Борис Годунов в Кремле

Трудно назвать другую оперу, которая имела бы столько редакций. М.Мусоргский оставил две версии (1869 г. и 1872 г.). Ещё две сделал Н.Римский-Корсаков (в 1896 и в 1908 годах). Свою редакцию и оркестровку предложил в 1959 году Д.Шостакович. В середине XX века Д.Гутман и К.Ратгауз сделали для Нью-Йоркской Метрополитен-опера ещё две оркестровки. Кроме того, сцена у собора Василия Блаженного существует в инструментовке М.Ипполитова-Иванова. Все эти варианты – только попытки объединить всё лучшее, что есть в двух версиях самого композитора.

В 1825 году 26-летний Александр Пушкин закончил, а в 1831 году опубликовал трагедию «Борис Годунов», действие которой охватывает семь лет царствования Бориса Федоровича Годунова.

В 1869 году 30-летний Модест Мусоргский окончил оперу «Борис Годунов» по трагедии Пушкина и «Истории государства Российского» Николая Карамзина.

Мусоргский, как глубоко русский человек, целиком принял образ терзаемого совестью царя, придав ему ещё большую рельефность. Большую часть текста либретто он сочинил, вчитываясь не только в драму Пушкина, но и в карамзинскую «Историю государства Российского».

Трагедию и оперу разделяют 44 года. Разные эпохи выталкивают на поверхность разные проблемы. Пушкинский «Годунов» создавался ещё во времена Александра I, вступившего на трон в результате гибели Павла I, и причастность к убийству Александра была для Пушкина острым вопросом не истории, но современности. Его волновала проблема человека и власти, так остро поставленная им вскоре в поэме «Медный всадник». Но к тому времени, когда Мусоргский начал писать свою оперу, уже миновала эпоха Николая I, уже 14 лет правил Александр II. Композитор был свидетелем крепостной реформы 1861 года и её последствий. Тема обманувшегося в своих чаяниях народа стала одной из основных в опере.

Народу, впервые появившемуся на оперной сцене, как главное действующее лицо, традиционно считавшемуся преданным «царю-батюшке», - царь Борис становится чужд, в нём видят причину всех бедствий, «царя-Ирода», за которого нельзя даже молиться: «Богородица не велит».

Театральный комитет, под предлогом отсутствия выигрышной женской роли, не принял оперу. Композитор подготовил вторую редакцию, в которой появился польский акт с развёрнутой ролью Марины Мнишек. Но появилась и мощная сцена под Кромами; опера заканчивалась теперь не смертью Бориса, а сценой народного бунта, торжеством Самозванца и плачем Юродивого о бедной Руси.

27 января 1874 года, несмотря на всевозможные препятствия, в Мариинском театре состоялась премьера. Публика встретила оперу восторженно, но критика – резко отрицательно. Оперу давали с большими сокращениями и всё реже. Подточенный травлей, в 1881 году Мусоргский скончался в возрасте 42 лет. На следующий год «Борис Годунов» был снят с репертуара русских театров.

14 лет спустя Н.Римский-Корсаков переработал партитуру Мусоргского, во многом следуя вкусам того времени. В этой редакции, с парижских Дягилевских сезонов 1908 года, опера с Шаляпиным в заглавной партии стала известна всему миру.

Астраханский государственный театр Оперы и Балета в своей постановке обращается к авторской партитуре.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕКОРАЦИИ АСТРАХАНСКОГО КРЕМЛЯ

Астраханский Кремль – один из самых красивых кремлей России, уникальный архитектурный комплекс, выдающийся памятник русского военно-инженерного искусства. Успенский собор Кремля в своё время привёл в восхищение самого Петра Великого. Лобное место в Астрахани – второе сохранившееся в России после московского и единственное, составляющее общий ансамбль с собором.

Но не только по этим причинам Астраханский государственный театр Оперы и Балета обратился к сложнейшему формату спектакля под открытым небом, на Соборной площади Кремля, и выбрал для постановки именно оперу «Борис Годунов».

С Астраханским Кремлём непосредственно связаны имена Бориса Годунова и Марины Мнишек.

В 1584 году, после смерти Ивана Грозного и тотчас после венчания на царство Феодора Иоанновича Борис Годунов получил титул наместника царств Казанского и Астраханского. Он начал постройку городов на окраинах Московского государства. Первоначальный Астраханский Кремль, поставленный в 1558 году, был деревянным и не мог служить серьёзной защитой. Став правителем Астраханского царства, Годунов контролировал строительство каменного Кремля, которое, по его распоряжению, вели Михаил Вельяминов и Дей Губастый, и уже к 1589 году город был полностью обнесён каменной стеной с башнями: «… зделан город бесчисленно хорош, и кругом его пояс мраморен, зелен да красен».

Многое в истории Астраханского Кремля связано с Мариной Мнишек, русской царицей, женой Лжедмитрия I, а затем Лжедмитрия II.

Ровно 400 лет назад Москва была освобождена от поляков народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Лжедмитрий II, прозванный «Тушинским вором», был убит, Марина Мнишек со своим сыном, «Ворёнком», и атаманом Заруцким укрылась в Астрахани.

Надо сказать, появление в 1605 году Самозванца, «царевича Димитрия Ивановича», расколовшее Россию, в Астрахани отозвалось серьёзными волнениями. Астраханский воевода Михаил Сабуров и архиепископ Феодосий резко обличали лжеца Гришку Отрепьева и начали приводить астраханцев к присяге на верность царю Феодору, сыну Бориса. Именно поэтому Астрахань последней в России присягнула на верность Лжедмитрию. Сабуров и Феодосий были отстранены от власти, схвачены и отправлены в Москву.

Все последующие годы до изгнания поляков из России Астраханское царство было раздираемо смутой, вошедшей в историю под названием «астраханщина». Здесь появлялись собственные самозваные царевичи. Их было двенадцать за три года! Поразительно то, что в Астрахани первой приняла сторону самозванцев не чернь, а власть в лице воеводы князя Ивана Хворостинина.

Активнейшими участниками смуты были монахи Троицкого монастыря, поддержавшие Лжедмитрия I. Игумен Иона, сменивший низвергнутого архиепископа Феодосия, самолично ездил в Москву, чтобы поклониться самозваному царю. Не удивительно, что Мнишек и Заруцкий нашли приют именно в Троицком монастыре Астрахани.

Поначалу Заруцкий, которого князь Хворостинин принял в собственном доме, вёл себя тихо, но вскоре он и его казаки начали творить бесчинства. На пытках и казнях лилась кровь астраханцев; был убит и сам Хворостинин. Это быстро отрезвило астраханцев, в городе снова поднялись волнения. Марина Мнишек, страшась нарастающего возмущения горожан, даже запретила ранний благовест к заутреням – слишком хорошо она помнила набат 17 мая 1606 года, московское восстание против польских захватчиков, самосуд над Лжедмитрием I.

Астраханцы грозили расправой Заруцкому и «люторке-еретице», и те были вынуждены бежать. Побег стал возможен благодаря Никольской надвратной церкви с Никольскими воротами, выходившими прямо на пристань, где ночью 12 мая 1614 года беглецы погрузились на струги. Однако вскоре они были схвачены и

25 июня привезены в Астрахань, а отсюда, через Казань, отправлены в Москву. Заруцкого охраняли 230 стрельцов, Марину с сыном – 600. На случай попытки их освобождения существовал тайный приказ убить пленников.

В Москве Заруцкого посадили на кол, сына Марины повесили. Сама она скончалась в тюрьме: по московским сведениям, умерла с горя, по польским, была задушена или утоплена.

Так страшно и бесславно окончилась история первой коронованной русской царицы Марины Мнишек.

В Астраханском государственном музее хранится ценнейшая реликвия: плащаница, собственноручно вышитая матерью Ивана Грозного, Еленой Глинской. Она находилась в Архангельском соборе Московского Кремля и была вывезена Мариной среди других реликвий Мнишек, а после её бегства многие годы хранилась в Астраханском кафедральном соборе, пока не была передана в музей.

На территории Астраханского Кремля сохранился Троицкий собор, оставшийся от Троицкого монастыря, где скрывалась Мнишек. Помнят её и кремлёвские стены: из 13 действующих кремлей России Астраханский Кремль - один из немногих, сохранивших свою историческую аутентичность.

Обветшавшая Никольская надвратная церковь в начале XVIII века была перестроена, но находится точно на том же месте, откуда бежала Марина.

Рядом с гордостью астраханцев, Успенским кафедральным собором, возвышается белоснежная Пречистенская колокольня. Во времена Мнишек на её месте была проездная башня. Вскоре после изгнания из Астрахани Мнишек и Заруцкого, в память об этом событии, на башне выстроили надвратную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. С тех пор и поныне главные ворота Кремля называются Пречистенскими: по одному из наречений Богородицы – Пречистой Девы.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!