15 октября в филармонии состоялся первый концерт Х фестиваля «Дни современной музыки в Астрахани». Концерт-открытие – как, собственно, и весь фестиваль - результат по-настоящему самоотверженного труда композиторов, артистов, организаторов. Сложнейшие произведения оркестр Театра оперы и балета репетировал параллельно с подготовкой текущего театрального репертуара. За несколько дней до концерта к репетициям подключились и авторы из Саратова, Москвы, Киева. Выяснилось, что поводов для замечаний практически нет, зато появился повод для открытия: в Астрахани сформировался великолепный музыкальный коллектив, способный с воодушевлением исполнять самые сложные партитуры. И таких отрадных открытий в первый фестивальный вечер было много. Вот лишь некоторые из них.
Наша публика умеет и любит слушать музыку композиторов-современников. Очевидно, что в любом произведении есть моменты, которые не могут быть поняты после одного прослушивания: это может вызвать недоумение, отторжение. Но в зале филармонии каждый момент был наполнен желанием понять, осмыслить исполняемые произведения. Такую восприимчивость не могли не почувствовать исполнители и присутствовавшие на концерте композиторы.
Правда, словосочетание «современная музыка» многих ещё настораживает. Этим, вероятно, объясняются свободные места в зале. Люди, с удовольствием слушающие Чайковского, Брамса, Бетховена, не готовы оценить тот колоссальный ресурс выразительности, который доступен музыке XX-XXI веков. Нас не удивляет обновление русского языка: если сравнить речь XIX века и века ХХ, мы заметим значительные изменения в лексике, в правилах пунктуации, орфографии. Сходные процессы происходят и в музыкальном искусстве. Интонации, бытовавшие в позапрошлом столетии, уступили место новым – не менее выразительным и гибким. Прежде чем отказаться от знакомства с недавно написанным сочинением, стоит вспомнить, что и Моцарта его современник (сам император Иосиф II) упрекнул в «слишком большом количестве нот». «Ровно столько, сколько нужно», - с достоинством ответил тогда Моцарт. Возвращаясь в 2011 год, хочется пригласить всех нерешительных любителей искусства на концерты современной музыки – хотя бы затем, чтобы узнать, как обстоит дело с «количеством нот» в новейших произведениях.
Сегодня серьёзному композитору невероятно трудно работать над воплощением своих идей в конкретную музыкальную форму. Это связано с тем, что сегодня композитор не ограничен в выборе средств выражения. Безграничность возможностей заставляет быть предельно чутким и требовательным. На концерте 15 октября было представлено шесть произведений, шесть вариантов решения труднейшей задачи. И все они оказались очень интересными, индивидуальными, современными.
Идеальное, неразделимое совпадение художественного намерения и средств выражения, по мнению автора этих строк, было найдено в двух сочинениях – «Страстях по Владиславу» Владимира Рунчака (российская премьера) и Концерте для кларнета Сергея Беринского.
Сочинение В. Рунчака посвящено трагической истории жизни Владислава Золотарёва – композитора, перевернувшего традиционные представления о репертуаре для баяна. В его произведениях он стал экспрессивным, современным, многоликим. Короткая жизнь Золотарёва, оборвавшаяся в 33 года, была сплетением мистических предчувствий, борьбы за выживание, творческих озарений. Всё это пульсирует в партитуре В. Рунчака, заставляя слушателей вслушиваться в каждый звук солирующего баяна, заворожено следить за перетеканием музыки в эмоционально заряженный видеоряд. Партитура Рунчака не имеет финальной точки, она замирает в вопросе «Что есть истина?». Многократно произнесённый артистами оркестра и дирижёром, он растворяется в тишине. Рунчак, отражая убеждения Золотарёва, строит концепцию сочинения на крайне дерзкой с позиции христианской догматики идее: он видит в жизненном пути простого смертного параллели с жизнью Христа. Но живое дыхание этого сочинения оправдывает дерзость идеи.
Концерт для кларнета С. Беринского поразил своей энергетикой. Первый же звук создал в зале подобие магнитного поля. Сочинение Сергея Беринского (к сожалению ушедшего из жизни в 1998 году) – из разряда тех, что заставляют слушателя забыть о реальности, увлекая в своё загадочное и притягательное пространство. В этом Концерте нет никаких экстраординарных приёмов-эффектов: сила его воздействия – в экспрессивности интонаций, в рельефности диалога солиста и оркестра.
Поздравляя участников концерта, В. Казенин – председатель Союза композиторов России – напомнил, что фестиваль является частью масштабного проекта «Панорама музыки России» и отметил, что первый день фестиваля стал по-настоящему панорамным: он объединил в себе сочинения разных жанров, разных стилевых оттенков. Программа открывалась «Симфонической картиной памяти С. Беринского» А. Павлючука с её заострённо драматической атмосферой, а завершалась «Весёлым концертом» для фортепиано с оркестром И. Дороднова, вдохновлённым изысканным юмором музыки И. Штрауса и Дж. Россини. Особый колорит внесли в программу фрагменты из мюзикла В. Казенина «Дядюшкин сон» - трогательный Романс, элегический Дуэт и пленительно-игривая Баллада. В пьесе «Откровение» для бас-гитары и симфонического оркестра (мировая премьера) композитор И. Куршев продемонстрировал интересные возможности включения элементов джаза, рок-музыки в партитуру для симфонического оркестра. Инициатива создания столь разнообразной программы принадлежит астраханским композиторам (и его главным организаторам) Александру Рындину и Юрию Гонцову.
Отдельную статью следовало бы посвятить солистам, великолепно исполнившим свои партии в новых сочинениях. Дмитрий Соловьёв (баян), был настолько органичен в «Страстях по Владиславу», что по отношению к нему можно сказать: он сыграл в этом сочинении главную роль. Виктор Смиховский (кларнет), исполняя труднейший Концерт Беринского, каждый звук наполнял живым смыслом. Игорь Куршев (бас-гитара) - на правах автора и солиста - «задавал тон» исполнению своей пьесы. Солисты Астраханского театра оперы и балета Елена Разгуляева и Руслан Сигбатулин, исполняя номера из мюзикла В. Казенина, очаровали публику точным попаданием в стиль. Людмила Круглова (фортепиано), подчеркнув ритмическую колкость «Весёлого концерта» И. Дороднова, сделала сольную партию очень эффектной, характерной.
Подготовка оркестра, репетиции с солистами, согласование спорных моментов с композиторами – всё это было доверено дирижёру театра, недавнему выпускнику Нижегородской консерватории Артёму Гладкову. Его интерес к новой музыке, умение прочитывать порой очень сложные партитуры как драматическую пьесу во многом обеспечили успех концерта-открытия.
Сколько ещё открытий подарит фестиваль? Впереди ещё несколько интереснейших программ и ярких премьер.
А. Бояринцева
20. 10.11 «Волга», №155 (26026)