В Россию с любовью

18.05.2012 00:00
645
В Россию с любовью

В начале ХХ века энергичный и талантливый антрепренёр (продюсер) Сергей Дягилев привёз в Париж… русское искусство. Удивить Париж означало удивить Европу. Искушённые европейцы знакомились с русскими художниками, русскими артистами и, главное, – русской музыкой. Париж был потрясён произведениями М. Глинки, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, эпатирован партитурами И. Стравинского и С. Прокофьева.

            В начале  XXI века вновь возникает потребность в таком Дягилеве – но уже для того, чтобы привезти русское искусство обратно, в Россию. Увлечённые евростандартами, евроремонтами и просто евро, мы бедны. Бедны без настоящей русской музыки, которая потрясала Москву и Киев, Нью-Йорк и Лондон,  Париж, Венецию, Рим. Да и что такое «русская музыка» мы, по сути, не знаем. Но, может быть, попробуем узнать?

            Не обязательно надрывная, не обязательно душевная, не обязательно плясовая - она русская без примитивных опознавательных знаков. Тот же Сергей Дягилев сокрушался, что в России не хватает деятельных людей, не хватает конкретных действий и их результатов. Одним концертом русской музыки это наблюдение не опровергнуть, но всё-таки он будет: 17 мая 2012 года в зале Астраханской государственной филармонии. Программу из сочинений П.И. Чайковского (1940-1893), С.В. Рахманинова (1873-1943), А.Н. Скрябина (1871-1915) представит симфонический оркестр Астраханского государственного театра оперы и балета под управлением Валерия Воронина.

            Если соединить даты написания сочинений, которые будут исполнены, получится прямая длиной в сорок лет. Для искусства это недолгий срок. Однако эти четыре десятилетия по насыщенности событиями,  художественными открытиями  соизмеримы с европейским  столетием. За эти годы Чайковский успел пройти путь от недавнего выпускника консерватории до всемирного известного композитора - почётного  доктора Кембриджского университета, члена-корреспондента французской Академии изящных искусств, автора великолепных симфоний, опер, балетов (один из которых – «Лебединое озеро», - по иронии судьбы, стал политическим символом). Он успел увидеть огромный талант в нескладном, высоченном молодом музыканте по фамилии Рахманинов. Чайковский успел оказать содействие в постановке его выпускной работы – оперы «Алеко» – в Большом театре. Но не успел услышать о ещё одном незаурядном молодом человеке – Александре Скрябине.

            Спустя годы Чайковского и Скрябина будут воспринимать как антиподов, всячески подчёркивая скрябинское невнимание к творчеству автора «Пиковой дамы». Но вдруг в конце 1990-х прозвучит неожиданная точка зрения. Она принадлежит выдающемуся математику, искусствоведу, писателю, философу, священнослужителю Павлу Флоренскому (1882-1937). В 1998 году были опубликованы его удивительные письма с Дальнего Востока и Соловков: это были письма узника советских лагерей. В одном из соловецких писем (март 1937 года) Флоренский обращает внимание на сходство Чайковского и Скрябина: «оба не ощущают недр бытия, из которых вырастает жизнь, оба живут в призрачности. Чайковский - без стержня… Скрябин хочет быть магичным, и он достигает своего, он магичен. Но ведь магия - обман: вместо «так есть» она подставляет Я, я так хочу».

            Как символично то, что за несколько месяцев до расстрела Павел Флоренский размышляет о русской музыке, о двух её выдающихся представителях. Если бы в истории отечественной культуры не было вынужденной эмиграции Рахманинова в 1917 году, бессмысленной расправы над Флоренским в 1937, возможно, мы могли бы прочесть интереснейшие суждения философа о странной судьбе духовной музыки композитора, о его драматических монологах, развёртывающихся в форме фортепианных сочинений.

            Сколько скрытых связей, удивительных совпадений, пересечений таят в себе сорок лет русской музыки! Это достаточный повод для того, чтобы услышать, как звучат эти четыре десятилетия. Итак, 17 мая в концертном зале филармонии…

А. Бояринцева

Газета "Волга" от 15.05.2012 №65 (26131)

В прессе о нас пресса о нас


Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29
мар
2024

Проект «Русские оперы в Астраханском Кремле» представлен в Русском доме в Берлине
29.03.2024

28 марта 2024 года в Русском доме в Берлине начала работу выставка «Первая русская опера».

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19
мар
2024

Главный режиссёр АГТОиБ Алексей Смирнов – про «Любовь к трём апельсинам»
19.03.2024

Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
7
дек
2023

Валерий Воронин – о главных событиях в Астраханском театре оперы и балета
07.12.2023

Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...

За «Баядеркой» - в Астрахань
9
ноя
2023

За «Баядеркой» - в Астрахань
09.11.2023

Балетный критик, эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma» - Александр...

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
2
окт
2023

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля
02.10.2023

Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере Астраханского театра оперы и балета

"Где волны хищные толпились..."
2
окт
2023

"Где волны хищные толпились..."
02.10.2023

Балетный критик Розанова Ольга о балете Р. Глиэра "Медный всадник" в журнале "Большой театр"

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!