Театральная весна

22.03.2012 00:00
152
Театральная весна

После морозной и многоснежной зимы наступившая, наконец, весна воспринимается как праздник. Даже привычная работа, повседневные заботы кажутся не такими однообразно-будничными. Прекрасная возможность поддержать это ощущение – посетить театральный спектакль. Афиша Астраханского государственного театра оперы и балета предоставляет возможность каждому зрителю выбрать наиболее интересный для себя жанр – от детской познавательной программы до классических шедевров Пуччини, Верди, Чайковского. Творческая жизнь театра всегда очень интенсивна. Каким был театральный март?

            Все мартовские спектакли театра по-своему интересны. Каждый из них имеет свою «линию жизни», свой секрет успеха. В этом отношении особенно примечательна «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини. Поставленная в прошлом сезоне, в этом году она была номинирована на Национальную театральную Премию «Золотая Маска». Экспертной комиссией были отдельно отмечены работы дирижёра-постановщика Валерия Воронина, художника-постановщика Елены Вершининой, исполнительницы партии Чио-Чио-сан Елены Разгуляевой: все они стали номинантами Премии в персональных категориях. В апреле спектакль Астраханского театра – наряду с работами лучших российских театров - будет показан в Москве. То, с каким интересом принимает «Мадам Баттерфляй» астраханская публика, позволяет надеяться на высокую оценку взыскательного жюри.

            В чём секрет успеха этой постановки? Прежде всего, в гармоничном сочетании музыки и сценического решения. Эмоциональные кульминации, запечатлённые в партитуре Пуччини, оживают в ярких цветовых «всплесках»  оформления сцены. Постепенное нарастание трагического колорита, отчётливо ощущаемое в музыкальном развитии, чутко отражается в мизансценах, пластике героев (режиссёр-постановщик – Ольга Маликова). Но успех не был бы настоящим, если исполнительница заглавной партии ограничилась бы только «исполнением»: прекрасная певица Елена Разгуляева по-настоящему проживает каждую интонацию, поэтому публика видит на сцене трепетную, любящую и страдающую Чио-Чио-сан (Мадам Баттерфляй), а не солистку театра. Возможно, это первый спектакль, в котором оркестр театра заявил о себе как о высокопрофессиональном коллективе, готовом к решению сложнейших художественных задач. В этом - несомненная заслуга художественного руководителя и главного дирижёра театра Валерия Воронина.

            Если «Мадам Баттерфляй» - совсем молодой спектакль, с момента премьеры которого прошло чуть больше года, то «Евгений Онегин» - спектакль-юбиляр. В октябре 2012 года ему исполнится десять лет. Его появление в репертуаре Астраханского театра стало значимым событием: оно связано с началом сотрудничества с Государственным академическим Большим театром России. «Евгений Онегин» был подготовлен представителями прославленного театра – дирижёром Павлом Клиничевым и режиссёром Михаилом Панджавидзе. Автор одного из первых отзывов на спектакль, музыковед Марина Капралова, сосредоточившись на режиссёрском решении, отметила: «Панджавидзе <…> предложил классический вариант прочтения. Для него опера стала попыткой воскресить дух и нравы пушкинской эпохи в сентиментальных, поэтических тонах» («Волга», 5 декабря 2002 года). Как «звучит» опера сегодня? Молодо, эмоционально, живо. В спектакле, который прошёл 11 марта, выступили певцы, недавно ставшие солистами Астраханского театра. Драматически наполненно прозвучала партия Татьяны в исполнении Ольги Бузько. Очень убедителен и в музыкальном, и в актёрском отношении был исполнитель заглавной партии Александр Малышко. Поэтично, трепетно исполнил партию Ленского Иван Михайлов. Марина Васильева в партии ветреной Ольги запомнилась теплотой тембра, сценической выразительностью. В партии Лариной была очень органична Зинаида Дюжова. Партию курьёзного, но обаятельного мсье Трике эффектно исполнил Иван Максимейко. В партии Гремина достойно выступил Алексей Фролов.

            Накануне Международного женского дня в театре была показана музыкальная комедия Е. Птичкина по рассказам М. Шолохова «Бабий бунт». Трудно сказать, что больше привлекает внимание публики в этом спектакле – занятный сюжет, колоритная речь персонажей, яркие музыкальные номера, - но он пользуется неизменным успехом. Предпраздничный спектакль подтвердил это.

Н. Коробейникова и А. Зверев ('Ромео и Джульетта').jpg
            Программа «Вечера балета», прошедшего 10 марта, была составлена так, чтобы у зрителей возникло ощущение присутствия на спектакле. Поэтому вполне можно говорить о театральной драматургии «Вечера», в которой прослеживалась и единая линия развития, и игра контрастов. Вниманию 
публики были представлены сцены из «Лебединого озера», «Жизели», «Корсара», «Дон Кихота», «Ромео и Джульетты» - балетов, украшающих репертуар современных театров. Те, кому удалось побывать на ноябрьском или январском «Вечерах», легко могли заметить интенсивный рост молодой труппы за весьма короткий период.

            Детский музыкальный абонемент – важная часть репертуара Астраханского театра. То, насколько успешно будут проходить эти программы, во многом определит его дальнейшее развитие: во время представлений дети учатся правильно вести себя в театре, знакомятся с театральными профессиями, получают представление о жанрах музыкально-сценического искусства и, главное, слушают прекрасную музыку. Ещё в конце февраля юным зрителям была предложена программа, в создании которой неизменному автору и ведущей абонемента, музыковеду Юлии Скрипченковой помогал режиссёр – Екатерина Дыбаль. Результат их творческого сотрудничества оказался очень интересным, и потому в марте публике была представлена ещё одна совместная программа – «Истории, рассказанные хором». Один час, отведённый на программу, благодаря замечательному сценарию превратился в интереснейшее занятие. Дети смогли познакомиться с историей хорового пения, специальными вокальными терминами, поучаствовать в играх, услышать (и увидеть!) ряд сцен из масштабных сочинений композиторов XIX-XX веков – от Доницетти до Прокофьева – в замечательном исполнении хора и оркестра театра.

            Основным творческим событием марта стало завершение работы по подготовке премьеры оперы Чайковского «Пиковая дама» (дирижёр-постановщик – Валерий Воронин, режиссёр-постановщик – Константин Балакин). Есть основания предполагать, что премьера спектакля станет знаковым событием в театральной истории современной Астрахани. В связи с возникшими затруднениями в техническом оснащении сцены нового театра премьерный показ состоится не в конце марта, как планировалось ранее, а несколько позже. Вынужденный перенос не отразится на графике творческого коллектива, который приступает к репетициям оперы Дж.Верди «Трубадур».

            В ближайшие планы коллектива входит участие в двух серьёзных культурных проектах. 13 апреля Астраханский театра оперы и балета покажет свой спектакль «Мадам Баттерфляй» в Государственном академическом Большом театре России в рамках фестиваля «Золотая Маска». Сразу после возвращения из Москвы труппа театра примет участие в Международном фестивале вокального искусства имени В. Барсовой и М. Максаковой. Оркестр выступит на открытии фестиваля и заключительном гала-концерте. Выступления солистов также включены в концертную программу фестиваля. Кроме того, на 22 апреля назначен фестивальный показ «Мадам Баттерфляй».

            Хотя ещё в разгаре театральная весна, коллектив уже начал подготовку к театральной осени – началу нового сезона. Первые осенние месяцы пройдут под знаком премьер: кроме показов «Пиковой дамы», на октябрь и ноябрь запланированы премьеры оперы «Трубадур» и балета Чайковского «Лебединое озеро».

            Независимо от времени года театр ждёт встречи со своим зрителем!

 

            Алевтина Бояринцева

Другие новости все новости


15 декабря 2012 прошла первая балетная постановка
15
Дек
2017

15 декабря 2012 прошла первая балетная постановка
15.12.2017

Балетная труппа Астраханского театра Оперы и Балета празднует пятилетний юбилей

Горячий приём в Красноярске
15
Дек
2017

Горячий приём в Красноярске
15.12.2017

Первые отзывы после оперного спектакля Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста»

Топ-200 лучших событий России
15
Дек
2017

Топ-200 лучших событий России
15.12.2017

Фестиваль «Музыка на траве» - «Национальное событие 2018»

Дед Мороз открыл двери в свой кабинет
15
Дек
2017

Дед Мороз открыл двери в свой кабинет
15.12.2017

«Театральная мастерская Деда Мороза» - новое арт- пространство в городе для отдыха детей

Творческая победа
14
Дек
2017

Творческая победа
14.12.2017

Солистка Астраханского театра Оперы и Балета Виктория Кангина стала лауреатом Международного конкурса вокалистов имени...

Цветы на морозе
14
Дек
2017

Цветы на морозе
14.12.2017

Итак, гастроли театра в Красноярске открыты