероны. Почему он общается с такими юными людьми? Где его сверстники? Может быть, он сам причастен к тому, что их нет рядом? Возможно, его лучшие друзья погибли в дуэлях – ведь это Италия, горячая кровь… Слово за слово – схватились за шпаги, и нет одного друга. Влюбились в одну девушку – схватились за шпаги, и нет второго. И тут до меня дошло: Меркуцио – глубоко несчастный человек. Не от хорошей жизни он общается с Ромео и Бенволио. В нём есть огромная внутренняя скорбь. Вот что делает эту партию такой интересной – в ней можно постоянно находить что-то новое. Принцы, конечно, тоже имеют свои переживания, но их жизнь более благополучная – за ними следят родители, учителя, наставники. Но нет той глубины, которая есть в Меркуцио. Да, он тоже из богатой семьи, но в нём больше этой внутренней трагедии, этой глубины. Именно поэтому роль Меркуцио для меня намного интереснее, чем роли принцев.

— Приходилось вам настолько глубоко погружаться в роль, чтобы понять характер персонажа?

 Айгуль:

— Конечно, да. Это балет «Жизель», который перевернул во мне всё. На первых репетициях мы особенно работали над техникой бега — он должен был быть невесомым, ведь во втором акте Жизель становится призраком. Безмерно благодарна своему педагогу Наталье Коробейниковой за то, что она научила меня не просто танцевать, а вкладывать смысл в каждое движение. «Лебединым озером» — особая история. Чёрного лебедя я впервые станцевала совсем юной, практически через год после прихода в театр, а роль белого лебедя исполнила относительно недавно, в 2020 году. У нас танцуют разные балерины белого и чёрного лебедей, моя мечта – станцевать полноценное «Лебединое озеро», где ты за один спектакль превращаешься из доброго, беззащитного белого лебедя в коварного чёрного и потом снова возвращаешься к образу белого. В этом есть особая магия трансформации и сложность этого спектакля.

О подготовке к выступлениям

Айгуль:

— У меня целый гримерный стол с пуантами, и они все разные – где-то помягче, где-то пожестче. Выбираю их в зависимости от состояния ног: если чувствую, что мышцы забиты, беру помягче. Когда ноги «забиты» – это действительно неприятное состояние. В таких случаях мы используем массажер, мажем ноги специальными средствами вечером. На выходных стараемся ходить на массаж.

— Как готовитесь к выходу на сцену перед премьерой?

Артур:

— Перед премьерой обычно много репетиций, прогонов на сцене, работы с оркестром. Когда ты уже чувствуешь себя «как рыба в воде», всё становится понятнее. Что касается подготовки к выходу на сцену – у каждого свои ритуалы. Лично я предпочитаю просто выдохнуть, подумать о хорошем, пожелать себе удачи. Но не стоит привязываться к каким-то конкретным действиям слишком сильно – если потом пропустить какой-то элемент ритуала, можно начать паниковать.

Айгуль:

— Подготовка к выходу на сцену – это целый процесс. Особенно если речь идет о новом спектакле. Сначала я оцениваю, подходит ли мне эта партия, ведь не смотря на то, что мы хотим быть разноплановыми артистами, у каждого есть свое амплуа. Важно не просто выучить движения, а сделать их своими, чтобы они естественно читались в танце. Идеальное исполнение редко достигается с первого раза – оно складывается постепенно, от спектакля к спектаклю. У меня есть мечты и планы. Очень хочется станцевать «Спящую красавицу» – это моя давняя мечта. А также — балет «Баядерка» и «Корсар». Когда руководители предлагают новые роли, я сначала думаю: «Нет, это не для меня, это слишком сложная работа». Но потом начинаю размышлять, и постепенно сомнения сменяются энтузиазмом.

Предпремьерные волнения

Айгуль:

— Чаще всего перед выходом мы замыкаемся в себе, появляется лёгкая дрожь. Начинаем анализировать: что нужно сделать, вспоминаем замечания. Если это премьерный спектакль, то после множества прогонов чувствуешь себя увереннее. А если это уже репертуарный спектакль после долгого перерыва, может появиться небольшое напряжение. В целом день перед спектаклем проходит по стандартному графику: утром класс, потом грим, и мы закрываемся в гримёрке, проверяем всё необходимое. Помню, как сильно волновалась перед «Раймондой» – в тот момент я была единственной исполнительницей этой партии в театре. Волнение перед спектаклем было огромным. Юрий Викторович нас тогда ещё мало знал, и я понимала, что он придёт оценивать всю труппу. Артур пытался подбодрить: «Ничего, я тебя везде буду держать, только стой». Хотя в больше чем половине вариаций его рядом не было.

О поддержке в паре

— Как влияет ваш семейный союз на совместную работу в театре?

Артур:

— Как семейная пара мы, конечно, влияем друг на друга. На сцене, мне кажется, танцуем очень хорошо. Конфликты на репетиции случаются. Это не просто ссоры – мы выясняем, кто как должен делать движение. Придираемся друг к другу больше, чем к другим. Это какая-то особая нетерпимость. Хотя дома у нас всё спокойно. После репетиции мы обычно едем домой молча, в машине стараемся ничего не обсуждать по горячим следам. Выдыхаем, приезжаем и уже спокойно разбираемся.

Артур и Айгуль Альмухаметовы стали неотъемлемой частью культурного ландшафта Астрахани. Талант, преданность профессии и взаимная поддержка делают эту пару примером того, как творческий союз может достигать впечатляющих высот.

Балет проникает в самое сердце, и каждый раз, когда занавес поднимается, происходит маленькое волшебство, которое невозможно объяснить, но можно бесконечно переживать снова и снова. Театр оперы и балета — это удивительное пространство, где музыка, движение и эмоции сливаются воедино, создавая нечто большее, чем просто представление – создавая настоящее чудо.

Наталья Соболева

В прессе о нас пресса о нас


Народный артист РФ Юрий Клевцов представит астраханцам авторскую версию балета «Корсар»
13
май
2025

Народный артист РФ Юрий Клевцов представит астраханцам авторскую версию балета «Корсар»
13.05.2025

Накануне большого культурного события AST-NEWS.ru встретился с главным балетмейстером узнав подробности многообещающей постановки из первых...

Тайны театральной декорации: за кулисами балета «Корсар»
12
май
2025

Тайны театральной декорации: за кулисами балета «Корсар»
12.05.2025

От величественных дворцов до фантастических морских пещер, от загадочных островов до невиданных городов… а еще...

В Астраханский театр оперы и балета приезжают вокалисты из разных уголков России
7
май
2025

В Астраханский театр оперы и балета приезжают вокалисты из разных уголков России
07.05.2025

В текущем театральном сезоне оперная труппа АГТОиБ заметно расширилась, ранее AST-NEWS.ru уже знакомил читателей с...

«Альфред Шнитке. Наследие»
19
апр
2025

«Альфред Шнитке. Наследие»
19.04.2025

Уже сегодня в Астраханском театре оперы и балета состоится концерт, посвященный 90-летию со дня рождения...

"Спектакль получился дерзким". В Астрахани поставили "Русалку" Александра Даргомыжского
15
апр
2025

"Спектакль получился дерзким". В Астрахани поставили "Русалку" Александра Даргомыжского
15.04.2025

Музыкальный критик Мария Бабалова о прошедшей премьере оперы А.С. Даргомыжского "Русалка"

Режиссёр Василий Селюков: «Астраханский театр оперы и балета не перестаёт удивлять зрителей»
19
мар
2025

Режиссёр Василий Селюков: «Астраханский театр оперы и балета не перестаёт удивлять зрителей»
19.03.2025

Василий раскрыл детали предстоящей премьеры и рассказал о творческих процессах, происходящих в стенах крупнейшего театра...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!