Н. Туриева "ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА: НАС МОЖНО ПОЗДРАВИТЬ!!!"

04.05.2012 00:00
730
Н. Туриева "ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА: НАС МОЖНО ПОЗДРАВИТЬ!!!"

С 27 марта по 15 апреля в Москве прошёл очередной, 18-й театральный фестиваль «Золотая маска». Впервые в театральной истории нашего города номинантом самого престижного фестиваля стал астраханский театр. Был номинирован спектакль театра оперы и балета «Мадам Баттерфляй», причём номинирован сразу в четырёх категориях: «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижёра» (дирижёр-постановщик Валерий Воронин), «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (художник-постановщик Елена Вершинина), «Лучшая женская роль» (исполнительница партии Баттерфляй Елена Разгуляева).

Елена Разгуляева - Чио-Чио-сан и Наталья Воробьёва-Сузуки на Золотой Маске.jpg         Экспертная комиссия фестиваля отсмотрела около пятисот спектаклей во многих театрах России и выбрала из оперных спектаклей всего одиннадцать. Именно эти одиннадцать и получили право бороться в Москве за звание лауреата премии «Золотая Маска». На фестивале звучали названия всего нескольких городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и Астрахань. Не было ни Челябинска, ни Новосибирска, ни Перми, ни Красноярска, то есть тех крупных и опытных провинциальных театров, от которых можно было ожидать выдающихся спектаклей. Сам факт, что астраханский коллектив, только минувшей осенью получившего статус театра оперы и балета, попал в число номинантов, уже само по себе огромная победа!

         Организацию поездки прорабатывали тщательно: солисты, хор, оркестр, обслуживающий персонал – около двухсот человек надо было отправить в Москву, разместить, скоординировать всю работу в напряжённых конкурсных условиях. Известный питерский театровед Марина Дмитревская выразила сочувствие театрам из регионов: «они ищут деньги на поездку, что в их условиях непросто, на такие суммы можно и спектакль сделать; потом они едут, играют... чтобы получить тумаки и шишки московской критики».

         Но «тумаков и шишек» нашему театру не досталось! Спектакль был показан 13 апреля, в пятницу. Однако никакие скверные приметы не сработали.

Валерий Воронин, художественный руководитель и главный дирижёр театра, очень опасался, что серьёзность конкурса, его уровень, незнакомая сцена и волнение уже от того, что это – сцена Большого театра! – всё это подействует негативно, люди перенервничают, зажмутся, выступят хуже, чем могут. Но произошло обратное. Спектакль не просто прошёл идеально, без малейшего сбоя, актёры и оркестр не просто чётко отработали, спели, сыграли, но они сделали почти невозможное: шагнули на шаг дальше самих себя! А это большая редкость для молодого коллектива и очень хорошее свидетельство отличного творческого потенциала.

         Уже в антракте директору театра Михаилу Астанину стали звонить и поздравлять с успехом. А в финале случилось что-то крайне редкое для фестивальных спектаклей, которые смотрит искушённая московская публика и опытные театральные критики: зал буквально взорвался аплодисментами и криками «браво», а потом в едином порыве – встал!  Это был такой шквал, такой мощный поток позитивной энергетики, что на сцене многие артисты не смогли сдержать слёз, а за кулисами работники Большого театра изумлённо говорили, что не часто видят такой приём, а уж чтобы зал встал... Особенно горячие аплодисменты достались дирижёру Валерию Воронину и солистам Елене Разгуляевой, Наталье Воробьёвой, Руслану Сигбатулину, Ивану Михайлову. Поздравления, которые получали после спектакля солисты и руководство театра, многочисленные лестные отзывы дали шанс надеяться, что хотя бы в одной из номинаций театр станет лауреатом.Мадам Баттерфляй на сцене Большого театра.jpg

Вадим Журавлёв, известный музыкальный критик, член экспертного совета фестиваля, ещё до решения жюри высказал на сайте «Золотой Маски» своё частное мнение о работе номинантки Елены Разгуляевой:: «Публика <...> начинает страдать вместе с главной героиней, которая согревает любителей оперы своим невероятным голосом. А от предельных человеческих страстей и вовсе бросает в жар. Великолепная Елена Разгуляева, чей прекрасный драматический голос и стать абсолютной примадонны – главная причина, по которой надо смотреть астраханский спектакль. Скажем честно, она могла бы украсить не только столичные, но и мировые сцены».

         16-го апреля на Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная Церемония вручения XVIII Национальной театральной Премии «Золотая Маска». Во всех номинациях победили столичные театры, и только в номинации «Лучшая женская роль» лауреатом стала Альбина Шагимуратова за главную роль в спектакле «Лючия ди Ламмермур» Казанского театра оперы и балета. Но, по-правде говоря, Шагимуратову уже трудно причислять к певицам из провинции: она поёт в Большом театре, она сотрудничает с выдающимися дирижёрами Риккардо Мути, Патриком Саммерсом, Петером Шнайдером, Адамом Фишером и другими.

         Каково бы ни было решение жюри, спектакль понравился, об астраханском театре заговорили. В последнее время в центральной прессе стали появляться туманные намёки на то, что здание театру подарили – а дальше-то что? Своим фестивальным выступлением театр ярко, весомо, неоднозначно доказал: весь шум вокруг нового здания не имеет никакого отношения собственно к театру, к его творческой жизни. Оперный театр в Астрахани – есть, он способен на серьёзную работу, на плодотворный поиск, способен занять достойное место среди лучших театров страны.

Результаты участия театра в «Золотой Маске» совершенно конкретны. Прежде всего, это огромный позитивный опыт для коллектива, дающий, вне всякого сомнения, возможность подняться на новую творческую ступень. Это предложения о совместных постановках, сделанные руководителям театра. Это очень интересные предложения обменных гастролей, которые так необходимы коллективу.

На режиссёрской лаборатории – особом театральном проекте, предполагающем, что встречаются, обмениваются опытом, обсуждают  острые театральные проблемы режиссёры всех театров страны, –  уже на следующий день после выступления астраханского театра заинтересованно обсуждали «Мадам Баттерфляй». И хотя, конечно, не обошлось без критических замечаний, но общая оценка спектаклю была дана высокая. На лаборатории выступил главный режиссёр астраханского театра Константин Балакин. Его подробный рассказ о ближайших творческих планах театра также вызвал неподдельный интерес коллег. Более того, было принято решение со следующего года организовывать совместную дирижёрско-режиссёрскую лабораторию, и первым из дирижёров на неё приглашён Валерий Воронин.

Приятно отметить, что уже на следующий день после церемонии награждения Радио России целых полчаса – огромное время для эфира! – посвятило исключительно астраханскому театру.

Что и говорить, в этом году большинство номинантов составили настоящую «колоду королей и тузов». И то, что Астраханский театр оперы и балета не затерялся в этой колоде, произвёл яркое впечатление, запомнился – настоящая большая победа театра!!!

 

Н.Туриева

В прессе о нас пресса о нас


Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19
мар
2024

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19.03.2024

Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
7
дек
2023

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
07.12.2023

Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...

За «Баядеркой» - в Астрахань
9
ноя
2023

За «Баядеркой» - в Астрахань
09.11.2023

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
2
окт
2023

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
02.10.2023

Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере Астраханского театра оперы и балета

"Где волны хищные толпились..."
2
окт
2023

"Где волны хищные толпились..."
02.10.2023

Балетный критик Розанова Ольга о балете Р. Глиэра "Медный всадник" в журнале "Большой театр"

В Астраханском театре оперы и балеты завершился цикл мероприятий, посвященный Сергею Рахманинову
1
июн
2023

В Астраханском театре оперы и балеты завершился цикл мероприятий, посвященный Сергею Рахманинову
01.06.2023

По инициативе художественного руководителя Астраханского театра Оперы и Балета Валерия Воронина 27 сезон театральный сезон...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!