А. Бояринцева "Балетная феерия на астраханской сцене"

12.01.2012 00:00
671
А. Бояринцева "Балетная феерия на астраханской сцене"

Категория: Культура

Создано 12.01.2012 21:31

А. БОЯРИНЦЕВА

Просмотров: 176


1231232432.jpg

«Билетов нет», - пришлось мне услышать в кассе Астраханского театра оперы и балета, когда я попыталась купить билеты на «Вечер балета» для своих друзей. К счастью, я смогла попасть в театр. Своим друзьям и всем любителям балета я постараюсь рассказать о том, что увидела.

«Вечер» прошёл под знаком классического балета: основу программы составили номера из «Лебединого озера», «Дон Кихота», «Щелкунчика», «Жизели». Подобное композиционное решение абсолютно оправданно: классика - это школа не только для артистов, но и для публики. На классическом репертуаре воспитывается интерес к балетному искусству, способность воспринимать красоту, выразительность движения. Прекрасным дополнением к классической программе стал дуэт из «Вальса белых орхидей» - балета, поставленного художественным руководителем балета театра и главным балетмейстером Константином Уральским по мотивам произведений Ремарка. Это был совершенно иной язык движений - завораживающий, пронзительный. Вкрапление современной пластики позволило и классическую хореографию увидеть в новом ракурсе.

Открывали «Вечер» три дебютанта - молодые артисты балетной труппы театра Ольга Цивилёва, Ольга Четвертных и Даниил Соколов. В па-де-труа из «Лебединого озера» они показали и хорошее чувство ансамбля, и умение держать внимание публики в сольных вариациях. Рассказывая о творческих проектах труппы на этот сезон, главный балетмейстер театра Константин Уральский сообщил о том, что уже весной вниманию публики будет предложена премьера «Лебединого озера». Хотелось бы подчеркнуть: балет Чайковского - один из самых сложных спектаклей классического репертуара. Тем отрадней, что в нынешнем составе балетной труппы астраханского театра есть исполнители, способные пройти серьёзное «испытание классикой», причём не просто преодолеть технические трудности, а подчинить каждый элемент танца художественным целям.

Па-де-де из третьего акта «Лебединого озера» исполнили солисты Дарья Климова и Александр Зверев. Это так называемое «чёрное адажио»: Принц, влюблённый в Одетту, принимает за неё Одиллию - дочь Злого Гения Ротбардта. Партии Одетты и Одиллии обычно исполняет одна балерина, что является довольно трудной актёрской задачей. Это совершенно разные образы: Одетта - нежная, хрупкая (в белом наряде), Одиллия - властная, обольстительная (в чёрном). Дарья Климова была убедительна в образе обольстительницы - несмотря на отблески хрупкой утончённости, свойственные самой исполнительнице. Па-де-де в исполнении Климовой и Зверева имело отчётливо читаемое драматургическое развитие. Эмоциональная наполненность присутствовала в каждом моменте этой сложной сцены.

Можно не владеть всеми тонкостями сюжета «Лебединого озера» и, поддавшись на «провокации» Злого Гения, принять Одиллию за Одетту, но не узнать с первых же тактов «Танец маленьких лебедей» - просто немыслимо. Живейшую реакцию публики вызвало даже само объявление этого номера. Как правило, у людей, не посвящённых в тайны балетной профессии, «Танец» вызывает ассоциации с чем-то не вполне серьёзным. Возможность увидеть этот балетный «хит» в живом исполнении, на театральной сцене, я думаю, заставила многих зрителей изменить своё представление. Это очень трудный в техническом отношении номер, требующий исключительной чёткости движений, синхронности. Но, разумеется, исполняться он должен легко - словно играя, что вполне удалось молодым исполнительницам. Наталья Соколова, Ирина Фефилова, Эльвира Нафикова, Надежда Попова на сцене были легки и изящны.

Особое место в программе занял, как уже говорилось, дуэт из «Вальса белых орхидей». Этот номер, исполненный Владиславом Борисовым и Ульяной Батлук, каждую минуту рождал ожидание того, что герои вот-вот начнут говорить - настолько близко пластика подошла к выразительности слова. Замечательно то, как исполнители слушали и слышали, чувствовали и понимали друг друга. Гармоничным партнёрством Ульяна и Владислав порадовали также в па-де-де из балета Адана «Жизель». Этот номер, в отличие от экспрессивной графики «Вальса белых орхидей», был решён в акварельных тонах. Найденная солистами палитра в полной мере соответствовала стилю адановской партитуры.

Торжество насыщенных, энергичных красок - так можно охарактеризовать «Марш тореадоров и танец уличной танцовщицы» из балета Минкуса «Дон Кихот»: здесь были и дразняще яркие плащи, и эффектные игры с испанскими ножами, и кокетливая игра веера в руках красавицы. Солисты (А. Зверев, Д. Климова) и мужской ансамбль удачно воссоздали колорит испанского уличного праздника. Огненные краски заиграли также в «Цыганском танце», написанном В. Желобинским в качестве вставного номера для балета «Дон Кихот». В роли страстной цыганки выступила Диана Смирнова (партнёр - Н. Филонов).

В программу «Вечера» было включено также известнейшее па-де-де из «Дон Кихота». Оно было исполнено солистами Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, лауреатами международных конкурсов Еленой Лыткиной и Иваном Кузнецовым, специально приглашёнными для участия в этом концерте. Гости из Новосибирска покорили астраханскую публику идеальной отточенностью движений, исполнительским темпераментом, виртуозностью, ослепительным артистизмом. Несомненно, для молодой труппы нашего театра их выступление явилось и своего рода мастер-классом.

Лирической кульминацией «Вечера» стал чудесный «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» в постановке К. Уральского. Этот номер был исполнен солистами У. Батлук,
В. Борисовым и артистами балета.

Финальному выходу всех участников великолепного концерта аккомпанировал не только оркестр театра: я не решусь определить, что звучало ярче - оркестровый марш или аплодисменты зрителей. Очень тепло публика приветствовала всех артистов, дирижёра оркестра Артёма Гладкова, главного балетмейстера Астраханского государственного театра оперы и балета Константина Уральского.


13.01.2012 №3 (26069)

В прессе о нас пресса о нас


Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29
мар
2024

Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29.03.2024

28 марта 2024 года в Русском доме в Берлине начала работу выставка «Первая русская опера».

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19
мар
2024

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19.03.2024

Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
7
дек
2023

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
07.12.2023

Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...

За «Баядеркой» - в Астрахань
9
ноя
2023

За «Баядеркой» - в Астрахань
09.11.2023

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
2
окт
2023

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
02.10.2023

Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере Астраханского театра оперы и балета

"Где волны хищные толпились..."
2
окт
2023

"Где волны хищные толпились..."
02.10.2023

Балетный критик Розанова Ольга о балете Р. Глиэра "Медный всадник" в журнале "Большой театр"

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!