Елена Ивановна Лысенко
«Волга» №161
В минувшие выходные в Астраханском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Дж. Верди «Отелло». Череда мероприятий Театра оперы и балета, посвященных 200-летию Джузеппе Верди, продолжается.
А накануне премьеры в театре состоялась пресс-конференция, она прошла в необычном формате. Перед ее началом журналисты познакомились с процессом создания спектакля, увидели эскизы костюмов, макет декорации, прошлись по закулисью, познакомились с производственными цехами, репетиционным залом и гримуборными артистов. Им также был представлен фрагмент спектакля.
Художественный руководитель и директор театра Валерий Воронин сказал, что труппа театра развивается, экспериментирует. «В год 200-летия Верди мы сделали зрителям роскошный подарок – постановку «Отелло». «Поздний» Верди очень интересен публике, у него другой музыкальный язык, другая гармония, устремленная в XX век. Спектакли Верди не раз шли на астраханской сцене, но «Отелло» будет идти впервые».
Режиссер спектакля Константин Балакин сохранил классическую трактовку оперы. Шекспировский сюжет существует уже более 400 лет, но сохраняет актуальность и сегодня. По словам Балакина, классика Шекспира не терпит никаких экспериментов. «Надо просто рассказать зрителям историю, но все же в спектакле будут звучать новые ноты, этакие фирменные тонкие фишки. Одна из них – это участие зрителей в спектакле». Спецэффекты в зале, молния, шторм действительно заставили зрителей стать участниками действа.
Впервые в постановке использована поворотная сцена, благодаря вращению которой создается динамика пространства, созвучная сюжету. Специально для постановки было пошито около 200 исторических костюмов на корсете, расписанных вручную.
В вердиевском «Отелло» значительная роль отведена хоровым сценам. По словам хормейстера Галины Дунчевой, хоровых сцен в «Отелло» не так много, как в русских оперных постановках, но они очень сложны в исполнении.
Главные партии на премьере исполнили солист московского театра «Геликон- опера» Вадим Заплечный (Отелло) и солист театра «Русская опера» Сергей Москальков (Яго). Они отметили хорошую творческую атмосферу в труппе, трудолюбие и профессионализм артистов. «Признаться, мы не ожидали увидеть такой замечательный театр и труппу, которая просто одержимо работает над спектаклем. Мне даже это передалось. Я работаю над образом не только в театре: иногда и на улице в голове возникают какие-то мизансцены. Прохожие останавливаются и улыбаются, видя меня, напевающего вполголоса арию и жестикулирующего», - сказал Вадим Заплечный.
Как отметил Валерий Воронин, практика приглашения ведущих оперных солистов продолжится: «Труппа театра у нас молодая, и всегда полезно услышать опытных певцов. Хороших теноров же, как правило, очень мало, а драматических теноров практически нет. Поэтому на роль Отелло мы пригласили солиста Московского театра «Геликон-опера».
Партию Дездемоны в спектакле исполнила лауреат международных конкурсов Елена Разгуляева, партию Эмилии, жены Яго, - Зинаида Дюжева, Кассио - Иван Максимейко.
Симфонический оркестр под управлением Валерия Воронина отражал все изменения, происходящие с персонажами, передавая их чувства, переживания и страсти.
Аншлаговые премьеры, цветы, овации зрителей доказали, что шекспировские страсти на сцене Театра оперы и балета удались. Уже сейчас известно, спектакль «Отелло» будет заявлен на национальную премию «Золотая маска», об этом сообщило руководство театра.
28 марта 2024 года в Русском доме в Берлине начала работу выставка «Первая русская опера».
Накануне премьеры AST-NEWS.ru встретился с главным режиссёром АГТОиБ, поставщиком спектакля Алексеем Смирновым.
Накануне долгожданных праздников AST-NEWS.ru поговорил с художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского государственного театра оперы...