Астраханцев ждет сказочная премьера…

22.06.2012 00:00
699
Астраханцев ждет сказочная премьера…

Категория: Культура

Создано 21.06.2012 22:40 

 Автор: Анна БЕЛОПАСОВА



Новый взгляд на пушкинскую повесть

18 июня в отеле «Pаrk inn» руководство Астраханского государственного театра оперы и балета провело пресс-конференцию по поводу премьеры оперы «Пиковая дама» и закрытия сезона концертной программой «Симфония лета». Чтобы представители местных СМИ смогли окунуться в мистическую атмосферу спектакля, организаторы встречи преподнесли сюрприз - музыка из оперы звучала на протяжении всей конференции.

Очередная премьера театра стала первым обращением его художественного руководителя Валерия Воронина к Пушкину. «Пиковую даму» зрители увидят уже 22 и 24 июня. Сейчас идут последние репетиции. На самом спектакле реплик режиссера из зала уже не будет, но пока они - неотъемлемая часть репетиций, где все в процессе постоянного поиска. Движения актеров начинают приобретать задуманную четкость. Вариаций с освещением - множество, из них выбирается единственно верное.

Валерий Воронин давно мечтал о такой постановке. Над этой оперой театр работал довольно серьезно в течение полутора лет. «Рождение нового спектакля - это экзамен, своеобразный эксперимент. «Пиковая дама» выбрана не случайно, Чайковский остается как никогда актуальным. У него нет ничего лишнего ни в форме, ни в музыке, ни в оркестровке», - убежден Валерий Воронин. Исключительная популярность этой оперы, по его мнению, объясняется тем, что ее с полным правом можно назвать стихией человеческого чувства. В постановке акцентируется присущая русской душе способность безоглядно устремляться к неосуществимой цели: «Здесь ярко выражена русская душа: широкая, азартная, страстная, идеально выстроена и музыкальная драматургия, наполненная внутренним, глубоким смыслом».

В постановочную группу спектакля также вошли режиссёр и художник-постановщик Константин Балакин, художник по костюмам Елена Вершинина, хормейстер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Галина Дунчева.

Михаил Векуа - приглашенный тенор, лауреат международных конкурсов. Он выступал на ведущих сценах России и зарубежья, сотрудничает с театром Метрополитен-опера. В спектакле он будет исполнять главную партию Германа. Михаил, как и другие участники спектакля, уверен, что зритель оценит и сумеет понять пути тех или иных художественных решений.

А партию Лизы в день премьеры исполнит ведущая солистка Астраханского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов Елена Разгуляева.
Шахматные фигуры вместо карт?

Константин Балакин изначально не шел по заезженным канонам. Новый взгляд на пушкинскую повесть оказался удивительно близким театру и всем, кто задействован в постановке. Зритель не увидит на сцене многих ожидаемых образов - петербургских пейзажей и интерьеров, карточных столов… Основные идеи оперы воплощены иными средствами: любовь и смерть, страсть и страх, человек и судьба отражаются в увеличительном стекле сюрреализма. Например, сцена бала заканчивается в спектакле не прибытием императрицы, а проездом колесницы Фортуны, безжалостно давящей всех, кто стремится ухватить ее за хвост. Деньги в соответствии с сюрреалистической стилистикой будут порченые, червивые.

В рекламном ролике и на буклетах вместо ожидаемых карт - тройка, семерка, туз - разбросанные всюду шахматные фигуры, некоторые - словно парящие в пространстве, другие - скромно лежащие в уголке, как будто сверженные врагом. Поэтому гости мероприятия не могли не поинтересоваться - во что же будут играть герои - в шахматы или в карты?

«Это не означает, что герои будут играть в шахматы, - говорит режиссер-постановщик Константин Балакин, - но игра в игорном доме будет и не в карты, и не на деньги. Там люди будут проигрывать судьбе себя и свои головы. А шахматы - это условное обозначение. В ролике показаны именно пешки. В мире денег, страстей и социальных условностей неумолимый рок разбрасывает героев по шахматной доске. Поэтому мы и хотим показать, что человек - лишь пешка в руках судьбы, в руках фортуны. Люди превращаются в обездушенные, опустошенные шахматные фигуры».

Режиссер даже решился на некоторые необычные технические элементы. Но всех тайн постановщики спектакля не выдают. Они лишь приоткрывают занавес на пока таинственный для нас спектакль.

 Кстати, о магии.«Без магии театр быть не может!»

«Пиковая дама» всегда считалась одним из самых мистических произведений Пушкина. Тайна этого произведения до сих пор не дает исследователям покоя и манит своей загадочностью. Участники конференции поинтересовались, встречались ли актеры и постановщики оперы с мистическими или паранормальными явлениями во время репетиций.

Оказалось, актерам действительно пришлось пережить немало волнующих моментов. Например, когда труппа репетировала сцену с грозой, на улице началась реальная гроза, гремел гром и завывал ветер. А однажды на колеснице лопнули все колеса. «Это действительно было страшно», - признаются актеры.

«Без магии театр быть не может! - уверен режиссер-постановщик Константин Балакин. - Но мы надеемся, что в день премьеры Пиковая дама будет к нам благосклонна и все пройдет без происшествий».


О декорациях


Удивит спектакль и своими декорациями. «Здесь не будет парадного Петербурга, - говорит Константин Балакин. - Это будет город, убивающий своим холодом и безразличием. Искренние человеческие чувства здесь обречены. Важной эмоциональной краской внешней формы спектакля является занавес с изображенным на нем небом. Словно лавина, он обрушивается между картинами страха и страсти, напоминая зрителям о нереальности всего происходящего».

Когда Михаил Векуа, приглашенный тенор, исполняющий партию Германа, впервые увидел декорации, сказал лишь одно слово: «Замечательно!». Дело в том, что декорации не будут отображать комнаты и их пространство, они будут показывать внутренний мир персонажей. И это переплетение внутреннего и внешнего позволяет полностью погрузиться в происходящее на сцене.

Закрытие сезона - под открытым небом

30 июня шестнадцатый сезон Астраханского государственного театра оперы и балета будет закрыт концертной программой «Симфония лета» с участием солистов, хора, балета и оркестра театра. Особенность концерта в том, что он включает в себя премьеру одноактного балета «Концерт Рахманинова». Это яркое зрелище состоится в романтической атмосфере южной ночи, на парадном пандусе нового театра в парке «Театральный».

Новый балет - экзамен для молодой балетной труппы, которую в этом сезоне возглавил лауреат государственной премии Правительства РФ Константин Уральский.
Впервые балет Константина Уральского «Концерт Рахманинова» был поставлен в США и получил высокую оценку не только зрителей, но и театральных критиков. А теперь его увидят и астраханцы.

  Газета "Волга" 22.06.2012 №86 (26152)

В прессе о нас пресса о нас


Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29
мар
2024

Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29.03.2024

28 марта 2024 года в Русском доме в Берлине начала работу выставка «Первая русская опера».

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19
мар
2024

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19.03.2024

Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
7
дек
2023

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
07.12.2023

Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...

За «Баядеркой» - в Астрахань
9
ноя
2023

За «Баядеркой» - в Астрахань
09.11.2023

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
2
окт
2023

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
02.10.2023

Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере Астраханского театра оперы и балета

"Где волны хищные толпились..."
2
окт
2023

"Где волны хищные толпились..."
02.10.2023

Балетный критик Розанова Ольга о балете Р. Глиэра "Медный всадник" в журнале "Большой театр"

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!