Андрей Рублёв

28 мая, 3 и 4 июня в Большом зале Астраханского государственного театра Оперы и Балета состоится МИРОВАЯ премьера «АНДРЕЙ РУБЛЁВ». Мировая премьера – это грандиозное культурное событие, оно означает, что произведение это ещё нигде и никем в мире не исполнялось. Стать первыми в мире - это высокая честь! И вот специально для Астраханского театра написан балет в двух действиях, главной темой которого становятся духовные искания и творческий путь Андрея Рублёва - величайшего русского художника-иконописца, инока и святого. Идейная направленность творчества Андрея Рублёва неразрывна с эпохой возрождения культуры на Руси. Свои гениальные иконописные работы он создавал в переломные моменты становления Русского государства в начале пути обретения русским народом своей национальной самоидентификации.

Жизненный путь Андрея Рублёва всегда интересовал исследователей его биографии. Историки культуры тщательно изучают его творчество. Художники, кинематографисты, писатели, поэты старались каждый по своему расшифровать загадку личности величайшего мастера московской школы иконописи. Автор идеи и либретто балета «Андрей Рублёв» хореограф-постановщик Константин Уральский первым в мире решился отобразить творческий путь художника, продирающегося сквозь условности бытия к небесным вершинам творения языком танца - древнейшим образным языком планеты.

Это во многом непростое, и в определённой степени революционное решение. Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Потому и путь от первоначального замысла балета до осуществления его постановки не был стремительным, а продолжался более 10 лет.

Музыку к балету написал Валерий Кикта – талантливый композитор, профессор Московской консерватории, автор многих музыкальных произведений о величии Руси, среди которых - симфоническая летопись и балет «Владимир-Креститель». «Андрей Рублёв» стал двенадцатым по счёту балетом композитора. Главная музыкальная тема спектакля – красивый хоровой монолог. Это уже второй для астраханского театра совместный опыт работы балета и хора. Хоровое пение в сочетании с балетной хореографией создаёт особую лиричность спектакля и отражает ту духовность, которой наполнен образ самого Андрея Рублёва и которая является краеугольным камнем всей русской культуры! Через вокально-оркестровую партитуру проходит тема угнетённой средневековой Руси - суровой и аскетичной. Один из хоровых номеров имеет называние «Омрачённый распев». В противовес ему просветлённо и жизнеутверждающе звучат вокализы: исполняемый женскими голосами «Светлый распев», олицетворяющий пробуждение русской земли, её природы и фресковая, окрашенная исполнителями хора в небесные тона тема Андрея Рублёва – человека, отмеченного Божьим Даром. Большое эмоциональное воздействие должно оказать на зрителей звучание голосов а’ капелла: раздающееся после ухода ордынских воинов пение-плачь женщин по сынам и мужьям, строгое хоровое пение монахов по погибшим, которое вполне можно причислить к жанру духовной музыки.

Автор сценографического решения спектакля - художник-постановщик Никита Ткачук, приглашённый из Чикаго (США). На его счету более 150 оформленных спектаклей в России и Америке. Для балета «Андрей Рублёв» им придуманы необычные декорации. По сцене побежит ручей – и не имитация, а настоящая живая вода. На дне таких ручьёв художники находили разноцветные камешки и растирали их в порошок для изготовления красок. Ручей - будто отражение стремительно меняющейся жизни русского народа. Вода ручья будет принимать на себя свет небес и отбрасывать блики на декорацию - белые стены старинного храма, на которой некогда были фрески. Используемый видеоконтент превратит белые плоскости в живые, бегущие по небу облака, в таинственную игру света и тени.

Рублёв жил в эпоху, когда измученную татаро-монгольским игом страну раздирали братоубийственные распри, царил произвол, и жестокость была нормой жизни. Гениальный художник писал свои иконы с таким светом и любовью, что его возвышенная живопись внушала людям стремление к осуществлению иной жизни, дарила веру в возможность мира, согласия и любви. Это было время зарождения русской культуры, воплощающей красоту человека и его нравственную силу.

Астраханский театр оперы и балета дарит всем зрителям МИРОВУЮ ПРЕМЬЕРУ «АНДРЕЙ РУБЛЁВ», как продолжение бесконечного разговора о РУССКОЙ ДУШЕ.


Валерий Воронин – музыкальный руководитель и дирижёр:

Человек так устроен, что каждое новое поколение пытается переосмыслить историю, извлечь из неё свои, именно этому поколению необходимые уроки. Но порой это приводит к извращению истории, к переписыванию учебников. Сегодня для России такое время, когда всем нам исключительно важно осознать свою национальную идентичность, глубоко прочувствовать, наследниками какой культуры мы являемся. Вот почему возникла потребность обращения к личности Андрея Рублёва – одного из основоположников не только русского изобразительного искусства, русской иконописи, но и русской культуры в широком понимании.

Наш молодой театр, молодая творческая команда продолжает ту линию, которую мы начали с первых дней существования нашего театра: линию бережного отношения к произведению, к авторскому наследию. Но театр обязательно должен развиваться, законы диалектики непреложны: если ты не идёшь вперёд - ты идёшь назад, стоячего положения нет. В "Андрее Рублёве" мы сделали серьёзный шаг в новом направлении - не взяли уже известное, испытанное на публике произведение, а создали совершенно новое.

Композитор Валерий Кикта специально приезжал в Астрахань, мы обсуждали созданное. Творческие поиски хореографа и композитора, первое воплощение оркестром только что родившейся музыки, первое пластическое воплощение новых гармонией - всё происходило одновременно, всё влияло друг на друга, корректировалось в общем творческом процессе.

Сегодня мы выставляем балет «Андрей Рублёв» на суд зрителей.


Константин Уральский – автор либретто и хореограф-постановщик:

Меня всегда интересовала и увлекала история русской культуры.

Для меня история - это основа нашей жизни, духовности, моего творчества.

Андрей Рублёв - один из великих отцов нашей культуры. Идея создать театральное произведение на основе его судьбы и творчества возникла у меня много лет назад. Каждый спектакль имеет свою судьбу, мысли о нём идут со мной по жизни. Я очень рад, что обстоятельства сошлись таким образом, что это произведение увидело свет в старинном русском городе Астрахани, в нашем замечательном театре.

Спасибо моим коллегам, что они увлеклись моей идеей.


Никита Ткачук – художник-постановщик:

О Рублёве-человеке известно так мало, что предмета для разговора почти нет.

Но мы твёрдо знаем, что он жил в эпоху татарских набегов и кровавых междоусобных распрей. И при этом искусство его покоряет нас цельностью, красотой, согласием.

Наследие Рублёва - один из величайших архетипов мировой культуры и символ культуры российской. Взяться за эту тему, слить её с театральной формой, с формой балетного спектакля, было и радостно, и страшно. Это захватывающая задача: создать пространство, в котором можно размышлять о Рублёве на языке танца, музыки, света, возникающих и исчезающих образов. Изобразительный ряд спектакля начал складываться для меня только тогда, когда я решил не вводить в контекст сценографии никаких символов и метафор.

Декорация решена, скорее, на эмоционально-созерцательном уровне. Старые белые стены, на которых когда-то были фрески, а теперь это поверхности для новых росписей. Плоскости растворяются, превращаются то в облака, то в отражения в текущей воде.Стоят лестницы, на какие взбирались мастера, грунтуя и расписывая стены храмов. Пожалуй, это единственная деталь-метафора, напоминающая о библейской лестнице, ведущей в рай - «узкий путь», о котором писал Иоанн Лествичник, лестница Иакова, соединяющая Небо и землю.

«Искусство – это величайшее беспокойство, выраженное в совершенной гармонии» - эти несколько перефразированные слова Анатолия Эфроса кажутся мне исключительно точными, когда думаю о творчестве Андрея Рублёва.


Елена Нецветаева-Долгалёва – художник по костюмам:

О постановке спектакля «Андрей Рублёв» я услышала от хореографа Константина Уральского 10 лет назад! Константин - хореограф думающий, идущий к своим премьерам долгие годы, порой через промежуточные работы; таким был, например, балет «Жар-птица» в Челябинском театре оперы и балета.

Я русский человек, душа у меня русская.

Русская душа – наверное, это главная тема и задача в создании этого спектакля. И, как ни странно, это очень сложная тема! Поначалу никаких конкретных задач друг перед другом постановочная группа не ставила. Читали книги, посещали монастыри, делали фотографии и зарисовки, встречались, делились впечатлениями. И в один прекрасный момент сошлись во мнении, что русская душа - это белая церковь, чистая и открытая для всех.

Хореографию Уральского невозможно «одеть» в общепринятые костюмы. Он не навязывает зрителю своего восприятия спектакля, ничего не подсказывает, и костюмы должны соответствовать пластике его хореографии, лексически весьма богатой.

Голубые и бирюзовые купола – цвет небесной лазури, золотое богатство и убранство - щедрость русской души. Эти цвета были для меня лейтмотивом, когда создавала костюмы.

Этот спектакль для меня - осознание моей веры, моя любовь, мое умение радоваться каждому дню и переносить испытания, данные Господом.

Перед премьерой у меня нет никакого волнения, я долго думала, почему?

Наверное, потому, что нельзя закончить работу на эту тему: нельзя поставить точку в разговоре о русской душе.


Ольга Шабанова - хормейстер-постановщик:

«Андрей Рублёв» - вторая в нашем театре совместная работа хора и балета в одном проекте. Первой была «Кармина Бурана» Орфа, теперь - балет Валерия Кикты, написанный для симфонического оркестра и хора.

Само по себе участие хора в балете – не новшество, достаточно вспомнить такие балеты, как «Спартак» Хачатуряна, «Икар» Слонимского, «Ярославна» Тищенко, «Берег надежды» и «Сотворение мира» Петрова, «Пер Гюнт» Шнитке.

Но, вероятно, по-настоящему ново то, что хоровую музыку в этом балете можно без натяжки назвать православной.

Один из лейтмотивов балета, «Монолог Андрея» (в хоровой партитуре это вокализ), по своему музыкальному языку является образцом современной церковной музыки. В православном Богослужении особой любовью освящено песнопение «Не рыдай мене, Мати». Это один из самых древних и торжественных по смыслу из всех Богородичных ирмосов. Его текстовый источник относится ещё к VIII веку; канонический текст молитвы имеет ряд музыкальных воплощений. Валерий Григорьевич Кикта выстроил партитуру хора «Не рыдай мене, Мати» на интонациях знаменного распева. Кстати, в партитуре «Рублёва» есть номера, которые так и называются - «Светлый распев», «Омрачённый распев»; их вполне можно причислить к жанру духовной музыки.

Валерий Григорьевич Кикта несколько раз приезжал в Астрахань, он слушал хор на репетициях «Бориса Годунова», и, создавая музыку именно для нашего театра, учитывал, конечно, возможности нашего хора. В партитуре, написанной для хора, нет изысков современной композиторской техники; музыкальный язык ярок, индивидуален и при этом легко ложится на слух и на голос, очень доступен и для исполнителей, и для слушательского восприятия.

Хор с огромным увлечением работал над этим произведением. Ведь в нём читается судьба Художника, его мироощущение. Композитор по-своему почувствовал историю Руси и воплотил её в музыке, по-своему услышал любовь Андрея Рублёва к Русской земле, к Богу. Всё это – как и русская духовная музыка – наши корни. Когда живы корни – будет расти и процветать всё дерево.

Сегодня современному человеку необходимо ощущение своих национальных корней, понимание и знание своей земли, её истории и культуры.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!