Опера РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

ОТЗЫВЫ О СПЕКТАКЛЕ

"Год Театра масштабным марафоном от Владивостока до Калининграда шагает по стране. Добравшись до южного региона России - Астрахани, он впервые обратился к опере. Уже завоевавший интерес и уважение проект "Русская опера в Астраханском кремле" в рамках всероссийского праздника представил спектакль по опере Глинки "Руслан и Людмила" в постановке худрука Московского академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац Георгия Исаакяна и главного дирижера Астраханского театра оперы и балета Валерия Воронина.

Выбор "Руслана и Людмилы" - оперы, которая крайне редко появляется на театральных подмостках, очевиден: 220 лет со дня рождения Пушкина, чья сказка лежит в основе шедевра, и 215 лет со дня рождения Михаила Глинки. Но воплощение оказалось неожиданно дерзким. За той шутейной, порой эпатирующей интерпретацией, которая оттягивает на себя столько внимания, что музыка подчас оказывается в опере второстепенным фактором, все же, конечно, читается и беглый взгляд на злободневность, и провокативное стремление быть понятным, а не понятым. Но все же главное, дает твердо понять, что подвиг людей не только в том, чтобы не предать друг друга, а в том, чтобы с честью выбраться из лабиринта самых трудных и парадоксальных испытаний. И ключ к этой победе - любовь, единственная подлинная вещь в этом странно изуродованном мире.

В спектакле задействовано около трех сотен артистов. В титульных партиях заняты специально приглашенные солисты Мариинского театра Глеб Перязев и Анна Денисова, также Анна Каденкова - солистка Астраханской труппы, ставшая Людмилой во второй день представления. Гений композитора выдерживает и режиссерскую шалость, намекающую на языческую природу эпического сюжета, и трудную попытку для оркестра найти баланс звучания на открытом воздухе с микрофонной поддержкой, чтобы можно было говорить о событийном уровне музицирования. И тут самым запоминающимся, пронзительным эпизодом этого шоу становится ария Руслана "О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?", заставив задуматься о цене наших поступков, желаний и амбиций, что ныне часто слишком доминируют над ценностью человеческой жизни. Урок от Глинки и Пушкина на все времена."

Из статьи Марии Бабаловой

"Руслан и Людмила встретились на Астраханской земле"

портал https://rg.ru

"Сказочная опера со счастливым финалом, приподнятая атмосфера театрального праздника, юбилейные чествования — все это, видимо, подвигло приглашенного на постановку Георгия Исаакя нарешить астраханского «Руслана» исключительно в игровом, развлекательном формате: стихия шоу доминировала от первой до последней ноты, заметно потеснив прочие компоненты, включая музыку. Занимательная визуализация сюжета составила суть продукции: Исаакян и его команда насытили пятиактную оперу-феерию всякими примочками. Чего тут только не было. И огромный праздничный торт, который соорудили на лобном месте, с трафаретными фигурками брачующихся в качестве «вишенки» —привязанный к ним воздушный шарик в виде сердечка автоматом воскресил в памяти знаменитую экранизацию «Трех толстяков» Алексея Баталова. И обязательные мемы а-ля рюс —матрешки в человеческий рост, медведи, многочисленные кокошники, танцевальные женские группы, одетые в костюмы под гжель и хохлому. Не забыли и эстетику СССР — девушки-гимнастки с лентами, гайдаевское триоТрус, Балбес и Бывалый (надо полагать, соучастники похищения Людмилы), алый стяг с серпом и молотом над бранным полем…Китайские бумажные драконы — щупальца монструозного Черномора —сменялись легкокрылыми белоснежными виллисами, а вместо исполинской головы, положенной по сюжету, в финале зрители могли видеть подмигивающую с экрана голову Александра Сергеевича. Словом, феерия на все сто — строго согласно жанровой принадлежности опуса.

Мешанина откровенного капустника также оправдана телепортацией героев сказки в современность: свадьба Людмилы и Руслана — ​лишь костюмированный светский раут в лубочном стиле, а все происходящие затем с героями перипетии как бы не вполне всамделишные. На лимузинах-сигарах прибывают гости: у кавалеров поверх цивильных двоек и троек накинуты подбитые мехами плащи, у дам к декольтированным вечерним платьям прилагаются неизменные кокошники. Пластика и мимика центральных персонажей с головой выдает в них хозяев жизни XXI века, а массовка не выпускает из рук гаджетов и селфится напропалую. Узнаваемость и развлекательность — главные добродетели этой оперы, которую попытались поставить по законам мюзикла. Музыкальная составляющая спектакля ожидаемо оказывается на периферии восприятия, как приятный, но, в принципе, не столь уж и обязательный бонус к шоу. Жаль, поскольку Астраханский оперный театр здорово выложился и обеспечил глинкинскому шедевру достойное звучание. Было понятно, что коллективы театра под водительством маэстро Воронина отлично освоили непростую партитуру. Редакция, ужавшая русскую гранд-оперу до двух часов, оказалась весьма грамотной и деликатной".

Из статьи А. Матусевича

"Друзья Людмилы и Руслана встретились в Астрахани",

газета "Культура

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!