С 27 марта по 15 апреля в Москве прошёл очередной, 18-й театральный фестиваль «Золотая маска». Впервые в театральной истории нашего города номинантом самого престижного фестиваля стал астраханский театр. Был номинирован спектакль театра оперы и балета «Мадам Баттерфляй», причём номинирован сразу в четырёх категориях: «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижёра» (дирижёр-постановщик Валерий Воронин), «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (художник-постановщик Елена Вершинина), «Лучшая женская роль» (исполнительница партии Баттерфляй Елена Разгуляева).
Экспертная комиссия фестиваля отсмотрела около пятисот спектаклей во многих театрах России и выбрала из оперных спектаклей всего одиннадцать. Именно эти одиннадцать и получили право бороться в Москве за звание лауреата премии «Золотая Маска». На фестивале звучали названия всего нескольких городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и Астрахань. Не было ни Челябинска, ни Новосибирска, ни Перми, ни Красноярска, то есть тех крупных и опытных провинциальных театров, от которых можно было ожидать выдающихся спектаклей. Сам факт, что астраханский коллектив, только минувшей осенью получившего статус театра оперы и балета, попал в число номинантов, уже само по себе огромная победа!
Организацию поездки прорабатывали тщательно: солисты, хор, оркестр, обслуживающий персонал – около двухсот человек надо было отправить в Москву, разместить, скоординировать всю работу в напряжённых конкурсных условиях. Известный питерский театровед Марина Дмитревская выразила сочувствие театрам из регионов: «они ищут деньги на поездку, что в их условиях непросто, на такие суммы можно и спектакль сделать; потом они едут, играют... чтобы получить тумаки и шишки московской критики».
Но «тумаков и шишек» нашему театру не досталось! Спектакль был показан 13 апреля, в пятницу. Однако никакие скверные приметы не сработали.
Валерий Воронин, художественный руководитель и главный дирижёр театра, очень опасался, что серьёзность конкурса, его уровень, незнакомая сцена и волнение уже от того, что это – сцена Большого театра! – всё это подействует негативно, люди перенервничают, зажмутся, выступят хуже, чем могут. Но произошло обратное. Спектакль не просто прошёл идеально, без малейшего сбоя, актёры и оркестр не просто чётко отработали, спели, сыграли, но они сделали почти невозможное: шагнули на шаг дальше самих себя! А это большая редкость для молодого коллектива и очень хорошее свидетельство отличного творческого потенциала.
Уже в антракте директору театра Михаилу Астанину стали звонить и поздравлять с успехом. А в финале случилось что-то крайне редкое для фестивальных спектаклей, которые смотрит искушённая московская публика и опытные театральные критики: зал буквально взорвался аплодисментами и криками «браво», а потом в едином порыве – встал! Это был такой шквал, такой мощный поток позитивной энергетики, что на сцене многие артисты не смогли сдержать слёз, а за кулисами работники Большого театра изумлённо говорили, что не часто видят такой приём, а уж чтобы зал встал... Особенно горячие аплодисменты достались дирижёру Валерию Воронину и солистам Елене Разгуляевой, Наталье Воробьёвой, Руслану Сигбатулину, Ивану Михайлову. Поздравления, которые получали после спектакля солисты и руководство театра, многочисленные лестные отзывы дали шанс надеяться, что хотя бы в одной из номинаций театр станет лауреатом.
Вадим Журавлёв, известный музыкальный критик, член экспертного совета фестиваля, ещё до решения жюри высказал на сайте «Золотой Маски» своё частное мнение о работе номинантки Елены Разгуляевой:: «Публика <...> начинает страдать вместе с главной героиней, которая согревает любителей оперы своим невероятным голосом. А от предельных человеческих страстей и вовсе бросает в жар. Великолепная Елена Разгуляева, чей прекрасный драматический голос и стать абсолютной примадонны – главная причина, по которой надо смотреть астраханский спектакль. Скажем честно, она могла бы украсить не только столичные, но и мировые сцены».
16-го апреля на Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная Церемония вручения XVIII Национальной театральной Премии «Золотая Маска». Во всех номинациях победили столичные театры, и только в номинации «Лучшая женская роль» лауреатом стала Альбина Шагимуратова за главную роль в спектакле «Лючия ди Ламмермур» Казанского театра оперы и балета. Но, по-правде говоря, Шагимуратову уже трудно причислять к певицам из провинции: она поёт в Большом театре, она сотрудничает с выдающимися дирижёрами Риккардо Мути, Патриком Саммерсом, Петером Шнайдером, Адамом Фишером и другими.
Каково бы ни было решение жюри, спектакль понравился, об астраханском театре заговорили. В последнее время в центральной прессе стали появляться туманные намёки на то, что здание театру подарили – а дальше-то что? Своим фестивальным выступлением театр ярко, весомо, неоднозначно доказал: весь шум вокруг нового здания не имеет никакого отношения собственно к театру, к его творческой жизни. Оперный театр в Астрахани – есть, он способен на серьёзную работу, на плодотворный поиск, способен занять достойное место среди лучших театров страны.
Результаты участия театра в «Золотой Маске» совершенно конкретны. Прежде всего, это огромный позитивный опыт для коллектива, дающий, вне всякого сомнения, возможность подняться на новую творческую ступень. Это предложения о совместных постановках, сделанные руководителям театра. Это очень интересные предложения обменных гастролей, которые так необходимы коллективу.
На режиссёрской лаборатории – особом театральном проекте, предполагающем, что встречаются, обмениваются опытом, обсуждают острые театральные проблемы режиссёры всех театров страны, – уже на следующий день после выступления астраханского театра заинтересованно обсуждали «Мадам Баттерфляй». И хотя, конечно, не обошлось без критических замечаний, но общая оценка спектаклю была дана высокая. На лаборатории выступил главный режиссёр астраханского театра Константин Балакин. Его подробный рассказ о ближайших творческих планах театра также вызвал неподдельный интерес коллег. Более того, было принято решение со следующего года организовывать совместную дирижёрско-режиссёрскую лабораторию, и первым из дирижёров на неё приглашён Валерий Воронин.
Приятно отметить, что уже на следующий день после церемонии награждения Радио России целых полчаса – огромное время для эфира! – посвятило исключительно астраханскому театру.
Что и говорить, в этом году большинство номинантов составили настоящую «колоду королей и тузов». И то, что Астраханский театр оперы и балета не затерялся в этой колоде, произвёл яркое впечатление, запомнился – настоящая большая победа театра!!!
Н.Туриева
Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.
Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...
Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...