Опера РЕВИЗОР

Об авторе :

«Для чего композитор пишет музыку? В ходе эволюции человеческий мозг создаёт всё новые формы зла, которые ставят человека на грань жизни и смерти. Зло в музыке выражается диссонансом. Задача композитора - преобразовать диссонанс в мелодию, т.е. указать мозгу путь преодоления зла».

Так написал в своей статье «Открытый симфонизм» Владимир Дашкевич – композитор, музыка которого неизменно ассоциируется с самыми добрыми чувствами и всенародно любима. При этом очень многие даже не связывают любимую ими музыку с именем композитора. К сожалению, так бывает нередко: произведение знают, автора – нет…

Между тем Владимир Дашкевич – автор музыки к фильмам «Бумбараш», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Зимняя вишня», «Собачье сердце», «Ворошиловский стрелок», «Азазель», «Ярославна, королева Франции», «Афганский излом» - всех не перечислить, потому что это более девяноста фильмов и около тридцати спектаклей (не считая мультипликационных фильмов, которых тоже десятка полтора).

Невозможно представить себе советский кинематограф без такого самобытного и яркого явления, как Владимир Дашкевич. Но мало кто знает, что Дашкевич - автор девяти симфоний, трёх опер, пяти мюзиклов, пяти инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной и программной музыки, вокальных циклов на стихи А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, симфонии «Реквием» на стихи А. Ахматовой, симфонии «Сохрани мою речь» на стихи О. Мандельштама.

Однажды Борис Покровский, известный оперный режиссёр, основатель Московского камерного музыкального театра, рассказал о своей мечте поставить оперу «Ревизор» и предложил Дашкевичу эту оперу написать.

Идея написать захватила Дашкевича сразу. Автором либретто стал постоянный соавтор композитора Юлий Ким. По его словам, «первые два варианта отправились к корзину, и лишь когда к работе подключился Владимир Дашкевич, возникло понимание, какой будет опера».

В 2007 году «Ревизор» был готов. Произведение Дашкевича и Кима сильно отличалось от комедии Гоголя. Появились новые действующее лица. Неожиданное всего оказался финал: суд над Хлестаковым и его смерть. По убеждению Владимира Дашкевича, ревизия человеческой эволюции происходит периодически, о ней писали евангелисты, Шекспир, Гёте, именно о ней «Ревизор» Гоголя. Человечество идёт своей дорогой, но однажды появляется гений, предупреждающий, что оно зашло не туда, что надо остановиться и выбрать верное направление. И, по Дашкевичу, Ревизор – это «наша проснувшаяся совесть», которая «ждёт нас у дверей гроба», и тема неотвратимо приближающегося Судного дня одна из главных в партитуре оперы.

Мировая премьера оперы «Ревизор» состоялась 11 июля 2007 года в Новосибирском театре оперы и балета.

Спектакль "Ревизор" Астраханского театра можно назвать экспериментальным.

Вот что рассказал об этом художественный руководитель театра и дирижёр-постановщик оперы Валерий Воронин:

«Наш новый спектакль выходит под грифом «Оперная лаборатория молодых специалистов ARTPRO». Это творческий проект, созданный для того, чтобы вовлечь выпускников театральных вузов непосредственно в сферу оперного и балетного театра, вдохновить их на создание ярких, свежих, современных по языку спектаклей.

Идея пришла года два назад. Я подумал, что можно создать такой проект и назвать его, скажем, «АРТ ПРОдвижение».То есть продвижение молодых талантливых ребят, которые, выходя из высшего учебного заведения, нередко долгое время не могут попасть в профессиональный театр и реализовать себя.

Получить в результате конкурсного отбора право на постановку в театре – такая возможность была бы огромным стимулом для выпускников.

Мы провели консультацию с педагогами ГИТИСа и пришли к общему мнению, что подобный проект может оказаться очень перспективным. Его можно осуществлять не только в нашем, но и в других театрах. В министерстве культуры Российской Федерации предложение было принято и поддержано, в том числе и финансово.

Для первого опыта была выбрана опера Владимира Дашкевича «Ревизор». Некоторое время назад в нашем театре, в рамках проекта «Читаем оперу», был показан фрагмент из неё. Это интересный и очень игровой материал. В результате раздумий и консультаций мы на «Ревизоре» и остановились: нам показалось правильным, что молодые выпускники попробуют поэкспериментировать с современной оперой, а не с классикой, покажут своё, сегодняшнее видение и Гоголя, и современной музыки.

Мы работали в тесном взаимодействии с деканом факультета музыкального театра ГИТИСа Тимофеем Ивановичем Сополевым и профессором кафедры режиссуры и мастерства актёра музыкального театра ГИТИСа, художественным руководителем музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-ДанченкоАлександром Борисовичем Тителем. Они отобрали семерых лучших выпускников своего института (среди них, впрочем, были и двое одарённых студентов, четверокурсник и пятикурсник) и дали им две недели на разработку концепции оперы «Ревизор». В назначенный срок мы втроём выслушали все семь концепций. Видения у всех претендентов были разные. Но мы единогласно выбрали Алексея Смирнова, который пришёл абсолютно подготовленным по всем вопросам. Он был наиболее убедителен, наиболее интересен, и, к тому же, имеет опыт профессиональной работы. Это важно, потому что театр, конечно, должен экспериментировать, но не на уровне студии. Методом конкурсного отбора были определены и художники, тоже недавние выпускники ГИТИСа. А вот балетмейстеры ещё учатся, но уже в магистратуре и в аспирантуре ГИТИСа.

Мне кажется, наш эксперимент удался. Спектакль получился интересный, очень игровой. Рассчитанный на молодёжную публику, которую надо привлекать в театр. Дело нужное и важное: глазами молодых посмотреть на классику и дать возможность их сверстникам увидеть её ново, свежо. Может быть, это поможет молодым зрителям оторваться от телефонов, посмотреть на мир шире. Повторить этот проект с новой командой молодых постановщиков было бы очень интересно. Мы постараемся его продолжить."

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!