Опера ОТЕЛЛО

В год, когда весь мир отмечает 200-летие со дня рождения Джузеппе Верди, Астраханский государственный театр Оперы и Балета подготовил своим зрителям роскошный подарок – спектакль «Отелло», осуществляемый постановочной командой главных специалистов театра. Около 5 лет Верди создавал уникальное по драматизму и накалу страстей произведение по одноименной трагедии Шекспира. С восторгом, под шквал аплодисментов, современники приняли оперу «Отелло», и вот уже 126 лет продолжается триумфальное шествие этого бессмертного произведения - абсолютного шедевра мирового музыкального и театрального искусства, сохраняющего свою притягательность для слушателей и зрителей XXI века.

Здесь нет ни одного слова, ни одного звука, ни одного мгновения, существующих просто так. Всё «играет» на трагедию, разразившуюся в сознании и жизни героев. Стихийная буря, открывающая оперу, становится предвестницей разрушительного бедствия, вероломно сметающего на своём пути душу Отелло. Работая над спектаклем, режиссер-постановщик Константин Балакин, стремится к постижению разрушительных человеческих возможностей: как один человек, манипулируя сначала чувствами, а затем разумом другого может полностью уничтожить его. Зерно сомнения, умело брошенное и взращённое, стремительно разрастается и несёт страшные губительные плоды. Шекспировский сюжет, существуя уже более 400 лет, сохраняет актуальность и сейчас. По мнению постановщиков, нелепо осовременивать классику, придавая ей внешние черты злободневности, именно поэтому для них было важно сохранить в неприкосновенности сюжет и заданные гениальными авторами «предлагаемые обстоятельства», не вступая в постановочный конфликт с произведением. Однако, даже во внешне “традиционном” спектакле будут звучать новые ноты. В режиссерской трактовке Яго вовсе не демон и не посланник ада, а жестокий психолог. Его холодные методичные действия низвергают героя с пьедестала доблести в пучину моральной, а затем и физической гибели.

Замысел постановщика осуществляется через обращение к универсальным символам. Так христианский символ – светлый крест – в руках Яго становится чёрным и пустым геометрическим телом – кубом. Внятная символическая линия спектакля находит своё отражение в декорациях и костюмах, созданных художником-постановщиком Еленой Вершининой. Сценическое пространство выходит за рамки места и времени, оно намного больше и значительнее – это мир Отелло, созданный его подвигами и славой. Впервые в постановке на новой сцене театра будет использована поворотная сцена, благодаря вращению которой создается динамика пространства, созвучная развитию сюжета.

В вердиевском «Отелло» значительная роль отведена хоровым сценам. Плотные и многослойные, беззаботные и безудержные, напряженные и грандиозные хоры сложны в исполнении, но восхитительны в своём звучании. Для хормейстера Галины Дунчевой огромное профессиональное удовольствие работать с оперным хором, особенно, когда речь идет об «Отелло».

Оркестр, под управлением Художественного руководителя - директора театра Валерия Воронина, несет колоссальную драматургическую нагрузку, отражает изменения, происходящие с персонажами, передавая их чувства, переживания и страсти. Актёрское мастерство и высокий вокальный уровень солистов призваны создать необычные образы - страждущие души, наполненные великой музыкой. Бережно сохраняя черты высочайшего образца трагической оперы, театр адресует спектакль зрителям, стремящимся к постижению прекрасного.


"За дар богов и за любовь"
(размышления после оперной премьеры 25.10.13)

Верди – один из немногих композиторов, чью музыку любят и знают в разных странах мира. Поэтому год 200-летнего юбилея Верди превратился в гигантский музыкальный фестиваль, охвативший большинство стран планеты. Астраханский театр оперы и балета достойно вписался в его контекст. Из нескольких шекспировских опер композитора астраханский коллектив выбрал «Отелло» – оперу с необычным музыкальным стилем и мощнейшими конфликтами, оперу масштабного действия, со множеством участников и тончайшими психологическими деталями.

Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Воронин и режиссер-постановщик Константин Балакин просто влюблены в этот поздний шедевр итальянского композитора. Чтобы убедиться в этом, достаточно было взглянуть на их одухотворенные лица и горящие глаза во время презентации спектакля. Их невероятная творческая энергетика не только подчинила артистов, но и стала источником титанической силы, питавшей весь коллектив в процессе интенсивной работы. В полной мере осознать масштаб этой деятельности театра смогли коллеги, журналисты, преподаватели и студенты, приглашенные накануне премьеры на презентацию спектакля в театр. Необычный формат встречи позволил отделу маркетинга приоткрыть секреты разных цехов театра (от костюмерного и гримёрного до осветителей и рабочих сцены). В итоге родился спектакль искренний и страстный под стать партитуре Верди.

История трагической любви Отелло и Дездемоны, рассказ о преданности и предательстве давно перешагнули рамки XV столетия (время действия трагедии Шекспира и оперы Верди) и превратились в вечную, неизменно актуальную и животрепещущую тему. Поэтому часто вращающаяся сцена указывает на символ вечности круг. Поэтому декорации и костюмы отразили условное хронологическое и географическое пространство действия, и помогли сконцентрировать внимание на сложной психологии героев. Асимметричная триумфальная арка – главная визуальная ось декорации – не простой атрибут сцены, а визуальное воплощение разрушающегося мира главного героя.

Масштабен Отелло (засл. артист России Вадим Заплечный, Москва). Его броская фактура, активная вокальная интонация, плакатная пластика дискутируют с элементами сценографии. Особенно эффектно совпадают ракурсы в изображении львиной головы на одном из трофеев и яростного лика самого героя (в 3 действии).

Интересно задуман образ Яго. В трактовке Сергея Москалькова (Москва) он приобрел не только мефистофельские черты, его внешний сценический облик совпал с понятием «серый кардинал». Отсюда частое обращение к «шипящей» декламации, которая, как известно, очень коварна.

Дездемона (Елена Разгуляева) превратилась в символ чистоты и невинности, ее облик подобен Богоматери, а не реальной женщине. Ее белое платье в сцене бури (в 1 действии) не только остается единственным светлым пятном в этой тревожной сцене, оно воспринимается как оберег от грозной стихии. Движения актрисы невесомы, она словно парит в пространстве сцены. В конце спектакля ее облик напоминает мираж, ее образ приобретает ирреальные черты. Ради такой образной драматургии певица, чей голос хорошо знаком астраханцам, нашла новые разнообразные краски для своей героини. Поэтому так щемит сердце в ее песне об иве (4 действие), так выразительно звучит ее голос в квартете из второго действия, в септете с хором в 3 действии, в любовном дуэте (в финале 1 действия) и других сценах.

Рядом с ней Эмилия (Наталья Воробьева), напротив, очень реальное создание с выразительной пластикой и роскошным голосом. Вокальная часть спектакля выглядит очень достойно, а ведь певцам часто приходится петь в процессе вращения сцены. Кассио (Иван Максимейко), Родериго (Александр Малышко), Лодовико (Максим Палий), Монтано (Дмитрий Кондратьев), Герольд (Азамат Абдугалиев) окружают и оттеняют главных героев.

Опера «Отелло» примечательна разнообразными по составу, настроению и музыкальной фактуре хоровыми сценами (хормейстер Галина Дунчева), многие из которых по ходу действия превращаются в напряженные ансамбли героев. Авторы спектакля отказались от крупного плакатного решения таких сцен и предпочли тщательную разработку деталей в мизансценах. Поэтому каждый из участников хора вносит свою лепту в визуальный ряд оперы, насыщенный собственными крошечными историями, порой забавными, порой нет. Молодые артисты театрального хора стремятся соединить актерскую игру с хорошим вокалом, что дается не просто. Сделать более рельефными или, напротив, завуалировать внешние детали в массовых сценах и сконцентрироваться на драме и конфликтах героев помогает оркестр (дирижер Валерий Воронин).

Огромную лепту в общую концепцию спектакля вносит световая драматургия. Отказавшись от прямолинейного движения от света к мраку, художник по свету Ирина Вторникова совместно с художником Еленой Вершининой разработали тончайшую драматургию световых планов, аналогий и реминисценций. Именно свет отслеживает и комментирует все этапы разворачивающейся трагедии. И прежде всего трагедии Дездемоны. Она концентрирует светлое начало в драматичной начальной сцене оперы. Мощный свет отмечает внезапное появление Отелло в 1 действии. Многочисленные игривые фонарики в руках народной массовки получают продолжение в звонкой звездной россыпи ночного неба, появление которого неизменно вызывает восторженный вздох публики (в финале 1 и 4 действий). Светлые радостные и весенние краски властвуют в мире Дездемоны, колоритным элементом которого во в 2 действии воспринимается детский хор (учащихся ДШИ им М.П. Максаковой, хормейстер Ирина Катюжанская). Однако положительная энергия света не безгранична. В третьем действии остается только единственный луч, следующий за героиней, а в заключительном – тусклый свет фонаря или лампады.

Безусловно, продолжение знакомства с астраханской постановкой оперы Верди «Отелло» поможет открыть и другие смыслы этого сложного и запоминающегося действия. Именно такой увидели и услышали оперу великого итальянца создатели астраханского спектакля.

Наталия Калиниченко

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!