Опера ОТЕЛЛО

Браво, «Отелло»!

Десятого октября на сцене Астраханского государственного театра Оперы и Балета была исполнена опера великого итальянского композитора Джузеппе Верди «Отелло».
Внимательно наблюдая за творческой деятельностью коллектива театра, я хочу отметить очень приятную закономерность – практически каждая постановка оперы или балета превращается в значимое событие в культурной жизни нашего города.

Уверен, что с этим утверждением согласятся все астраханцы, кто, купив билет, попадал в творчески-одухотворенную атмосферу главного зала театра. Попадал, чтобы стать свидетелем очередного захватывающего, масштабного творческого действа.
10 октября я тоже был в числе тех счастливчиков, кто, сказав решительное НЕТ всем текущим делам и заботам, бытовой рутине и вечернему зависанию в Интернете, пришел в гости к этому большому и очень талантливому коллективу.

Сижу в десятом ряду, до начала оперы остаются считанные минуты, а у самого в голове свербит одна и та же навязчивая и тревожащая душу мысль: ведь это же Шекспир, ведь это же Верди, как они, интересно, с такой гениальной грандиозностью справятся?!
Но с первых же минут сцены бури, которая открывает оперу, все сомнения сами по себе исчезли. Я просто с восхищением смотрел, как рождаются незабываемые сценические образы. Как точно передано дыхание бушующей стихии, тревога массы людей, которую передает могучее звучание хора и оркестра. И все это подготавливает первое появление Отелло – героя, воина и полководца. Его выход происходит на вершине всеобщего огромного напряжения, его речь, мужественная и энергичная, с ораторскими волевыми интонациями, – все это придает образу черты скульптурной масштабности.

Глядя на сцену, я невольно подумал о том, что опера вообще могла не увидеть свет, ведь сам Верди к ее созданию шел несколько долгих лет. Годы молчания, когда Верди как бы ушел в себя, были годами накопления творческих сил, глубоких раздумий о судьбе искусства. Напряженная подспудная работа подготовила новый творческий взлет.
И как же замечательно, что на склоне лет Верди встретился выдающийся либреттист А. Бойто. Это был как раз тот литератор, который смог создать либретто, достойное Шекспира и отвечающее высоким требованиям самого композитора. Шекспир был Верди особенно дорог. «Я предпочитаю Шекспира всем драматическим писателям», – признавался Верди в одном из своих писем. У Шекспира он учился реалистическому воплощению крупных, сложных характеров, острых конфликтов.

Напряженный труд над либретто длился более трех лет. Еще три года напряженного труда потребовала музыка. Итого шесть лет. А ведь это гениальный Верди, который в молодости создавал по опере в год. Но он понимал значение новой оперы, оттого и выверял в ней каждый штрих.

Но мысли мои – мыслями, а сцена продолжала жить своей напряженной жизнью. Особенно меня поразила переданная глубина отношений Отелло и Дездемоны. Сколько духовной чистоты в их любовном дуэте. Это утонченный лирический ноктюрн, полный истинной поэзии. Сменяющие друг друга мелодии исполнены страсти и неги – это тема светлой любви. Кульминация здесь наступает при словах: «Лобзанье… еще лобзанье», которые усилены проникновенным звучанием скрипок.

Дездемона вместе с Отелло – это как раз та сила, которая и противостоит злу и коварству, сосредоточенному в Яго. Для Отелло она высший идеал красоты и человечности. Яго подрывает веру Отелло не только в любовь и чистоту Дездемоны, но и в правдивость и честность людей. Как можно кому-то верить, если самый близкий человек лжив. Для мавра это настоящая катастрофа. И совершенное им убийство жены – это суд над ложью и предательством.

По ходу действия оперы постоянно находишься во власти гениальной музыки Верди. Она исчерпывающе точно передает душевное состояние героев, силу тех страстей, которые живут в их душах, от самых возвышенных до самых низменных. Она передает состояние природных стихий, передает то радостное, то драматическое предчувствие грядущих событий.

Лично на меня огромное впечатление произвел созданный сценический образ Отелло. Поэтому еще раз, возвращаясь к нему, скажу, что он является той стержневой фигурой, вокруг которой закручиваются все остальные действия сюжета. Образ Отелло отличается величественной красотой, им движут высокие помыслы и чувства, душевная открытость и вера в людей. В опере глубоко раскрывается сложная духовная эволюция Отелло. Постоянно меняется облик его вокальной речи и оркестровая характеристика. Особенно впечатляют сотрясающие его могучую душу вспышки гнева, ярости, мучительных сомнений в верности своей любимой. Это с особой силой проявляется в третьем действии в монологе «Боже, ты мог дать мне позор», в дуэте с Дездемоной, а затем в последнем ариозо Отелло. В самом конце оперы музыка выразительно подчеркивает гуманистическую идею духовного возрождения Отелло.

Да, образ главного героя удался! Полное вхождение в образ. И что интересно, энергетика главного героя сопровождает тебя и после окончания оперы. Уже вернувшись домой, много раз ловил себя на мысли, что делаю я одно (например, смотрю телевизор), а мысли незаметно возвращают меня туда, на сцену оперного театра, где полтора часа назад я видел высокое искусство, видел, как рождаются и умирают человеческие страсти, слышал гениальную музыку бессмертного Верди.

А еще были аплодисменты зала и восторженные возгласы БРАВО! Спасибо всему коллективу театра за такую яркую, творческую самоотдачу.

 

Браво, «Отелло»!

 

Автор статьи: Игорь Мирошников

 

Источник http://astrakhan-people.ru/astrahan/44-bravo-otello.html

 

14 октября 2014 года


Новая постановка Астраханского государственного театра Оперы и Балета «Отелло» стала очередной удачей коллектива и важным культурным событием города.

Музыка Джузеппе Верди в исполнении оркестра театра (музыкальный руководитель и дирижер В.Воронин) наполнила действие драмы яркими красками и контрастами.

Постановка по трагедии В. Шекспира, исполненной страстями и мощью человеческих чувств, раскрыла драматические таланты труппы театра с новой стороны, не только как блистательных исполнителей музыкальных партий, но и как неординарных актеров под руководством талантливого режиссера-постановщика К. Балакина.

Вновь зрителя удивляли художественные решения в выборе декораций и атмосферы действия, наполненной символами и «знаками судьбы». Восприятие каждой сцены дополняли эстетические находки художника (Е. Вешинина): от звездного неба над головами влюбленных, до потемневших от ауры подлости и гнева цветов в разверзнувшейся под норами земле. Украшением спектакля стали массовые сцены, в том числе и с участием детского хора (рук. И.Катюжанская).

Работа коллектива, безусловно, удалась. Наверное, у каждого читателя «Отелло» и зрителя одноименной оперы свой образ этих героев трагедии и, возможно, кому-то не хватило чего-то в увиденном произведении, ставшего уже стереотипом, ожиданием знакомого (зрители говорили о не достающей роскоши дворца или яркости костюмов). Но Астраханский государственный театр оперы и балета вновь подарил нам возможность нового видения и прочтения шедевра, и за это ему большое спасибо от зрителя.

 

Баева Людмила Владимировна

Астраханский государственный университет

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!