"Пиковая дама" в готическом стиле

09.08.2012 00:00
954
"Пиковая дама" в готическом стиле
Мистическое в «Пиковой даме» Чайковского давно не даёт покоя постановщикам разных театров и разных сценических направлений. Но внешний мелодраматизм сюжета -либретто Модеста Чайковского, не пушкинского (!), некая мелодическая сладость вокальных хитов, обрамляющих собственно музыкальную драму, и смысловые стереотипы задали два основных творческих ориентира в трактовке оперы. Первый уводит постановщиков, а они -соответственно зрителей, в область бытового: несчастная любовь, обманутые надежды и чувства на фоне мрачного города, что обычно отдаёт скорее ранним Достоевским, нежели романтическим Пушкиным. Второй обыгрывает приметы фантасмагории, акцентируя тему Игры и - опять же! - петербургской мифологии, включая тему маленького человека -позднего Пушкина и более всего - гоголевскую. В Астрахани режиссёр Константин Балакин и дирижёр Валерий Воронин во выросшей из Музыкального театра Опере поставили «Пиковую даму» как готический кино-триллер. Герои спектакля - птицы, место действия - воронье царство (помните - царские указы по Петербургу ворон стрелять?), заселившее город. Город - как огромное гнездо, в которое проворные и суетливые «жители» натаскали всякого: шуршащих бумажек - денежных купюр, ярких шахматных фигур, шаров-конфетти, которые птицы катают как игроки бильярдные шары. И даже императрица на балу будет пронесена как золотая статуэтка, на блеск которой зачарованно потянется вся птичья стая. Но это не просто птицы - это наше второе «я», наше скрытное «я», сущность, проявляющаяся в критической ситуации. Птичье поначалу угадывается в отдельных деталях костюма (в дебютной работе молодой художницы по костюмам Елены Вершининой проглядывает рука влияния режиссёра-сценографа) - то размах плаща вдруг напомнит размах крыльев, то чётко очерченный контур чёрной перчатки напомнит острые коготки птичьих лап - сначала напомнит, а потом когти появятся в своей реальной, пугающей цепкости. Увидится и в пластике рук и в походке - невероятно хорош будет Герман в своей скачуще-ковыляющей птичьей грации, воркующими голубками друг за другом потянутся в комнату Лизы подружки. У слышится в строе голосов - то дирижёр жестом вынесет на поверхность из недр партитуры каркающие вокальные интонации игроков и гостей бала у Елецкого, а режиссёр опасно гротесково добавит актёрское карканье от себя - поверх музыки, но в тон её мрачным темам и жутковатым лейтмотивам. Графиня - не просто «старая ворона», ведьма, колдовски преображающаяся на наших глазах. Лиза - канарейка, запертая в клетке и рвущая в душевной боли перья из груди, а потом, в сцене у Канавки, на исходе - воздушная, изящная колибри, замирающая на лепестке гигантской готической красной розы: остановленное мгновение мечты и красоты... Спектакль, конечно, сумеречный, но одновременно красивый. Прозрачное и мутное соединены в нём, спрессованы в такую плотную линию чередований, что трудно понять -музыка движет сюжетом или сценический сюжет ставит фундаментальные акценты в музыкальной ткани оперы. Трудно различить режиссёра и дирижёра - настолько едины в стремлении к убеждаемое™ в своём замысле оба первых автора спектакля. Но, если с музыкальной точки зрения, блестящая работа дирижёра - всё-таки на опоре (на впетых партиях, на хорошем оркестровом строе), то успех режиссёра во многом упирается в точность исполнительства. Отменно и точно звучит хор - хормейстер Галина Дунчева, хор хорош и актёрски -персонифицировано выразителен, внятен в артикуляции и пластически. Исполнительский центр и сердце спектакля - великолепная Лиза Елены Разгуляевой, равно убедительная вокально и драматически. Редкое удовольствие - идеальная выученность партии и невыразимо страстный и вместе с тем мистический, завораживающий тембр Михаила Векуа-Германа, помноженные на актёрскую точность в понимании непростых постановочных задач. Эффектны скульптурная Графиня Марины Васильевой и рыцарь Елецкий Александра Малышко - воплощение благородства и в интонациях, и в сценических манерах... Но перфекционизм режиссёра, его расчёт на идеальное - те же птичьи силки: исполнительский недобор или чрезмерное усердие (не важно - актёрское или технических служб) способны этот умный, стилистически тонкий спектакль превратить в самопародию. Хорошо бы не заклевали... Елена Езерская "Музыкальная жизнь" №6

В прессе о нас пресса о нас


"Стагнация - плохое слово.У любого коллектива должен быть постоянный рост..."!
26
дек
2024

"Стагнация - плохое слово.У любого коллектива должен быть постоянный рост..."!
26.12.2024

В студии "Радио России-Астрахань" ведущая Марина Дубовик совместно с художественным руководителем и главным дирижером театра...

Наталья Шагова: АГТОиБ входит в десятку самых перспективных музыкальных театров России
19
дек
2024

Наталья Шагова: АГТОиБ входит в десятку самых перспективных музыкальных театров России
19.12.2024

В преддверии главных праздников зимы AST-NEWS.ru встретился с директором самого большого и красивого учреждения культуры...

«Званый вечер с итальянцами» порадовал астраханцев
25
ноя
2024

«Званый вечер с итальянцами» порадовал астраханцев
25.11.2024

AST-NEWS.ru о прошедшей премьере оперетты Жака Оффенбаха "Званый вечер с итальянцами" 

В диалоге с Petipa. Премьера «Спящей красавицы» в Астраханском театре завершила триаду балетов П.И. Чайковского
17
окт
2024

В диалоге с Petipa. Премьера «Спящей красавицы» в Астраханском театре завершила триаду балетов П.И. Чайковского
17.10.2024

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

В Астрахани премьера оперы "Дидона и Эней" завершила первый фестиваль "Грани барокко"
29
май
2024

В Астрахани премьера оперы "Дидона и Эней" завершила первый фестиваль "Грани барокко"
29.05.2024

Первый майский фестиваль музыки "Грани барокко" проходил в Астрахани с 20 по 26 мая

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!