Мадам Баттерфляй

12 ноября преподаватели и более 100 студентов отделения информационных технологий и дизайна посетили Астраханский государственный театр оперы и балета, где давали оперу «Мадам Баттерфляй».

Многие были в театре впервые. Первоначально всех поразило своей внешней и внутренней красотой здание театра, которое задумывалось авторами, как многофункциональный культурно-зрелищный комплекс, призванный служить расширению возможностей сохранения и развития многовековых российских театральных, музыкальных и художественных традиций.

Опера известного итальянского композитора Дж.Пуччини (1858-1924) «Мадам Баттерфляй» была поставлена в Астраханском государственном театре оперы и балета в декабре 2010 года. В ноябре 2011 года этот спектакль был включён в список номинантов 18-ого Фестиваля и Национальной Премии «Золотая Маска».

Джакомо Пуччини так представлял идеальный сюжет для своей оперы: «Поэзия, поэзия, муки любви, драма напряжённая, почти невероятная, стремительный финал». Как правило, уже одного сюжета «Мадам Баттерфляй», пропетого гениальной музыкой Пуччини, достаточно для сочувственной – как минимум – реакции публики. Присутствующие на спектакле наблюдали единство, в котором музыка даёт ощущение цвета, мизансцена – ощущение мелодии, а декорация – жеста.

Японская культура, становясь объектом интерпретации в европейском искусстве, чаще преподносится как предельно регламентированная, жёстко очерченная. В спектакле Астраханского театра эти свойства акцентированы в воплощении того внешнего мира, который отрёкся от Баттерфляй: символическое отражении конфликта особенной героини и нарушаемых ею традиций прочитывается в непримиримом сочетании иероглифов и цветов на ширмах. Конфликт мира Баттерфляй и мира иероглифов показан в постановке даже активнее, чем противопоставление Запада и Востока, хотя оно представлено очень рельефно. Вся энергия цвета отдана Баттерфляй: образ Пинкертона – как белая страница, на которой так и не появилось ни штриха, ни краски. Как ярко, живо, драматично вспыхивают цвета кимоно Баттерфляй на фоне равнодушно-белого кителя!

Исполнительница заглавной партии Елена Разгуляева мастерски пользуется той сложной палитрой средств театральной выразительности, которую постановщики создали для Баттерфляй. Пластика героини отражает всё интонационное, тембровое, динамическое богатство вокальной партии. Её жесты замирают на «пиано», линия движения созвучна рисунку мелодии. Баттерфляй – центр райского сада: пёстрые ширмы-веера – это крылья бабочки; огромный круг в глубине сцены – солнце, к которому она стремится. Образ солнца, щедро дарящего жизнь, - и безжалостно её уничтожающего, становится одним из героев спектакля. В его свете Баттерфляй появляется перед Пинкертоном; всматриваясь в гаснущий закат, она ждёт возвращения «скитальца янки». В финале пылающий круг превращается в нос корабля-монстра. Но разве может навсегда исчезнуть хрупкая Мадам Бабочка?..

Смерть не всесильна, хотя она всё время присутствует в сценическом пространстве: театр теней напоминает о ритуальном самоубийстве отца Баттерфляй. Уход самой героини представлен как три явления смерти. Явление первое: встреча с Кэт Пинкертон – обе женщины оказываются в одинаковых легкомысленных платьях, подаренных героем. В этот момент погибает надежда Баттерфляй. Явление второе: харакири – Бабочка покидает землю. Явление третье: корабль – он должен убить любовь Баттерфляй. Но она оказывается куда больше плывущей громады.

Баттерфляй увидена и услышана создателями спектакля как воплощение естественности и загадочности самой природы Японии. Это и заставляет с первого же появления героини предчувствовать её обречённость: природа совершенна, человек уязвим.

Постановка Астраханского театра заставляет поверить в то продолжение истории Чио-Чио-сан, которое придумал уже в ХХI веке Масахико Симада в книге «Хозяин кометы»: «Чио-Чио-сан в последние свои дни не могла и мечтать о том, что её любовь передастся далеким потомкам и повлияет на них. Любовь искажает радости и печали, разрушает рациональное, даже подвергает жизнь опасности, но она не заканчивается, не погибает, она и сегодня живет в ком-то из нас. Даже если возлюбленные умерли и о них забыли, их неисполненные желания воскресают в будущем».

Спектакли Астраханского государственного театра оперы и балета дают возможность зрителям почувствовать себя неотъемлемой и достойной частью всемирного культурного наследия в области театрального искусства и музыки.

Хочется поблагодарить администрацию театра за большой вклад в области популяризации мирового культурного наследия и особо за приобщение к нему молодого поколения.

Администрация отделения информационных технологий и дизайна

Астраханского государственного политехнического колледжа