font-size

Ю. Скрипченкова ДРАМА, НАПИСАННАЯ МУЗЫКОЙ

01.03.2011 00:00
380
Ю. Скрипченкова    ДРАМА, НАПИСАННАЯ МУЗЫКОЙ

14.01  Волга: №3 (25874)

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура
 

ДРАМА, НАПИСАННАЯ МУЗЫКОЙ
Премьера

 

 

 

 

“Мадам Баттерфляй” в музыкальном театре


В Астраханском музыкальном театре состоялись два премьерных спектакля оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» (музыкальный руководитель и главный дирижер - Валерий Воронин, главный режиссер - Ольга Маликова, сценограф и художник по костюмам - Елена Вершинина, хормейстер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ Галина Дунчева, хореограф-постановщик Лариса Сивицкая).

Отметим главное: астраханская «Мадам Баттерфляй» стала заметным событием в культурной жизни города. И свидетельство тому – аншлаги: оба спектакля прошли при переполненных залах.

Лирическая музыкальная драма Пуччини нашла оригинальное и точное воплощение: новый спектакль показал оперу в ее подлинной красоте. За этим стоит скрупулезный музыкально-драматический анализ партитуры произведения и огромный труд постановщиков и артистов. Новому художественному руководителю театра, Валерию Воронину, удалось создать команду единомышленников, объединенных общими творческими и мировоззренческими интересами спектакля.

Главный режиссер Ольга Маликова предложила свою трактовку оперы, свободную от поверхностной декоративности и нарочитой экзотичности. В ее прочтении произведение Пуччини увидено непосредственно, как бы «с нуля», и соответствует высказываниям самого композитора: «…Я написал оперу живую и искреннюю… Она тонкая, ясная, страстная и впечатляющая». История несчастной любви маленькой японской гейши включает в себя и идею конфликта разных цивилизаций, осуждение грубого вторжения западного человека в мир, отличный от его мира. Действие не прерывается ни на минуту, оно слито с музыкой. Каждый сценический персонаж обрисован точно и колоритно.

Образ Баттерфляй - центральный в опере. Он соединяет лирическую тонкость, грациозность и психологическую насыщенность, волнующий драматизм. Следует отметить блестящее исполнение главной роли солисткой театра Еленой Разгуляевой. Что бы ни делала её Баттерфляй, она не допускает ни одного фальшивого шага. Разгуляева - Баттерфляй органична в каждом движении и соответствует логике развития образа: от очаровательной, по-детски доверчивой девушки к страдающей и непреклонной в своем желании умереть женщине. Обладательница красивого и сильного сопрано, Разгуляева поет естественно, соблюдая тонкую фразировку текста. Пение артистки покоряет теплотой сердечного чувства и драматургической наполненностью.

В сценографии оперы огромное впечатление производят световые эффекты, игра красок, стремление связать национальные костюмы с символикой имен (кимоно главной героини в 1 акте, напоминающее крылья бабочки, костюмы балетной группы во втором акте, ассоциирующиеся с цветами и бабочками). Каждая сценическая деталь имеет свое значение. Так, на огромном диске солнца у задника сцены периодически высвечивается картина харакири отца Баттерфляй, покончившего с собой согласно древним самурайским обычаям. И это напрямую связано с темой рока, звучащего в оркестре.

По ходу спектакля происходит трансформация сценического антуража. Диск солнца превращается то в домик Баттерфляй с окнами на море, то в нос корабля, навсегда уплывающего в Америку… Огромные веера на сцене распускаются, превращаясь в цветы, - так расцветает в душе Баттерфляй любовь… Все это делает спектакль ярким и зрелищным, выстраивая символические визуальные параллели с музыкально-драматическим содержанием.

О работе дирижера-постановщика Валерия Воронина можно сказать кратко: он не дирижирует музыкой - он дирижирует спектаклем, атмосферой, характерами. При этом дирижер и оркестр дышат вместе с певцами, ни на минуту не забывая, что главное в опере - человеческий голос. А они, эти голоса, доставили огромное удовольствие публике. Это прежде всего роскошное меццо-сопрано Натальи Воробьевой (Сузуки), красивый, благородного звучания баритон Руслана Сигбатулина (Шарплес). Хорошую певческую школу и богатый потенциал продемонстрировал Александр Диянов (Пинкертон). Очень точно выстроенный и профессионально сыгранный сценический персонаж продемонстрировала Наталья Зашмарина, артистизм отличал игру Михаила Кухарева, Виталия Шепеленко. Все артисты, участвовавшие в опере, заслуживают самых добрых слов, а особенно приятно, что все они – солисты нашего театра!

 Следует отметить еще одного «героя» спектакля - хор (хормейстер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Галина Дунчева). Звучание хора, то мощное и красочное, то легкое и прозрачное, - отличали чистые интонации и отточенность хоровой техники. Хоровые фрагменты (в особенности поэтический ноктюрн с хором без слов в 1-й картине второго акта) в сочетании с великолепными хореографическими сценами (балетмейстер-постановщик - Лариса Сивицкая) стали органичной частью «драмы, написанной музыкой» - оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй».

 

 

 

 


Ю. СКРИПЧЕНКОВА, музыковед
.

В прессе о нас пресса о нас


Газета "Волга". Интервью с солистом театра Егором Журавским
21
Сен
2019

Газета "Волга". Интервью с солистом театра Егором Журавским
21.09.2019

Впервые за 30 лет астраханец громко заявил о себе на престижном конкурсе "Бельведер" в Вене

Интервью прославленного деятеля культуры для интернет - издания  Двор.Медиа
17
Авг
2019

Интервью прославленного деятеля культуры для интернет - издания Двор.Медиа
17.08.2019

«Руслан» — это чистое баловство»: Георгий Исаакян об опере в Астраханском кремле

Газета "Волга". Астрахань — театральная столица Юга России
9
Авг
2019

Газета "Волга". Астрахань — театральная столица Юга России
09.08.2019

Астрахань станет 61 городом – участником Всероссийского театрального марафона, который охватил все 85 регионов страны....

Ростом Иашвили: тенор из Грузии стал астраханцем
27
Мар
2019

Ростом Иашвили: тенор из Грузии стал астраханцем
27.03.2019

Интервью областному еженедельнику «Факт и компромат» и «AST-NEWS.ru - Астраханские новости»

Театр. Взгляд изнутри
26
Мар
2019

Театр. Взгляд изнутри
26.03.2019

Интервью с Ириной Белой на радио "Южная волна"