Браво, «Симфония лета»!

11.07.2012 00:00
692
Браво, «Симфония лета»!
Астраханский театр оперы и балета закрыл 16-й сезон. И закрыл так, что всем, кто не побывал на этом событии, придётся теперь сожалеть и надеяться, что театр повторит что-то подобное.

«Симфония лета» - так назывался заключительный концерт. Он прошёл под открытым небом в парке «Театральный», перед новым зданием театра, и такого грандиозного зрелища Астрахань ещё не видела.

Да, это было настоящее зрелище в самом лучшем смысле этого слова: когда есть на что посмотреть. Декорацией к нему стало огромное театральное здание, над изменяющимся световым оформлением которого художники и осветители театра поколдовали от души: оно то вспыхивало в ночи огромным костром, то окутывалось таинственным синим светом, то сияло неподвижно, то мерцало огнями в такт музыке…

Всё должно было начаться в девять вечера. Однако дождь закончился менее чем за полчаса до премьеры. Началась авральная работа. Осветители колдовали с аппаратурой. Воду со сцены сгоняли огромными фанерными листами, вышла целая бригада со швабрами. Надо было не просто вытереть сцену, но как можно лучше высушить её. Тем временем администраторы, артисты хора и оркестра и даже сам директор театра в стремительном темпе уносили промокшие кресла для зрителей - несколько сот кресел! - и расставляли сухие.

И зрители, которые не только заполнили все сидячие места, но стояли всюду, где было возможно, и астраханцы, увлечённо наблюдавшие за событием из окружающих домов и даже с моста через Волгу - все они наградили коллектив театра восторженными аплодисментами и криками «Браво!».

Концерт был построен не совсем обычно: три ярких, мощных номера с участием оркестра, хора и солистов театра и, в обрамлении этих номеров, премьера балета.

...В спустившейся ночи вспыхнуло синим светом здание театра. К ярко освещённому оркестру стройно спустились по пандусу шестьдесят артистов хора. (Максимальную эффектность зрелищу сумели придать главный режиссёр театра Константин Балакин и главный художник Елена Вершинина). Гром литавр волнующе и торжественно разорвал ночную тишину, и сразу остро почувствовалось, что происходит что-то особенное, возвышенное.

Оркестр театра под управлением главного дирижёра Валерия Воронина и хор под руководством главного хормейстера театра Галины Дунчевой исполнили фрагмент «О, Фортуна» из знаменитой кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». Затем на сцене появились ведущие солисты театра: лауреаты международных конкурсов Елена Разгуляева и Роман Корен и заслуженный артист России Роман Гранич. В их исполнении блестяще прозвучал терцет Леоноры, Манрико и графа ди Луна из оперы Дж. Верди «Трубадур».

Симфонический оркестр театра - около ста человек - сидел на невысоком подиуме перед сценой, открытый взорам, но только искушённые зрители понимали, как непросто приходится артистам. Ведь музыкальные инструменты, особенно деревянные, смычковые, не любят влаги. Наблюдательные зрители могли заметить, что музыканты то и дело подтягивают смычки. Но ни эти экстремальные условия, ни лопающиеся лампочки над пюпитрами, ни то, что ноги оркестрантов оказались в воде, не могли остановить чарующее действо. Все музыканты и артисты понимали, что нельзя обмануть ожидание людей, пришедших в непогоду. Все понимали, что сезон должен завершиться праздником!

Премьера балета «Концерт Рахманинова» была бы особенной и сама по себе, даже если бы она прошла в театральном зале, а не под ночным небом. Автор хореографии и постановщик балета Константин Уральский поставил его на музыку Второго концерта Сергея Рахманинова.


У балета нет определённой фабулы, которую можно было бы описать словами. Музыкальный руководитель и дирижёр спектакля Валерий Воронин выводит оркестр на тот высокий уровень, когда сообщество музыкантов буквально дышит вместе с дирижёром и способно передавать тончайшие нюансы партитуры, а Константин Уральский языком чистого танца передаёт эмоциональное содержание музыки. Для молодой балетной труппы этот спектакль стал очень серьёзным экзаменом. Неоклассика, в стиле которой поставлен балет, опирается на традиции Возрождения, но на совершенно новом, устремлённом в XXI век этапе. Технически это очень сложный и красивый стиль, со множеством поддержек, как бы зависающих, застывающих в воздухе, со множеством эффектных поз.

В бархате ночи, на фоне меняющего цвет театра, шесть пар танцовщиков в летучих белых одеждах (художник по костюмам Елена Долгалёва) смотрелись потрясающе красиво.

И всё же ни мокрые пуанты, ни огромное волнение (ведь премьера - это всегда волнение) не помешали артистам: они собрались и отработали даже лучше и чётче, чем на репетициях в тёплом сухом зале.

Балет показал, что труппа серьёзно выросла. И в этом бесспорная заслуга не только К. Уральского, но и самоотверженно работавших весь сезон педагогов-репетиров Т.П. Кузнецовой, Л.М. Акылбековой, А.З. Хакимова.

В спектакле заняты шесть пар артистов, которые практически постоянно находятся на сцене. Хочется перечислить их всех, они достойно выдержали непростой экзамен и, можно надеяться, скоро станут любимцами многочисленных астраханских балетоманов - Наталья Коробейникова, Ульяна Батлук, Ангелина Исмагилова, Дарья Климова, Яна Машенцева, Эльвира Нафикова, Ольга Четвертных; Александр Зверев, Максим Мельников, Владислав Борисов, Дину Бульмага, Даниил Соколов, Никита Филонов.

Говоря о премьере балета, нельзя не сказать и о вдохновенной игре лауреата международного конкурса, артистки театра Гузаль Тагиевой, ведь Второй концерт Рахманинова написан для фортепиано с оркестром. Голос фортепиано словно ведёт беседу с голосами оркестра, то сливаясь с ними, то споря. Зрители по достоинству оценили игру пианистки, ей достались персональные крики «Браво!».

Завершилась «Симфония лета» финалом Первой симфонии Александра Скрябина, и слова «Слава искусству!», многократно пропетые хором, в этот прекрасный вечер выражали, наверное, общее чувство всех, кто стал свидетелем неповторимого праздника.

Неповторимого? Ну почему же. Да, это был дерзкий эксперимент: на совершенно не освоенном пространстве с одной ночной репетицией создано такое масштабное, яркое, эффектное и непростое по техническому оснащению зрелище. Художественный руководитель театра Валерий Воронин и директор театра Михаил Астанин шли на риск. Но, как известно, кто не рискует…


10.07.2012 №95 (26161)

В прессе о нас пресса о нас


КАРТЫ, МАСКИ И АПЕЛЬСИНЫ
20
май
2024

КАРТЫ, МАСКИ И АПЕЛЬСИНЫ
20.05.2024

В Астрахани обратились к самой парадоксальной опере Сергея Прокофьева, при этом сделав композитора одним из...

Астраханский театр оперы и балета вкусил "Любви к трем апельсинам"
17
май
2024

Астраханский театр оперы и балета вкусил "Любви к трем апельсинам"
17.05.2024

"Любовь к трем апельсинам" является самой репертуарной русской оперой минувшего столетия во всем мире

Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29
мар
2024

Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29.03.2024

28 марта 2024 года в Русском доме в Берлине начала работу выставка «Первая русская опера».

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19
мар
2024

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19.03.2024

Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
7
дек
2023

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
07.12.2023

Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...

За «Баядеркой» - в Астрахань
9
ноя
2023

За «Баядеркой» - в Астрахань
09.11.2023

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!