"Пиковая дама" в готическом стиле

09.08.2012 00:00
837
"Пиковая дама" в готическом стиле
Мистическое в «Пиковой даме» Чайковского давно не даёт покоя постановщикам разных театров и разных сценических направлений. Но внешний мелодраматизм сюжета -либретто Модеста Чайковского, не пушкинского (!), некая мелодическая сладость вокальных хитов, обрамляющих собственно музыкальную драму, и смысловые стереотипы задали два основных творческих ориентира в трактовке оперы. Первый уводит постановщиков, а они -соответственно зрителей, в область бытового: несчастная любовь, обманутые надежды и чувства на фоне мрачного города, что обычно отдаёт скорее ранним Достоевским, нежели романтическим Пушкиным. Второй обыгрывает приметы фантасмагории, акцентируя тему Игры и - опять же! - петербургской мифологии, включая тему маленького человека -позднего Пушкина и более всего - гоголевскую. В Астрахани режиссёр Константин Балакин и дирижёр Валерий Воронин во выросшей из Музыкального театра Опере поставили «Пиковую даму» как готический кино-триллер. Герои спектакля - птицы, место действия - воронье царство (помните - царские указы по Петербургу ворон стрелять?), заселившее город. Город - как огромное гнездо, в которое проворные и суетливые «жители» натаскали всякого: шуршащих бумажек - денежных купюр, ярких шахматных фигур, шаров-конфетти, которые птицы катают как игроки бильярдные шары. И даже императрица на балу будет пронесена как золотая статуэтка, на блеск которой зачарованно потянется вся птичья стая. Но это не просто птицы - это наше второе «я», наше скрытное «я», сущность, проявляющаяся в критической ситуации. Птичье поначалу угадывается в отдельных деталях костюма (в дебютной работе молодой художницы по костюмам Елены Вершининой проглядывает рука влияния режиссёра-сценографа) - то размах плаща вдруг напомнит размах крыльев, то чётко очерченный контур чёрной перчатки напомнит острые коготки птичьих лап - сначала напомнит, а потом когти появятся в своей реальной, пугающей цепкости. Увидится и в пластике рук и в походке - невероятно хорош будет Герман в своей скачуще-ковыляющей птичьей грации, воркующими голубками друг за другом потянутся в комнату Лизы подружки. У слышится в строе голосов - то дирижёр жестом вынесет на поверхность из недр партитуры каркающие вокальные интонации игроков и гостей бала у Елецкого, а режиссёр опасно гротесково добавит актёрское карканье от себя - поверх музыки, но в тон её мрачным темам и жутковатым лейтмотивам. Графиня - не просто «старая ворона», ведьма, колдовски преображающаяся на наших глазах. Лиза - канарейка, запертая в клетке и рвущая в душевной боли перья из груди, а потом, в сцене у Канавки, на исходе - воздушная, изящная колибри, замирающая на лепестке гигантской готической красной розы: остановленное мгновение мечты и красоты... Спектакль, конечно, сумеречный, но одновременно красивый. Прозрачное и мутное соединены в нём, спрессованы в такую плотную линию чередований, что трудно понять -музыка движет сюжетом или сценический сюжет ставит фундаментальные акценты в музыкальной ткани оперы. Трудно различить режиссёра и дирижёра - настолько едины в стремлении к убеждаемое™ в своём замысле оба первых автора спектакля. Но, если с музыкальной точки зрения, блестящая работа дирижёра - всё-таки на опоре (на впетых партиях, на хорошем оркестровом строе), то успех режиссёра во многом упирается в точность исполнительства. Отменно и точно звучит хор - хормейстер Галина Дунчева, хор хорош и актёрски -персонифицировано выразителен, внятен в артикуляции и пластически. Исполнительский центр и сердце спектакля - великолепная Лиза Елены Разгуляевой, равно убедительная вокально и драматически. Редкое удовольствие - идеальная выученность партии и невыразимо страстный и вместе с тем мистический, завораживающий тембр Михаила Векуа-Германа, помноженные на актёрскую точность в понимании непростых постановочных задач. Эффектны скульптурная Графиня Марины Васильевой и рыцарь Елецкий Александра Малышко - воплощение благородства и в интонациях, и в сценических манерах... Но перфекционизм режиссёра, его расчёт на идеальное - те же птичьи силки: исполнительский недобор или чрезмерное усердие (не важно - актёрское или технических служб) способны этот умный, стилистически тонкий спектакль превратить в самопародию. Хорошо бы не заклевали... Елена Езерская "Музыкальная жизнь" №6

В прессе о нас пресса о нас


Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29
мар
2024

Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29.03.2024

28 марта 2024 года в Русском доме в Берлине начала работу выставка «Первая русская опера».

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19
мар
2024

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19.03.2024

Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
7
дек
2023

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
07.12.2023

Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...

За «Баядеркой» - в Астрахань
9
ноя
2023

За «Баядеркой» - в Астрахань
09.11.2023

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
2
окт
2023

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
02.10.2023

Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере Астраханского театра оперы и балета

"Где волны хищные толпились..."
2
окт
2023

"Где волны хищные толпились..."
02.10.2023

Балетный критик Розанова Ольга о балете Р. Глиэра "Медный всадник" в журнале "Большой театр"

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!