Музыкальные открытия

01.11.2011 00:00
731
Музыкальные открытия
15 октября в филармонии состоялся первый концерт Х фестиваля «Дни современной музыки в Астрахани». Концерт-открытие – как, собственно, и весь фестиваль - результат по-настоящему самоотверженного труда композиторов, артистов, организаторов. Сложнейшие произведения оркестр Театра оперы и балета репетировал параллельно с подготовкой текущего театрального репертуара. За несколько дней до концерта к репетициям подключились и авторы из Саратова, Москвы, Киева. Выяснилось, что поводов для замечаний практически нет, зато появился повод для открытия: в Астрахани сформировался великолепный музыкальный коллектив, способный с воодушевлением исполнять самые сложные партитуры. И таких отрадных открытий в первый фестивальный вечер было много. Вот лишь некоторые из них.

Наша публика умеет и любит слушать музыку композиторов-современников. Очевидно, что в любом произведении есть моменты, которые не могут быть поняты после одного прослушивания: это может вызвать недоумение, отторжение. Но в зале филармонии каждый момент был наполнен желанием понять, осмыслить исполняемые произведения. Такую восприимчивость не могли не почувствовать исполнители и присутствовавшие на концерте композиторы.

Правда, словосочетание «современная музыка» многих ещё настораживает. Этим, вероятно, объясняются свободные места в зале. Люди, с удовольствием слушающие Чайковского, Брамса, Бетховена, не готовы оценить тот колоссальный ресурс выразительности, который доступен музыке XX-XXI веков. Нас не удивляет обновление русского языка: если сравнить речь XIX века и века ХХ, мы заметим значительные изменения в лексике, в правилах пунктуации, орфографии. Сходные процессы происходят и в музыкальном искусстве. Интонации, бытовавшие в позапрошлом столетии, уступили место новым – не менее выразительным и гибким. Прежде чем отказаться от знакомства с недавно написанным сочинением, стоит вспомнить, что и Моцарта его современник (сам император Иосиф II) упрекнул в «слишком большом количестве нот». «Ровно столько, сколько нужно», - с достоинством ответил тогда Моцарт. Возвращаясь в 2011 год, хочется пригласить всех нерешительных любителей искусства на концерты современной музыки – хотя бы затем, чтобы узнать, как обстоит дело с «количеством нот» в новейших произведениях.

Сегодня серьёзному композитору невероятно трудно работать над воплощением своих идей в конкретную музыкальную форму. Это связано с тем, что сегодня композитор не ограничен в выборе средств выражения. Безграничность возможностей заставляет быть предельно чутким и требовательным. На концерте 15 октября было представлено шесть произведений, шесть вариантов решения труднейшей задачи. И все они оказались очень интересными, индивидуальными, современными.

Идеальное, неразделимое совпадение художественного намерения и средств выражения, по мнению автора этих строк, было найдено в двух сочинениях – «Страстях по Владиславу» Владимира Рунчака (российская премьера) и Концерте для кларнета Сергея Беринского.

Сочинение В. Рунчака посвящено трагической истории жизни Владислава Золотарёва – композитора, перевернувшего традиционные представления о репертуаре для баяна. В его произведениях он стал экспрессивным, современным, многоликим. Короткая жизнь Золотарёва, оборвавшаяся в 33 года, была сплетением мистических предчувствий, борьбы за выживание, творческих озарений. Всё это пульсирует в партитуре В. Рунчака, заставляя слушателей вслушиваться в каждый звук солирующего баяна, заворожено следить за перетеканием музыки в эмоционально заряженный видеоряд. Партитура Рунчака не имеет финальной точки, она замирает в вопросе «Что есть истина?». Многократно произнесённый артистами оркестра и дирижёром, он растворяется в тишине. Рунчак, отражая убеждения Золотарёва, строит концепцию сочинения на крайне дерзкой с позиции христианской догматики идее: он видит в жизненном пути простого смертного параллели с жизнью Христа. Но живое дыхание этого сочинения оправдывает дерзость идеи.

Концерт для кларнета С. Беринского поразил своей энергетикой. Первый же звук создал в зале подобие магнитного поля. Сочинение Сергея Беринского (к сожалению ушедшего из жизни в 1998 году) – из разряда тех, что заставляют слушателя забыть о реальности, увлекая в своё загадочное и притягательное пространство. В этом Концерте нет никаких экстраординарных приёмов-эффектов: сила его воздействия – в экспрессивности интонаций, в рельефности диалога солиста и оркестра.

Поздравляя участников концерта, В. Казенин – председатель Союза композиторов России – напомнил, что фестиваль является частью масштабного проекта «Панорама музыки России» и отметил, что первый день фестиваля стал по-настоящему панорамным: он объединил в себе сочинения разных жанров, разных стилевых оттенков. Программа открывалась «Симфонической картиной памяти С. Беринского» А. Павлючука с её заострённо драматической атмосферой, а завершалась «Весёлым концертом» для фортепиано с оркестром И. Дороднова, вдохновлённым изысканным юмором музыки И. Штрауса и Дж. Россини. Особый колорит внесли в программу фрагменты из мюзикла В. Казенина «Дядюшкин сон» - трогательный Романс, элегический Дуэт и пленительно-игривая Баллада. В пьесе «Откровение» для бас-гитары и симфонического оркестра (мировая премьера) композитор И. Куршев продемонстрировал интересные возможности включения элементов джаза, рок-музыки в партитуру для симфонического оркестра. Инициатива создания столь разнообразной программы принадлежит астраханским композиторам (и его главным организаторам) Александру Рындину и Юрию Гонцову.

Отдельную статью следовало бы посвятить солистам, великолепно исполнившим свои партии в новых сочинениях. Дмитрий Соловьёв (баян), был настолько органичен в «Страстях по Владиславу», что по отношению к нему можно сказать: он сыграл в этом сочинении главную роль. Виктор Смиховский (кларнет), исполняя труднейший Концерт Беринского, каждый звук наполнял живым смыслом. Игорь Куршев (бас-гитара) - на правах автора и солиста - «задавал тон» исполнению своей пьесы. Солисты Астраханского театра оперы и балета Елена Разгуляева и Руслан Сигбатулин, исполняя номера из мюзикла В. Казенина, очаровали публику точным попаданием в стиль. Людмила Круглова (фортепиано), подчеркнув ритмическую колкость «Весёлого концерта» И. Дороднова, сделала сольную партию очень эффектной, характерной.

Подготовка оркестра, репетиции с солистами, согласование спорных моментов с композиторами – всё это было доверено дирижёру театра, недавнему выпускнику Нижегородской консерватории Артёму Гладкову. Его интерес к новой музыке, умение прочитывать порой очень сложные партитуры как драматическую пьесу во многом обеспечили успех концерта-открытия.

Сколько ещё открытий подарит фестиваль? Впереди ещё несколько интереснейших программ и ярких премьер.



А. Бояринцева

20. 10.11 «Волга», №155 (26026)

В прессе о нас пресса о нас


В Астраханском театре оперы и балеты завершился цикл мероприятий, посвященный Сергею Рахманинову
1
июн
2023

В Астраханском театре оперы и балеты завершился цикл мероприятий, посвященный Сергею Рахманинову
01.06.2023

По инициативе художественного руководителя Астраханского театра Оперы и Балета Валерия Воронина 27 сезон театральный сезон...

Режиссёр Алексей Смирнов приоткрывает астраханцам завесу тайны предстоящей премьеры
18
май
2023

Режиссёр Алексей Смирнов приоткрывает астраханцам завесу тайны предстоящей премьеры
18.05.2023

Чтобы раскрыть тему подробнее, Ast-news встретились с главным режиссёром и постановщиком оперы «Скупой рыцарь»

В Астраханском театре возвели собственного "Медного всадника"
5
апр
2023

В Астраханском театре возвели собственного "Медного всадника"
05.04.2023

Балетный критик Анна Галайда о прошедшей премьере балета Р. Глиэра "Медный всадник" в RG.RU

"Юг" о премьере Астраханского театра оперы и балета "Медный всадник"
29
мар
2023

"Юг" о премьере Астраханского театра оперы и балета "Медный всадник"
29.03.2023

«Медный всадник» в цифрах, поцелуй на сцене и чистосердечное признание

Феличита, или "Любовный напиток" на бродвейский лад
29
мар
2023

Феличита, или "Любовный напиток" на бродвейский лад
29.03.2023

"Независимая газета" об опере Доницетти

Inteatr.ru  о в средневековом Провансе в Астраханском театре оперы и балета
10
фев
2023

Inteatr.ru о в средневековом Провансе в Астраханском театре оперы и балета
10.02.2023

Партия Раймонды в балетном мире считается одной из самых сложных для исполнения

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!